Зрители без страха и упрека

 
Если верить статистике и оптимизму властей – ковид практически разбит и пандемия отползает. Осталось только всем уколоться, и вирусное прошлое нам больше не грозит. Правда, верить нашей статистике и руководящему оптимизму – дело сомнительное, но это тот случай, когда чертовски хочется верить. И многие даже уколоться готовы, лишь бы действительно оставить в прошлом все страхи и тревоги, вызванные заразой. Вакцинированных становится все больше, не миллионы, конечно, как планируется, но уже и не сотни. А тревога между тем продолжает витать над нашими культурными просторами, в связи с чем у театральных касс не выстраиваются очереди, у концертных площадок не толпятся поклонники, а залы полупусты не только из-за распоряжений властей. Массовый зритель явно не спешит сбиваться в массы.

Можно, конечно, утешить себя тем, что не только российская публика запугана ковидной пропагандой и предпочитает дожидаться лучших времен на удаленке: залы пустуют и в Европе, и, что особенно приятно квасному патриоту, даже в Америке. Там эксперты компании по замеру общественного мнения Performance Research и Full Circle Research Co. пришли к выводу, что публика совершенно не готова возвращаться в храмы искусств. Лишь 13 процентов опрошенных заявили о намерении отправиться на ближайшие кинопремьеры сразу же, как только будут сняты все ограничения, но 70 процентов предпочитают оставаться дома до лучших времен. И они вовсе не скрывают того, что не только привыкли к домашним кинопросмотрам, но и не видят смысла рисковать. Примерно такие же настроения и в других сферах культуры: 39 процентов респондентов признались, что не готовы возвращаться в концертные залы, пока ситуация не вернется в мирное русло; 33 процента сказали, что значительно реже будут ходить в театры. А 51 процент опрошенных поклонников бродвейских мюзиклов и вовсе заявили, что им понадобится несколько месяцев после пандемии, чтобы избавиться от тревоги и принять решение о покупке билетов в любимые театры.

Радоваться горящему культурному сараю американского соседа нам не удастся уже хотя бы потому, что и мы горим синим пламенем. Наш зритель тоже не торопится в зал. Далеко не всем театрам удавалось заполнить даже разрешенные 25 процентов мест, лишь единичные топовые коллективы могут похвастать «усеченными» аншлагами на своих премьерах. Эти аншлаги обеспечивают самые преданные зрители без страха и упрека, которыми после нынешних потрясений театры просто обязаны дорожить безмерно и поименно. Создавать клубы этих своих поклонников, несущих в разгар кризиса далеко не лишнюю собственную копеечку в театральную кассу, предлагать им благодарственные бонусы, дарить маленькие радости в виде фирменных сувениров или автографов героев премьер... Одним словом, относиться к ним, как к родным.

Но самого особого внимания сегодня требует и зритель, который остался дома. Которого месяцами запугивали из всех средств массового информационного поражения, убеждая, что главный рассадник заразы – это театр. Причем настолько опасный рассадник, что даже шахматная рассадка не смогла спасти ситуацию, поэтому пришлось урезать количество мест до четверти. И говорилось об этом едва ли не каждый день. И контрольные чиновники не уставали носиться по театрам с проверками, считая зрителей по головам и вынюхивая в туалетах социальные дистанции. И пугали, пугали, пугали... А теперь, когда мы постепенно начинаем делать первые робкие шаги к мирному времени, почему-то нигде не наблюдается такой же массовой информационной кампании по приглашению публики в театры. Распугать распугали, а собирать – это уже проблема самих театров. И ведь это действительно проблема.

«Театрал» проводил на сайте и в своих группах в социальных сетях опрос публики, выясняя, как быстро она готова вернуться в залы после снятия всех ограничений. Результаты нас не порадовали. Лишь 35 процентов опрошенных выбрали ответ «сразу пойду в любом случае». Еще 28 процентов выразили готовность вернуться в театры, но лишь при условии, что там будут приняты все меры безопасности. А 37 процентов предпочли воздержаться от посещения театров при любых условиях, причем 13 из них заявили, что на это теперь нет денег, а 12 честно признались, что все равно боятся заразиться.

Чуть больше оптимизма добавил второй опрос, в ходе которого мы хотели выяснить предпочтения зрителей, получивших выбор – либо смотреть спектакли в онлайне, либо вернуться в «живой» театр. Если на сайте «Театрала» 25 процентов опрошенных заявили, что они будут смотреть спектакли лишь «живьем», а 70 процентов уже готовы делать это не только в зале, но и в онлайне, то опрос в Телеграм и ВКонтакте показал, что там 47 и 42 процента соответственно отдают предпочтение только «живому» театру. Правда, это вовсе не означает, что они сразу же готовы к нему вернуться. Причины все те же – опасения и проблемы с финансами. А это означает, что театральным менеджерам предстоит долгая и нелегкая работа по возвращению этих зрителей. Если для их разгона были использованы многочисленные ресурсы властей, то для их сбора каждому театру придется трудиться самостоятельно. Рассчитывать придется лишь на собственные творческие и менеджерские силы. «Театрал» в этом нелегком деле готов прийти на помощь и предоставить театрам все свои информационные ресурсы. Мы тоже очень хотим, чтобы читатель и зритель как можно скорее вернулись в театр.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
  • «Дань художественному безумию и свободе»

    «Черных монах» гамбургского театра Thalia, поставленный Кириллом Серебренниковым, открыл 76-й Авиньонский фестиваль. Что о спектакле российского режиссера писали в зарубежных СМИ? «Беспрецедентный драматический транс» Зритель, окруженный мощными образами и ангельскими песнопениями, попадает в космический круговорот, где искусство, любовь, гений и безумие играют рука об руку. ...
  • «Последний поезд» станет «первым»

    Вчера, под занавес юбилейного 95 сезона «Ленкома Марка Захарова», состоялся предпремьерный показ – сдача творческому совету театра   спектакля «Последний поезд» по пьесе Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» (Авторская версия Сергея Плотова). ...
Читайте также