Разбить яйцо

МХТ имени Чехова заглянул под скорлупу гламура

 
В начале сезона Олег Табаков на сборе труппы театра сказал, что с интересом ждет премьеры спектакля «с кратким, но емким названием «Яйцо», который на Малой сцене театра ставит муж Дарьи Юрской – Магомед Чегер». Премьера, наконец, состоялась. Но в программке под названием спектакля был указан весьма редкий для русского театра жанр – флэш, а ниже – пояснение: давать отблески, отражать, выставлять напоказ.
В этом произведении французского драматурга Фелисьена Марсо (известного исследователя патологических, низменных свойств людей) и в самом деле все наизнанку, многое выставлено напоказ. Но сделано это настолько деликатно, что, разбирая интимные стороны человеческой жизни, режиссер и артисты избегают пошлости. Они словно заняли позицию над схваткой, словно очутились в лаборатории человеческих пороков.

Впрочем, главный порок здесь один. Центральный герой пьесы Мажис (Эдуард Чекмазов) недоволен собственной жизнью, он стремится убежать от судьбы, попасть в мир глянца – благополучных, модных людей; жить в окружении красивых женщин, иметь деньги и власть. На первый взгляд это ситуация, многократно описанная в мировой литературе (скажем, в «Милом друге» Мопассана или в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты»). Но Фелисьен Марсо рассматривает ее на другом, более современном уровне. Интриги героев XIX века были не столь жестоки и все же менее циничны, чем у наших современников.

В начале спектакля Мажис склонился над поломанным радиоприемником: «Здесь все дело в том, чтобы найти систему. Как и в жизни… Но систему в радиоприемнике можно увидеть-потрогать… Лампы, провода… Она строго научна. А вот в жизни… Но однажды эту систему я обнаружил». В представлении Мажиса система «красивого мира» похожа на яйцо с окаменелой скорлупой. Чтобы проникнуть внутрь, ее нужно разбить, причем самым изощренным способом. Чем выше ступень хочешь занять, тем греховнее твои поступки. Сперва это ложь, затем предательство и, наконец, убийство.

Поначалу канва спектакля напоминает комедию. Вот Мажис вспоминает, как в 19 лет он пытался лишиться невинности. И чем фанатичнее было его желание, тем в более нелепых ситуациях он оказывался. Затем он начал воровать деньги в магазине, а чтобы его не разоблачили, стал любовником не слишком молодой кассирши. Но, как ни странно, ложь раз за разом помогала ему двигаться к цели – молодой человек с деньгами все же отличается от бедняка. Затем он поставил эксперимент над родной сестрой, которую бросил жених. Путем интриг и шантажа смог вернуть для нее жениха, но радуется не воцарившейся справедливости, а исключительно тому, что научился воздействовать на людей. Эдуард Чекмазов играет Мажиса как страшно закомплексованного, но смазливого человека – из тех, кто пойдет по трупам, пока не добьется своего. Причем в самом прямом смысле. Сперва он «вычислит» любовника своей жены и станет требовать от него денег, а когда и этого будет мало, – сам же убьет жену, свалив вину на любовника.

Мажис предстает в спектакле в двух ипостасях – мы одновременно видим его молодым и пожилым. Пожилого (в программке эта роль названа философски – Хозяин) играет Авангард Леонтьев, который с высоты своих лет, в бархатном домашнем халате вспоминает-оценивает свои поступки. Но эти его «оценки» яйца выеденного не стоят. Сегодня он действительно внутри скорлупы, Хозяин жизни. Авангард Леонтьев сыграл своего Мажиса без излишней эмоциональности – холодными, скупыми красками точно передал пустоту карьериста, но в этой «сдержанности» – та самая скрытность, отражение системы.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Дом Радио представит сказку и программу-посвящение Стравинскому

    В первый месяц зимы петербургское пространство на Итальянской под руководством Теодора Курентзиса продолжит цикл концертов «Петербургский Союз композиторов в Доме Радио», а также представит остросюжетную сказку. ...
  • В Театре Виктюка покажут премьеру «Царь-девица»

    10 и 16 декабря в Театре Виктюка представят премьеру «Царь-девица» по поэме Марины Цветаевой. Режиссер постановки – Дмитрий Бозин.   «Взяв за основу старинную сказку, Цветаева создала удивительное пространство, где ветер говорит с морем и люди говорят с ветром и морем, где чувства людские равны стихиям. ...
  • В Москве отпразднуют 90-летие Родиона Щедрина

    16 декабря, в день 90-летия композитора Родиона Щедрина, в Зале Чайковского пройдет юбилейный концерт. На вечере представят основные жанры творчества Щедрина – концерт для фортепиано с оркестром, хоровая музыка, концерт для оркестра, балет. ...
  • Театр Пушкина продолжает «Пушкин LAB»

    8 декабря в музее Пушкина в Москве в рамках проекта «Пушкин LAB» представят моноспектакль «Евгений Онегин. 6 глава» Алексея Рахманова, артиста театра Пушкина. «Моноспектакль актера театра имени Пушкина Алексея Рахманова – это попытка смахнуть пыль времен со строк, знакомых всем нам со школой скамьи. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также