Молчать нельзя говорить

 
«С кем вы, мастера культуры?» – этот классический вопрос из памфлета Максима Горького остается и век спустя заметно актуальным. Причем заметность многократно возросла благодаря соцсетям, в которых личный аккаунт «мастеров культуры» говорит о них порою не меньше, чем плоды их творчества. А отдельные посты вызывают более жаркие дискуссии и обсуждения, чем вышедшая премьера. Это неудивительно, потому что сегодня Слово звучит громче и заметнее, чем когда бы то ни было ранее. И ответная реакция не заставляет себя ждать.

В последнее время мне не раз приходилось отвечать на вопросы наших читателей о том, почему на страницах и на сайте «Театрала» стали появляться публикации, блоги и ссылки на аккаунты, не имеющие прямого отношения к театру. Почему мы рассказываем о событиях в Белоруссии, о «московском деле», о людях культуры, пострадавших от произвола силовиков? Почему даем слово актерам и режиссерам, говорящим не о творчестве, а о политической жизни, об экономических проблемах, о своей гражданской позиции. Почему «Театрал» отходит от театра?

Отвечал не раз и отвечаю снова – не отходит ни на шаг. Мы пишем о театре и о зрителях, о писателях и читателях, о художниках и поклонниках. По странному стечению обстоятельств никто из них не живет в безвоздушном пространстве или на планете победившего счастья. Выходя из театрального подъезда или рабочей мастерской, каждый сталкивается со всеми прелестями нашей нескучной жизни, и каждый вправе иметь свое мнение по поводу этих прелестей. Да и зрители, даже самые преданные театру, живут не только премьерами. Суровая действительность никого не обходит стороной. Пандемия продемонстрировала нам это самым наглядным образом – перед вирусом оказались одинаково уязвимы практически все, вне зависимости от званий, состояний, должностей и даже страны проживания. А слова «что наша жизнь – игра...» вдруг приобрели зловещий смысл для всех и для каждого.

В эти бесконечные дни затянувшейся самоизоляции голос актеров, музыкантов, поэтов, зазвучавший с неожиданной силой в онлайне, ни у кого не вызвал вопросов, скорее наоборот – добавил оптимизма и надежды. Зрители вдруг поняли, что их кумиры живут в том же мире, что и они, что так же беззащитны перед коварной заразой, так же заперты в четырех стенах, так же страдают от невозможности нормально жить. Просто они более оптимистичны и талантливы. Они не боятся творить и говорить. А когда мы учредили специальную номинацию Премии «Звезда Театрала» «Лучший артответ пандемии», чтобы поддержать эту исключительно важную социальную активность в онлайне, – она быстро обрела популярность. Зрители с необычайным энтузиазмом предлагали в эту номинацию многочисленные творческие проекты. И это напомнило мне нашу самую первую «Звезду Театрала» 2008 года, когда мы учредили номинацию «За гражданское мужество». Она не вызвала вопросов ни у кого из театралов, ровно наоборот – всколыхнула яркую волну в голосовании. И никого не удивило то, что в этой не самой театральной номинации тогда победила замечательная актриса Лия Ахеджакова.

Настоящий художник не витает в башне из слоновой кости. Он живет нашими бедами и тревогами, нашими страданиями и мечтами, нашим стремлением к свободе и справедливости. «Когда художник принимает решение разделить участь всех, он утверждает себя как личность», – говорил Альбер Камю. А великий Чехов писал: «Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья».

Сегодня, публикуя в этом номере материалы о событиях в Белоруссии, публикуя слова поддержки белорусского народа и слова осуждения насилия, мы пишем обо всех нас, умеющих сопереживать, пишем о театре, в котором живем. Мы говорим о надежде, о крыльях для души. Мы пишем о художнике, который принимает решение разделить участь всех и который сам решает, где ему поставить запятую, взволнованно восклицая: «Молчать нельзя говорить!»


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
  • «Дань художественному безумию и свободе»

    «Черных монах» гамбургского театра Thalia, поставленный Кириллом Серебренниковым, открыл 76-й Авиньонский фестиваль. Что о спектакле российского режиссера писали в зарубежных СМИ? «Беспрецедентный драматический транс» Зритель, окруженный мощными образами и ангельскими песнопениями, попадает в космический круговорот, где искусство, любовь, гений и безумие играют рука об руку. ...
  • «Последний поезд» станет «первым»

    Вчера, под занавес юбилейного 95 сезона «Ленкома Марка Захарова», состоялся предпремьерный показ – сдача творческому совету театра   спектакля «Последний поезд» по пьесе Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» (Авторская версия Сергея Плотова). ...
Читайте также