«Вирус научил нас ответственности»

Интервью с директором Русского театра драмы им. Лермонтова (Казахстан) Юрием Якушевым

 

«Театрал» продолжает следить за жизнью театров русского зарубежья. И сегодня наш собеседник – директор Государственного академического русского театра драмы им. Лермонтова (Казахстан) - Юрий ЯКУШЕВ, который утверждает, что пандемия хотя и принесла театру множество злоключений, стала своего рода целительной встряской.
 
Юрий Александрович, не так давно ваш театр принимал участие во Втором международном фестивале русских зарубежных театров, который проходил в Москве с 16 по 22 ноября. Расскажите, как вам удалось преодолеть ограничения и провести гастроли? 
– Помимо участия в фестивале наши артисты еще неделю играли спектакли в Оренбурге и Орске в рамках зарубежного направления федеральной программы «Большие гастроли». А приглашение на фестиваль мы получили еще в августе, шли долгие переговоры, нужно было согласовать разрешение на выезд и въезд с различными инстанциями.

Министерство культуры России, «Россконцерт», конечно, проделали колоссальную работу и добились почти невозможного: несмотря на сложнейшую эпидемиологическую ситуацию, шесть театральных коллективов из разных стран смогли принять участие в фестивале. Наш театр представил московской публике спектакль «О мышах и людях», который можно было посмотреть и в прямой трансляции (к слову, спектакль в общей сложности увидели 199 520 интернет-пользователей).

Какой вопрос вы считаете сегодня самым актуальным для русского театра, работающего за пределами России?
– Мне бы хотелось, чтобы «Россотрудничество» (федеральное Агентство по делам СНГ) уделяло больше внимания театральной сфере. К сожалению, на текущий момент в его гуманитарных и образовательных программах места театру пока не нашлось. Если выезды за рубеж стали возможны благодаря федеральной программе «Большие гастроли», то участие в крупных театральных фестивалях для многих русских театров СНГ остается недосягаемой мечтой. Недостаточное финансирование, а по большей части полное его отсутствие, лишают самобытные театральные коллективы шанса заявить о себе на престижных международных фестивалях. В Москве во время круглого стола мы вместе с представителями Агентства по делам СНГ обсудили возможные механизмы решения этого непростого, но очень насущного вопроса.

Насколько прочные связи установились у русского театра из Казахстана с Россией?
– Мы успешно осваиваем несколько направлений сотрудничества, это и упомянутая уже программа «Большие гастроли», и международный фестиваль «Встречи в России», проходящий на базе санкт-петербургского театра «Балтийский дом», и участие в работе Ассоциации русских театров зарубежья…

Также мы очень дружны и сотрудничаем с оренбургским театром, с новосибирским «Красным факелом», по мере возможности стараемся приезжать туда на гастроли вне программ.  

Не могу не спросить про работу театра в условиях борьбы с пандемией. Как театр прошел через ограничения первой волны и как обстоят дела сегодня?
– Решение санитарных врачей о закрытии театра весной нас, как и всех, застало врасплох. Никто не был к этому готов. Однако коллектив быстро адаптировался к работе в новых условиях: увы, таков вызов времени и нужно уметь быстро и четко реагировать на обстоятельства.

Артисты придумывали сюжеты для социальных сетей, снимали спецпроекты, устраивали творческие встречи онлайн – словом, продолжали общение со зрителем. Сотрудники технических служб в дежурном режиме поддерживали жизнеобеспечение здания. Ближе к маю, с ослаблением карантинных ограничений, мы возобновили репетиции в театре, но работать на зрителя по-прежнему не могли. Выпустили в мае новый спектакль и, что называется, положили его на полку до начала сезона, который открыли только 15 октября. В Казахстане, в соответствии с постановлением главного санитарного врача, в театрах разрешена пятидесятипроцентная заполняемость зрительного зала.

Какие уроки извлек театр за время карантина?
–Я думаю, что вообще пандемия научила нас ответственности. Пандемия, как ни странно, стала временем сближения, более внимательного отношения друг к другу, ведь от того, как тот или иной артист, относится к своему здоровью, а значит, и к здоровью окружающих коллег, сейчас зависит деятельность огромного коллектива.

Весь репертуар (а у нас довольно большая афиша, в регулярной эксплуатации 36-40 спектаклей) переживает второе рождение. Только представьте, как на артистах сказывается вынужденный перерыв! Даже после отпуска всегда нужно время, чтобы вспомнить спектакли, вернуться в рабочую форму. А сегодня все постановки, по сути, приходится выпускать заново. Помимо восстановленных спектаклей, театр уже в новом сезоне выпустил ряд премьер:  «Жили- были…»  Турсунова, «Вдовий пароход» Грековой и Лунгина, «Волки и овцы» Островского, «Мой папа – Питер Пэн»  Климовски, «Осенняя соната» по мотивам киносценария Бергмана.

Отмечу, что театр не может не учитывать и напряженную обстановку в обществе, и падение доходов, и эмоциональный фон. Люди устали от неопределенности, ограничений, поэтому в текущей афише больше мелодраматических и комедийных названий. Такую репертуарную политику диктует время.
Конечно, образовался некий крен в сторону «развлекательного театра», но по-другому сегодня сложно и зрителю, и театру.
Как только мы открыли сезон в середине октября, люди буквально хлынули в театр, настолько они соскучились.  Сейчас недостатка в зрителях мы не испытываем. В то же время карантин позволил лишний раз убедиться в том, что живого театра, непосредственного контакта между артистами и публикой не заменит ни одна трансляция, пусть даже самая качественная. Все-таки театр – эта та среда, где онлайн невозможен по определению, поскольку театр – живое искусство.
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Малыш и Карлсон опять на той же крыше

    Х юбилейный Фестиваль детских и юношеских русскоязычных театров прошел в Вашингтоне. На этом театральном форуме коллективы из 15 стран мира представили 46 спектаклей.   Одним из важных критериев для отбора спектаклей являлось уверенное и грамотное владение участниками, играющими на сцене, литературной русской речью. ...
  • Владимир Гурфинкель: «Хочется учесть гений места»

    Владимир Гурфинкель стал новым главным режиссером Русского драматического театра Литвы. Еще до вступления в должность, в январе текущего года, он уже представил на сцене РДТЛ две премьерные работы. Одна из них – отклик на происходящие события в соседней Беларуси, документальный проект «Дышим вместе». ...
  • Русский театр Абхазии: «Радуемся вопреки всему»

    «Театрал» продолжает следить за жизнью театров русского зарубежья. О том, как гастроли в Россию помогли сохранить творческую форму труппы, и почему 2020 год стал прорывным для театра, рассказал директор Государственного русского театра им. ...
  • «Вирус научил нас ответственности»

    «Театрал» продолжает следить за жизнью театров русского зарубежья. И сегодня наш собеседник – директор Государственного академического русского театра драмы им. Лермонтова (Казахстан) - Юрий ЯКУШЕВ, который утверждает, что пандемия хотя и принесла театру множество злоключений, стала своего рода целительной встряской. ...
Читайте также