Зрители без страха и упрека

 

Если верить статистике и оптимизму властей – ковид практически разбит и пандемия отползает. Осталось только всем уколоться, и вирусное прошлое нам больше не грозит. Правда, верить нашей статистике и руководящему оптимизму – дело сомнительное, но это тот случай, когда чертовски хочется верить. И многие даже уколоться готовы, лишь бы действительно оставить в прошлом все страхи и тревоги, вызванные заразой. Вакцинированных становится все больше, не миллионы, конечно, как планируется, но уже и не сотни. А тревога между тем продолжает витать над нашими культурными просторами, в связи с чем у театральных касс не выстраиваются очереди, у концертных площадок не толпятся поклонники, а залы полупусты не только из-за распоряжений властей. Массовый зритель явно не спешит сбиваться в массы.

Можно, конечно, утешить себя тем, что не только российская публика запугана ковидной пропагандой и предпочитает дожидаться лучших времен на удаленке: залы пустуют и в Европе, и, что особенно приятно квасному патриоту, даже в Америке. Там эксперты компании по замеру общественного мнения Performance Research и Full Circle Research Co. пришли к выводу, что публика совершенно не готова возвращаться в храмы искусств. Лишь 13 процентов опрошенных заявили о намерении отправиться на ближайшие кинопремьеры сразу же, как только будут сняты все ограничения, но 70 процентов предпочитают оставаться дома до лучших времен. И они вовсе не скрывают того, что не только привыкли к домашним кинопросмотрам, но и не видят смысла рисковать. Примерно такие же настроения и в других сферах культуры: 39 процентов респондентов признались, что не готовы возвращаться в концертные залы, пока ситуация не вернется в мирное русло; 33 процента сказали, что значительно реже будут ходить в театры. А 51 процент опрошенных поклонников бродвейских мюзиклов и вовсе заявили, что им понадобится несколько месяцев после пандемии, чтобы избавиться от тревоги и принять решение о покупке билетов в любимые театры.

Радоваться горящему культурному сараю американского соседа нам не удастся уже хотя бы потому, что и мы горим синим пламенем. Наш зритель тоже не торопится в зал. Далеко не всем театрам удавалось заполнить даже разрешенные 25 процентов мест, лишь единичные топовые коллективы могут похвастать «усеченными» аншлагами на своих премьерах. Эти аншлаги обеспечивают самые преданные зрители без страха и упрека, которыми после нынешних потрясений театры просто обязаны дорожить безмерно и поименно. Создавать клубы этих своих поклонников, несущих в разгар кризиса далеко не лишнюю собственную копеечку в театральную кассу, предлагать им благодарственные бонусы, дарить маленькие радости в виде фирменных сувениров или автографов героев премьер... Одним словом, относиться к ним, как к родным.

Но самого особого внимания сегодня требует и зритель, который остался дома. Которого месяцами запугивали из всех средств массового информационного поражения, убеждая, что главный рассадник заразы – это театр. Причем настолько опасный рассадник, что даже шахматная рассадка не смогла спасти ситуацию, поэтому пришлось урезать количество мест до четверти. И говорилось об этом едва ли не каждый день. И контрольные чиновники не уставали носиться по театрам с проверками, считая зрителей по головам и вынюхивая в туалетах социальные дистанции. И пугали, пугали, пугали... А теперь, когда мы постепенно начинаем делать первые робкие шаги к мирному времени, почему-то нигде не наблюдается такой же массовой информационной кампании по приглашению публики в театры. Распугать распугали, а собирать – это уже проблема самих театров. И ведь это действительно проблема.

«Театрал» проводил на сайте и в своих группах в социальных сетях опрос публики, выясняя, как быстро она готова вернуться в залы после снятия всех ограничений. Результаты нас не порадовали. Лишь 35 процентов опрошенных выбрали ответ «сразу пойду в любом случае». Еще 28 процентов выразили готовность вернуться в театры, но лишь при условии, что там будут приняты все меры безопасности. А 37 процентов предпочли воздержаться от посещения театров при любых условиях, причем 13 из них заявили, что на это теперь нет денег, а 12 честно признались, что все равно боятся заразиться.

Чуть больше оптимизма добавил второй опрос, в ходе которого мы хотели выяснить предпочтения зрителей, получивших выбор – либо смотреть спектакли в онлайне, либо вернуться в «живой» театр. Если на сайте «Театрала» 25 процентов опрошенных заявили, что они будут смотреть спектакли лишь «живьем», а 70 процентов уже готовы делать это не только в зале, но и в онлайне, то опрос в Телеграм и ВКонтакте показал, что там 47 и 42 процента соответственно отдают предпочтение только «живому» театру. Правда, это вовсе не означает, что они сразу же готовы к нему вернуться. Причины все те же – опасения и проблемы с финансами. А это означает, что театральным менеджерам предстоит долгая и нелегкая работа по возвращению этих зрителей. Если для их разгона были использованы многочисленные ресурсы властей, то для их сбора каждому театру придется трудиться самостоятельно. Рассчитывать придется лишь на собственные творческие и менеджерские силы. «Театрал» в этом нелегком деле готов прийти на помощь и предоставить театрам все свои информационные ресурсы. Мы тоже очень хотим, чтобы читатель и зритель как можно скорее вернулись в театр.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Зрители без страха и упрека

    Если верить статистике и оптимизму властей – ковид практически разбит и пандемия отползает. Осталось только всем уколоться, и вирусное прошлое нам больше не грозит. Правда, верить нашей статистике и руководящему оптимизму – дело сомнительное, но это тот случай, когда чертовски хочется верить. ...
  • Четвертушка здравого смысла

    Новогодний номер «Театрала» хотелось бы посвятить радостным и праздничным событиям уже хотя бы потому, что печали в уходящем високосном – хоть отбавляй. Один ковид чего стоит, поставивший на колени не только родное Отечество, неустанно встающее на ноги, но нагнувший и все прогрессивное человечество. ...
  • Чертовой дюжине вопреки

    Не знаю, как читатели журнала, но коллектив «Театрала» в приметы никогда не верил. Мы же культурные люди, как говорится в одном малоизвестном стишке, поэтому не обижаем черного кота и не плюём через левое плечо. Но обойти без последствий цифру тринадцать, да еще выпавшую на високосный год, нам все же не удалось. ...
  • Тренировки на кошках эпохи ковида

    От Москвы до самых до окраин, как пелось в известной песне, теперь ковид проходит как хозяин необъятной Родины моей. Он все активнее влияет на наши планы, возможности, условия жизни и, что особенно печально, даже на сроки биографии. ...
Читайте также