Моя любовь осталась в XX веке

Какие выставки смотреть в марте

 

Открывшиеся после карантина музеи и выставочные залы срочно наверстывают упущенное. Какие-то из громких проектов продлены, другие начались только-только. В любом случае, если в марте не случится нового локдауна, настоятельно советую посвятить этот месяц арт-пробегу – у вас есть уникальный шанс увидеть искусство ХХ века во всей красе. А это, между прочим, дорогого стоит: ведь именно прошлый век породил то, что мы называем «современностью».

Начать надо с выставки, вызвавшей бурный восторг у тех, кто успел посмотреть ее до карантина, – в огромном зале Музея Москвы отмечается 100-летие ВХУТЕМАСа, учебного заведения, резонно названного на афише «Школой авангарда» (до 11 апреля). Действительно, возникшие в 1921 году Всероссийские художественные мастерские – это лаборатория абстрактных форм в архитектуре и дизайне (живописи повезло меньше); это раскрепощенные юноши и девушки, строящие светлое будущее; это невероятный прорыв во всех видах и жанрах искусства. Интересно, что создатели выставки сделали акцент именно на учебном процессе – тут воочию можно увидеть, как в 1920-е годы выращивали авангардистов.
По удивительному стечению обстоятельств в Третьяковской галерее открыли выставку одного из главных преподавателей ВХУТЕМАСа – на Крымском валу собрали лучшие картины Роберта Фалька (1886 –1958). Этот художник умудрился оставаться собой и плыть против течения даже в те годы, когда безраздельно царил коллективизм. Шутка ли дело, в 1928 году он выехал из Советской России в Париж, чтобы все начать заново (погрузиться в импрессионизм), вернулся в страшном 1937-м, однако до конца дней сохранил богемный запал. Если и говорить о качественной живописи первой половины ХХ века, то Фальк – идеальный проводник в этом направлении (до 23 мая).
В другой части бывшего Дома художника (нынче называется «Западное крыло новой Третьяковки») вы окунетесь в артистические эксперименты второй половины ХХ столетия. Именно там работает хитовая экспозиция «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» (до 10 мая). Если говорить грубо, кинетизм – это двигающиеся, мигающие и другие подобного рода технологические штуковины, которыми заболели «шестидесятники», а вслед за ними и современные мастера. Послевоенные авангардисты пытались соединить физику и лирику – такое соединение происходило на уровне изобретаемых объектов. Здесь множество «иммерсивных» инсталляций, зависящих от вашего участия, – скучно не будет. Рассчитывайте часа на три, не меньше.
Неожиданное продолжение экспериментов с предметами вас ожидает на выставке «Вещность» в Московском музее современного искусства на Петровке (до 14 марта). Выдающийся художник Андрей Гросицкий (1934 – 2017) оказался своего рода мессией неореализма и поп-арта в 1990-е годы. Его картины с огромными мясорубками, шпингалетами и прочими ржавыми экспонатами, найденными на свалках вторсырья, заставляют по-новому ощутить связь с реальностью. Давно ли мы отвлекались от экрана, чтобы рассмотреть все подтеки на металлической банке? Добро пожаловать в новое измерение! Куратор Сергей Хачатуров создал визуальную поэму «матьеризму» – наслаждение фактурой (этим, между прочим, заражены едва ли не все художники нашего времени).

Если картины Гросицкого – это натюрморт ХХ века, то в Музей AZ надо идти ради портрета. Здесь, в Музее Зверева, представляют «Лики, лица, морды» (c 11 марта по 25 июля) – экспрессивные вариации портретирования. Конечно, главным героем выступает Анатолий Зверев, отразивший в своих работах бесчисленные градации человеческого облика (от безобразных до возвышенных). Но вместе с ним стройными рядами идут нонконформисты и концептуалисты. Как выглядит современный человек? Ответ не так прост – в музее на 2-й ТверскойЯмской он предстает многоликим и многомордым Янусом.
Остается разобраться с концом ХХ и с началом XXI века. Тут на помощь спешат две мощные выставки с западными арт-звездами. Одна открыта на 40-м этаже небоскреба Mercury Tower в Москва-сити. На ней представлены знаковые работы крупнейших западных художников разных поколений, таких как Ханс Хартунг, Эд Руша, Энди Уорхол, Хелен Бирд, Моника Бонвичини, Алекс Израэль, Ричард Принс и Дэмиен Херст – все их произведения принадлежат бизнесмену Вячеславу Пивоварову. В тот момент, когда из Европы привезти что-то большое и стоящее невозможно, шоу с шедеврами современного искусства дорогого стоит.

И в качестве вишенки на торте предлагается видеоарт американского художника Билла Виолы в ГМИИ им. Пушкина (со 2 марта до 30 мая). Заявление о том, что в Пушкинском покажут 20 работ Виолы, может вызвать ухмылку: всего два десятка? Но если учесть, что одна видеоинсталляция Виолы оценивается в долларовом измерении, как голливудский блокбастер, и тянет на целый музей, сразу проникаешься уважением. Здесь искусство нашего века, одновременно сиюминутное и вечное. Итак, если успеете на все, о чем здесь было сказано, смело, не оглядываясь, переходите на новый виток – к безумному ХХI столетию. Но об этом – в другом номере.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • От заката до расцвета

    По традиции, месяц май предается историческим воспоминаниям и ностальгии: то там, то здесь возникают выставки, приуроченные к важным датам. Прошлогодняя пандемия отменила музейный бум, посвященный Победе. Теперь историки берут реванш на менее громких, но не менее захватывающих событиях – на тайнах царского двора или на первом полете человека в космос. ...
  • В Музее Москвы открылась выставка работ концептуалистов

    В Музее Москвы открылась выставка «Уют и Разум. Фрагменты художественной жизни Москвы 90-х», которая объединяет более 200 произведений. Это живопись, графика, видеоарт и инсталляции младшего поколения московских концептуалистов: художественных групп «Инспекция «Медицинская герменевтика», «Облачная Комиссия», «Россия», «ТаРТу», «ФенСо», «Четвертая высота». ...
  • В РГБИ откроется выставка офортов Бориса Мессерера

    28 апреля знаменитый театральный художник Борис Мессерер в Российской государственной библиотеке искусств откроет выставку театральных офортов.  Мастер впервые представляет публике театральные эскизы, выполненные в технике офорта. ...
  • Гибридный выставочный проект «Современника» открывается в ММОМА

    27 апреля Московский музей современного искусства ждет первых гостей на выставочный проект, приуроченный к 65-летию театра «Современник». Это документально-художественная инсталляция, в которой встречаются два измерения культуры и два времени: театральная история и современное искусство. ...
Читайте также