
80 лет назад – 16 марта 1941 года – родился великий итальянский режиссёр и сценарист БЕРНАРДО БЕРТОЛУЧЧИ
Я смотрел все его картины, но на первом месте для меня — «Последнее танго в Париже» с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях.
В этой картине все: гениальная операторская работа Витторио Стораро, невероятный творческий импульс от картин Френсиса Бэкона, музыка Гато Барбьери, невероятная, на грани безумия актерская игра Брандо, небывалая смелость и открытость, я бы сказал — жертва Марии Шнайдер (многолетняя депрессия после тяжелейших съёмок) и глубокий смысл, заданный режиссером, проникновение в человеческую природу. Брандо, как и Шнайдер, негативно отзывался о съёмках в фильме, заявив, что никогда больше не будет сниматься в подобных картинах. Более 15 лет после окончания съёмок Брандо не общался с Бертолуччи....Часто этот фильм интерпретируют и разбирают как эротическую мелодраму, видя только самую пошлую и грубую поверхность кинополотна, но вся «эпатажность» ее только уловка, способ привлечения внимания для глубокого и вдумчивого разговора....
Искусство по сути своей находится «вне прямой морали», не учит и не наставляет, не воспитывает, не показывает «как надо». Более того, именно открытое назидание и является часто поводом для последующих лживых интерпретаций и попыткам сделать всех «одинаково чувствующими и видящими». Искусство занимается постижением человеческой природы во всех ее проявлениях. Мы же не ругаем врачей, которые исследуют и занимаются проблемами тела, за «аморальность». Иногда врачам приходится делать больно... Художник в этом плане ничем не отличается от врача, вскрывая духовные и душевные нарывы человечества, порой показывая эти раны всем, чтобы предупредить...
Бертолуччи смело и отчаянно боролся за право говорить о человеке то, что сам человек часто от себя скрывает. Такое «Последнее танго...», такая его невероятная по силе картина «Конформист» с Трентиньяном, которая многими кинокритиками считается лучшей работой режиссера. «Мечтатели», «XX век», «Последний император»....