Олеся Железняк

«Не смотрю кино со своим участием»

 
Популярность к Олесе Железняк пришла после фильма «Ландыш серебристый». Многие тогда подумали, что молодую актрису с характерным говором нашли в провинции и фильм Тиграна Кеосаяна стал для нее счастливым билетом. Однако к тому времени москвичка Олеся Железняк, окончив ГИТИС, уже была актрисой «Ленкома». О том, как непросто совмещать работу в театре со съемками в кино, актриса рассказала журналу «Театрал».
«Окаменела перед Броневым»

– В ГИТИСе я училась у Марка Захарова, и на втором курсе он предложил мне роль Марфы в спектакле «Варвар и еретик». А поскольку Марфа должна была петь, я разучила песенку, но на первой же репетиции затянула ее немыслимым фальцетом, после чего сорвала голос. Повисла звенящая тишина. И раздался голос Александра Абдулова: «Если бы меня попросили спеть в такой обстановке, я бы умер». Действительно, на сцене рядом со мной стояли Инна Чурикова, Леонид Броневой, Армен Джигарханян, Олег Янковский, Александр Збруев. Я видела их, и у меня начиналась паника! Я не достойна одним воздухом с ними дышать, не то что рядом стоять.

А доконал меня один случай. Репетировали сцену с Броневым, и я не смогла ответить на его реплику. В буквальном смысле окаменела и закрыла глаза. Он подождал ответа, потом повернулся к Захарову: «Марк Анатольевич, ну если она так будет играть, я вообще уйду». На следующий день я загремела в Институт геронтологии, потому что у меня отказали все органы. Когда, наконец, поправилась и пришла в ГИТИС, то была счастлива, что театр в моей жизни закончился и я буду только учиться.

Но от судьбы не уйдешь. И на четвертом курсе Марк Анатольевич пригласил меня на крошечную роль Елизаветы Воробей в спектакле «Мистификации», а потом попросил сфотографироваться для портрета в фойе и сдать документы в отдел кадров. Так я попала в «Ленком».

«Тебя омолаживать надо»

– Марк Анатольевич для меня загадочный человек. Слова его действуют на меня магическим образом. Когда он меня ругает, я цепенею. Однажды перед «Вишневым садом», где я играю Варю, он сказал: «Вы не то играете. Вы артистка антреприз», – чем ранил в самое сердце. Я несколько дней ходила, переживала, а потом он похвалил меня, и я взлетела на крыльях.

С ним одно удовольствие репетировать. Он предлагает такие вещи для артиста – это просто подарок. Как режиссер, он мыслит образами и никогда не решает сцену на бытовом уровне. И на съемки в кино и сериалах отпускает артиста без звука, если это не помешает репетициям в театре.

Кстати, о кинопробах я впервые узнала в театре. Мне сказали, что на «Мосфильме» Тигран Кеосаян собирается снимать «Ландыш серебристый»… Рискнула – поехала на «Мосфильм», в коридоре стоит Кеосаян, щелкает семечки. «Здрасьте». – «Здрасьте». Погрызли мы с ним семечек, поболтали… «Ну, давай на грим, на примерку». Сделали мне грим. И гример сказал: «Тебя омолаживать надо». Что значит омолаживать – до сих пор не пойму. «Ужасные пробы, – говорит Тигран. – Но я буду тебя снимать». Сниматься мне было очень легко: я не ожидала, что Цекало и Стоянов отнесутся ко мне, дебютантке, как к равной. Мне не приходилось перед ними заискивать, что-то из себя изображать… И до сих пор «Ландыш» – моя визитная карточка. Мне многие говорят: «Ты там с годами играешь все лучше!» – «Представляете, – отвечаю, – как я буду играть там в старости!»

Полеты во сне и наяву

– Я не люблю пробы, потому что всегда цепенею на площадке. Такое внутреннее ощущение, что тебя оценивают и ты должен понравиться. Эта ситуация немножко противоестественная. И вынужденное желание нравиться – ужасное. Я на самом деле пробуюсь всегда плохо, потому что у меня возникает какой-то ступор и нежелание нравиться специально, на показ. У меня было много проб, когда говорили: «Тут должна быть героиня красивая», или: «Покажите нам что-то смешное, мы знаем возможности вашего лица». И отказов много было.

В принципе те, кто меня знает, берут без проб. Так произошло и с фильмом Марюса Вайсберга «Любовь в большом городе». Кстати, сниматься у него было очень интересно. И команда подобралась суперпрофессиональная, и отношение к актерам было прекрасное. И, что немаловажно, съемки проходили в США. Я впервые попала в Америку и провела шесть дней в Нью-Йорке. Это был, конечно, подарок судьбы. Меня поселили на Манхэттене и, когда утром я подходила к окну, передо мной был весь Нью-Йорк. Стояла золотая осень, клены окрасились в невероятные цвета. Я смотрела и думала: «Господи, наверное, мне все это снится. Какое счастье, что у меня такая профессия. Вот так взяли и подарили мне праздник: купили билеты, отправили в Америку, прекрасно поселили, заплатили, еще и в кино снялась».

Но вернемся к кинопробам. Думаю, что все артисты их не любят. А в театре я играю разные роли: Клару Цаханассьян в паре с Машей Мироновой в спектакле по пьесе Дюрренматта «Визит дамы», Адриену в мелодраме Скриба «Адриена Лекуврер», Анну в антрепризе «Бестолочь» по пьесе современного французского драматурга Камолетти. Режиссеры видят во мне актрису, несмотря на то что я не красавица. Хотя никто твердо не знает, что такое красота.

«А дома – стирка, глажка, дети…»

– Театр требует от актера быть постоянно в форме. Потому что спектакль – это тоже тренировка мышц. Когда часто играешь, не замечаешь этого, это твоя каждодневная жизнь. Но поскольку в прошлом году я родила третьего ребенка – сына Прохора, был перерыв в репетициях и у меня даже губы устали, потому что я не произносила текст несколько месяцев. Первым спектаклем после родов стала антреприза «Бестолочь». И у меня там столько текста! Я играю, играю и думаю: «Господи, сколько же у меня слов». И получилось, что в какой-то момент, когда спектакль уже шел к концу, в сцене с Андреем Ильиным я забавно переставила фразы. И мы оба рассмеялись, то есть мы с ним вдвоем «раскололись». Самое страшное в такие моменты, когда артисты на сцене смеются, а в зале – тишина. Но здесь зрители поняли причину нашего веселья и стали смеяться вместе с нами.

В театре есть какая-то длинная история, которую ты рассказываешь. Здесь я чувствую, когда зал отвлекся, или, напротив – мы повели его за собой, то есть ты все время находишься во взаимодействии со зрителем, в каком-то разговоре. А в кино ты с партнером играешь сцену, стараешься все прочувствовать, полностью выкладываешься, а потом смотришь на озвучании материал и вдруг видишь, что в кадре ты спиной стоишь, поскольку сцену сократили, и исправить уже ничего нельзя. Поэтому я и не смотрю кино, в котором снималась. В театре зал мгновенно реагирует на твою игру: смеется, когда смешно, или переживает вместе с актерами. Тут не обманешь никого.

Актерская профессия на самом деле прекрасная, когда есть работа. Но она и мучительная. Когда нет работы или когда что-то не получается. Но когда после спектакля ты выходишь на поклоны и ощущаешь любовь зала, то испытываешь мгновения ни с чем не сравнимого счастья. В такие минуты думаешь: «Вот радость, какая прекрасная профессия». А потом возвращаешься домой – стирка, глажка, дети…


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Десять фильмов Станислава Говорухина

    Сегодня, 29 марта, Станиславу Говорухину  исполнилось бы 87 лет. Он попробовал себя не только в качестве режиссера –  был и актером, и сценаристом, и продюсером, и даже депутатом Госдумы. Его фильмы, созданные точной рукой мастера, стали знаковыми для российского  кинематографа. ...
  • В «Художественном» покажут фильмы Сергея Соловьева

    С 11 по 30 апреля в кинотеатре «Художественный» пройдет ретроспектива «Сергей Соловьев. Избранное». Шесть картин советского и российского кинорежиссера покажут с 35-миллиметровой пленки, поскольку фильмы Соловьева полностью не оцифрованы. ...
  • В «Сатириконе» сыграют особый спектакль

    6 апреля во Дворце на Яузе артисты сыграют недавнюю премьеру – спектакль Константина Райкина «Гроза», средства от продажи билетов передадут в благотворительный фонд «Дорога жизни», с которым теперь сотрудничает театр. ...
  • В Ивановской области откроется выставка о фильме Тарковского

    Выставка «Ностальгия по Ностальгии», посвященная 40-летию фильма Андрея Тарковского «Ностальгия», откроется 1 апреля в Культурном центре им. Тарковского в Юрьевце Ивановской области.   В экспозицию войдут «связанные с созданием фильма фотографии и документы из архива Тарковского, который был выкуплен на аукционе Sotheby’s в 2012 году», рассказала ТАСС заведующая отделом по научно-просветительной работе «Музеи Юрьевца» Эмма Аксенова. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Новый Рижский театр отменил премьеру с Чулпан Хаматовой

    В Новом Рижском театре отменили премьеру Gogolis. Nature Morte, где одну из ролей в должна была сыграть Чулпан Хаматова. Отмену объяснили «творческой неудачей». За более чем тридцатилетнюю историю театра под руководством Алвиса Херманиса это первый подобный случай. ...
  • Премьера «Тихий Дон» готовится в театре «Русская песня»

    4 и 5 марта в театре «Русская песня» состоится премьера спектакля «Тихий Дон». Режиссер Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовой постановке самые яркие моменты жизни героев легендарного романа Михаила Шолохова. ...
  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Театральный поход

    Что смотреть в московских театрах в марте: журнал «Театрал» подготовил для поклонников театра подборку пяти премьер, которые нельзя пропустить. «Амадей» Постановка Анатолия Шульева, ученика Римаса Туминаса, не о зависти – о неразделенной любви. ...
Читайте также