Сказочный фестиваль

 
«Каштанка». Екатеринбургский ТЮЗ.

Театральный фестиваль в Новом Уренгое – один из самых молодых в России, в этом году он прошел во второй раз. Его формальное детство как нельзя лучше совпадает с избранным организаторами направлением (надо признать, рискованным): спектакли для самых маленьких.
Чистое благородство, откровенное бескорыстие – с такой программой трудно сделать имя, завоевать авторитет. Тем более во времена, когда даже тюзовское движение потерпело огромный урон от пропагандистов «театра детской скорби» и противников детской сцены вообще. В результате даже в столице МТЮЗ фактически перепрофилирован, детских спектаклей там все меньше, Центральный детский стал Молодежным, а те театры для детей, что возникли за последние полтора-два десятилетия, маломощны и не в состоянии заменить ушедших с поля боя за юного зрителя.

К общей неблагоприятной обстановке добавляется специфика города, где множество иммигрантов. Климат резко континентальный, на экранах телевизоров постоянно присутствует картинка с указанием температуры – за день перепад до 20 градусов. В Уренгое есть единственная на весь Ямало-Ненецкий автономный округ труппа с веселым названием «Кулиска». В довершение – отсутствие театрального здания, фестиваль проходит в культурно-спортивном центре, который внешне не производит внушительного впечатления, зато внутри поражает изысканностью отделки (каррарский мрамор) и огромным количеством помещений. Кажется, в нем есть все – от спортивных площадок до залов бракосочетаний. Вроде бы театральный фестиваль в таких условиях должен быть всего лишь одним из череды мероприятий и не привлекать особого внимания.

На самом деле руководитель комплекса, она же председатель оргкомитета Надежда Шагрова, дерзнув на уникальную акцию, тщательно ее продумала. Организация едва ли не безупречна, начиная с того, что участники фестиваля имеют возможность видеть все спектакли. Обычно на такого рода празднествах, включая самые крупные, типа «Маски», труппы появляются лишь для того, чтобы сыграть свое представление (иногда приезжают утром того же дня), и исчезают на следующий же день, не увидев работ своих коллег. В таком случае фестиваль превращается лишь в показ для критиков.

В Уренгое все могли и посмотреть друг друга, и принять участие в обсуждениях спектаклей, чтобы убедиться – критерии разбора одинаковы, нет двойного стандарта, к труппам, завоевавшим известность, относятся столь же требовательно (если не более), как и к начинающим. К тому же – еще одно свидетельство продуманности – значительное число семинаров, мастер-классов и прочих сопутствующих мероприятий, которые сразу выдают серьезность намерений. Словом, с точки зрения идеологически-технологической фестиваль с забавным – одновременно указующим и на географию, и на возраст зрителя – названием «Я – мал, привет!» может послужить образцом.

Содержательная часть определена подзаголовком – «Сказочный фестиваль», однако на деле сказками не ограничивается. Возможно, это обусловлено сегодняшним театральным рынком, на котором качество утренников весьма невысоко. Олег Лоевский, у которого собственный фестиваль в Екатеринбурге, рассказывал, что за последнее время просмотрел около 60 детских спектаклей, из которых лишь 1–2 обладали должным уровнем художественности. Как бы то ни было, сказка была основной, но не единственной составляющей фестивального набора.

Из несказочных выделялась знаменитая «Каштанка» Екатеринбургского ТЮЗа – спектакль, который объехал полмира, не утеряв своей трогательности и изящества. Конечно, внимательному глазу были заметны шероховатости, связанные в первую очередь с размерами зала, – обычно представление проходит в камерном помещении для меньшего количества публики. Но это неизбежные фестивальные издержки, главное сохранилось (несмотря на юбилей – 175-й спектакль), и герои – Каштанка, Гусь, Свинья, Кот – запомнились маленьким зрителям. Те еще с трудом воспринимают текст сам по себе, поэтому в постановке Вячеслава Кокорина зрительный ряд дополнял и объяснял чеховское слово.

Питерский театра марионеток «Кукольный дом» привез «Карнавал», спектакль без слов, на музыку Шумана. Были опасения: будут ли слушать и понимать. Понимали действительно не все, спрашивали у взрослых, не всегда получая верные ответы. Но, даже не понимая, сидели очарованными. Конечно, карнавальных персонажей узнать вряд ли смогли, кто такой Арлекин или Панталоне, вряд ли определяли, но характеры их чувствовали безошибочно. Сострадали бедной бабочке, которая, попав в сачок, теряет пыльцу; тревожились, когда Смерть распахивала люк преисподней, откуда вырывался адский свет; похоже, даже различали три пары влюбленных – страстную, романтическую и клоунскую… Вероятно, им трудно было формулировать свои ощущения, но само наличие ощущений безусловно – в зале царила внимательная тишина.

Работа режиссера Александра Максимычева, художника Татьяны Мельниковой и актрисы Элины Агеевой кажется почти безукоризненной. Не опускаться до уровня детского сознания, но дотягиваться до их чувств – это классическое определение можно бы поставить эпиграфом к работе «Кукольного дома».

Те же – и совершенно иные – марионетки продемонстрировал гость фестиваля театр «Ам Фаден» («На нитках»). Куклы здесь не только много больше по размеру, но они еще и стилизованы, словно сошли со страниц средневековых рукописей или со стен готических соборов. Сама история о «Звездноглазом пастухе», который отказывается пожелать здоровья чихающему королю, прозрачна, все дело в тех испытаниях, которым подвергается герой. Животные, в клетки которых он попадает – медведь, дикобразы, змеи, – вызывали буйный восторг аудитории: они были необычны и в то же время узнаваемы, смешны и страшны. Взрослому, который уже видел это представление, все равно трудно было определить, куда смотреть – то ли на укрощаемых зверей, то ли на Хельгу Бреме и Карла Реттенбахера, которые умудрялись работать одновременно с несколькими куклами. Дети получали еще и наглядный урок – какими разными могут быть сами куклы и как по-своему можно с ними обращаться.

Тем более что был и еще кукольный спектакль – хозяев фестиваля, уренгойской «Кулиски». Древнегреческие мифы в спектакле «Жил-был Геракл…» дали возможность игры масштабов: маленький герой лазил по горам, гоняясь то за ланью, то за Цербером, в то время как поданный крупным планом Эврисфей плел коварные интриги. В пьесе Михаила Бартенева присутствует некоторая монотонность, которую режиссер Алексей Гусаров и художник Олег Катаргин пытались преодолеть чисто театральными средствами – не без успеха.

С куклами соревновались актеры драматические: Театр для детей и молодежи из Старого Оскола (его лидеры входят в число организаторов «Я – мал, привет!») привез сразу два спектакля: трагичный по мироощущению «Ганс мой Еж» и – вне конкурса – «Сказку о четырех близнецах». Последний показался более удачным – там уже в сюжете заложена возможность актерских трансформаций, когда один исполнитель играет всех заглавных героев.

Сегодня дети находятся под информационным обстрелом, им навязываются – прежде всего на ТВ – образцы, зачастую далекие от собственных национальных традиций. Противодействовать мощному напору решился Новый театр кукол из Краснодара, который привез «Озорную ярмарку» – опыт обращения к фольклору, скоморошинам, народному абсурду.

В итоге получился довольно представительный срез сегодняшнего театра для маленьких. Сможет ли развиваться фестиваль, зависит еще и от отношения к детям не только театральных работников.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также