В Театре Наций представили проект «Достоевский 200» и премьеру «Зимние заметки о летних впечатлениях» по публицистике классика. О масштабной междисциплинарной программе к 200-летию со дня рождения писателя рассказал художественный руководитель театра Евгений Миронов.
«Я счастливый артист, потому что мне посчастливилось столкнуться с творчеством Фёдора Михайловича. Моя первая встреча с ним была в спектакле Валерия Фокина «Карамазовы и ад» (в театре «Современник»). И, надо признаться, она была для меня своего рода адом, потому что вышел я из неё совершенно другим человеком. И тогда я понял, что Достоевский – это проверка артиста на человечность. Я убеждён: с тем, кто соприкасается с творчеством Фёдора Михайловича по-настоящему глубоко, с ним, безусловно, происходят изменения.
Дальше я встретился с прозой Достоевского уже в кино (роль князя Мышкина в сериале Бортко «Идиот») и даже сыграл самого Фёдора Михайловича (в телевизионном фильме Хотиненко «Достоевский»). За время погружения в материал я понял, что Достоевский один из тех авторов мировой литературы, которые беспощадно препарируют человека, доходя до молекул.
Сегодня, презентуя программу «Достоевский 200», мы решили с помощью разных видов искусств «препарировать» уже самого Фёдора Михайловича. Афишу проекта составили произведения самых разных жанров: от драматических и кукольных спектаклей до сторителлинга. Это попытка во всем объёме посмотреть на фигуру Достоевского сегодня. И важно, что эту исследовательскую работу будет проводить молодое поколение художников. Нам очень интересно, какие их болевые точки задевает такой автор, как Достоевский», – сказал Евгений Миронов.
Как пояснила куратор междисциплинарной программы Сара Токина, авторам предоставили полную свободу в выборе темы, ракурса, в поиске своей интонации. Это своеобразный театральный трибьют Достоевскому, но ни один из пяти проектов не является прямым обращением к его произведениям, то, что мы увидим – скорее вариации на тему.
Так, в Новом Пространстве зрителей ждут пять проектов: Сторителлинг (куратор Елена Горелова), Опера (куратор композитор Виктор Раннев), Кинопрограмма (куратор Владимир Надеин), Квиз драматурга Виталия Королева и Киноальманах, над которым работает документалист Марина Разбежкина с выпускниками ее мастерской в Школе документального кино и театра.
«Я провожу карантин в крохотной деревне в Ярославской области. Недалеко – город Мышкин, Волга. Хотела показать местность, но идёт снег и вряд ли камера сможет долго работать при сильном морозе, – сказала Разбежкина в своем видеообращении. – Находясь здесь, я рассуждаю, возможен ли Достоевский в нашей сегодняшней жизни. Мои студенты уже разъехались с заданием в поисках современных героев Достоевского. А некоторое время назад мы были на фестивале в Германии, заехали в Баден-Баден и отправились посмотреть на то знаменитое казино (в Баден-Бадене был написан роман «Игрок»). Но швейцар нас не пустил, сказав, что мы пришли не в туристическое время. На что мы ответили, что здесь играл наш знаменитый соотечественник Достоевский. Швейцар сказал: «Господин Достоевский сегодня не играет». А потом помолчал и рассмеялся, понял: «А, это тот знаменитый писатель, который проиграл здесь своё состояние». И вот после того забавного эпизода я все думаю над фразой: «А играет ли в XXI веке господин Достоевский?».
Рассказом об итогах отбора заявок в режиссёрскую лабораторию «Новое Пространство Достоевского» презентацию проекта завершил Роман Должанский. Заместитель худрука Театра Наций объявил имена семи режиссёров, чьи заявки будут доработаны до эскизов и представлены зрителям в конце 2021 года. По итогам эскизных показов экспертный совет, сформированный художественным руководством театра и рядом независимых экспертов, определит среди семи работ победителей. Так, лучшие из эскизов будут доработаны до репертуарных спектаклей театра.
Короткие работы по произведениям и автобиографической прозе Фёдора Достоевского готовят: Илья Мощицкий, Регина Саттарова, Никита Кобелев, Михаил Милькис, Евгений Малевичев.
Первым событием, которое открывает программу «Достоевский 200», стала премьера спектакля Елены Невежиной «Зимние заметки о летних впечатлениях» с Елизаветой Арзамасовой и Ильей Исаевым в главных ролях. В основу спектакля легла публицистика Достоевского, путевые эссе писателя, впервые опубликованные в литературно-политическом журнале «Время». В них отражены размышления и впечатления, сатирические зарисовки от его первого путешествия по Европе 1862 году, которые не утратили своей актуальности и по сей день.
«Я счастливый артист, потому что мне посчастливилось столкнуться с творчеством Фёдора Михайловича. Моя первая встреча с ним была в спектакле Валерия Фокина «Карамазовы и ад» (в театре «Современник»). И, надо признаться, она была для меня своего рода адом, потому что вышел я из неё совершенно другим человеком. И тогда я понял, что Достоевский – это проверка артиста на человечность. Я убеждён: с тем, кто соприкасается с творчеством Фёдора Михайловича по-настоящему глубоко, с ним, безусловно, происходят изменения.
Дальше я встретился с прозой Достоевского уже в кино (роль князя Мышкина в сериале Бортко «Идиот») и даже сыграл самого Фёдора Михайловича (в телевизионном фильме Хотиненко «Достоевский»). За время погружения в материал я понял, что Достоевский один из тех авторов мировой литературы, которые беспощадно препарируют человека, доходя до молекул.
Сегодня, презентуя программу «Достоевский 200», мы решили с помощью разных видов искусств «препарировать» уже самого Фёдора Михайловича. Афишу проекта составили произведения самых разных жанров: от драматических и кукольных спектаклей до сторителлинга. Это попытка во всем объёме посмотреть на фигуру Достоевского сегодня. И важно, что эту исследовательскую работу будет проводить молодое поколение художников. Нам очень интересно, какие их болевые точки задевает такой автор, как Достоевский», – сказал Евгений Миронов.

Так, в Новом Пространстве зрителей ждут пять проектов: Сторителлинг (куратор Елена Горелова), Опера (куратор композитор Виктор Раннев), Кинопрограмма (куратор Владимир Надеин), Квиз драматурга Виталия Королева и Киноальманах, над которым работает документалист Марина Разбежкина с выпускниками ее мастерской в Школе документального кино и театра.
«Я провожу карантин в крохотной деревне в Ярославской области. Недалеко – город Мышкин, Волга. Хотела показать местность, но идёт снег и вряд ли камера сможет долго работать при сильном морозе, – сказала Разбежкина в своем видеообращении. – Находясь здесь, я рассуждаю, возможен ли Достоевский в нашей сегодняшней жизни. Мои студенты уже разъехались с заданием в поисках современных героев Достоевского. А некоторое время назад мы были на фестивале в Германии, заехали в Баден-Баден и отправились посмотреть на то знаменитое казино (в Баден-Бадене был написан роман «Игрок»). Но швейцар нас не пустил, сказав, что мы пришли не в туристическое время. На что мы ответили, что здесь играл наш знаменитый соотечественник Достоевский. Швейцар сказал: «Господин Достоевский сегодня не играет». А потом помолчал и рассмеялся, понял: «А, это тот знаменитый писатель, который проиграл здесь своё состояние». И вот после того забавного эпизода я все думаю над фразой: «А играет ли в XXI веке господин Достоевский?».
Рассказом об итогах отбора заявок в режиссёрскую лабораторию «Новое Пространство Достоевского» презентацию проекта завершил Роман Должанский. Заместитель худрука Театра Наций объявил имена семи режиссёров, чьи заявки будут доработаны до эскизов и представлены зрителям в конце 2021 года. По итогам эскизных показов экспертный совет, сформированный художественным руководством театра и рядом независимых экспертов, определит среди семи работ победителей. Так, лучшие из эскизов будут доработаны до репертуарных спектаклей театра.
Короткие работы по произведениям и автобиографической прозе Фёдора Достоевского готовят: Илья Мощицкий, Регина Саттарова, Никита Кобелев, Михаил Милькис, Евгений Малевичев.
