Тень зрителя

Почему театр порой нуждался в «карантине»

 
Одним из первых актеров современного театра, сказавших, что он категорически отказывается от аншлага в театре, был знаменитый основатель французской школы мима Этьен Декру. Были случаи, когда он соглашался играть спектакль только для двух-трех человек; он говорил: «Когда зрителей больше, они теряют свободу воли».

Этьен Декру был известен категоричностью суждений и решительностью поступков – не менее, чем его великий учитель Жак Копо. От него Декру унаследовал нелюбовь к коммерческому театру; часто нелюбовь эта переходила в ненависть и обращалась не столько на спектакли, сколько на публику, регулярно заполнявшую залы коммерческих театров и восторженно аплодировавшую в финале действ, не имевших, на взгляд Декру, ничего общего с искусством. Поэтому однажды он позволил себе прервать свой собственный спектакль, в котором сам играл на сцене, чтобы произнести яростную отповедь зрителям, бестактно хохотнувшим в зале.

Жак Копо в середине 1920-х – во время бурного расцвета театрального искусства, во время аншлагов – неожиданно ушел из основанного им театра «Старая голубятня» и уехал в Бургундию, скрывшись из комфортного Парижа от взглядов зрителей, жаждущих видеть его спектакли. Этьен Декру тоже неожиданно для всех в начале 1930-х покинул профессиональную сцену, фактически завершив актерскую карьеру, чтобы посвятить себя режиссуре, преподаванию, развитию собственной школы мима. Притом оба – учитель и ученик – были страстно привержены идее обновления театра, и оба провозглашали искусство актера главным в том новом театре, который они последовательно строили через новую актерскую школу. Их уход со сцены указывал на то, что новое искусство надо искать в стороне от большого театрального течения.

Жак Копо и Этьен Декру уходили, чтобы замкнуться в небольшом пространстве, окруженные несколькими единомышленниками. От кого они уходили? – от коллег-актеров, но главное – от зрителей, от аншлага, который вдруг сочли неуместным для театра. Декру во время своего ухода провозгласил, к раздражению театрального сообщества, что все театры Парижа надо закрыть, как минимум, на тридцать лет (время, за которое формируется новое поколение), чтобы вырастить новых артистов и воспитать новых зрителей. Сказав так, Декру стал упрямо следовать своему лозунгу, насколько позволяло время и возможности: в 1930-е и в первой половине 1940-х большинство показов работ его школы, в которых участвовали его ученики, были закрытыми.

Раздражение художника от того, что зритель, заполняющий залы, неразборчив, не умеет увидеть «настоящего» в искусстве и оценить его по достоинству, потому что находится в стороне от духовных поисков, – это чувство театру знакомо давно; в XIX веке о нем напомнили Европе поэты-романтики. Но уход творца прочь от зрителей – это принципиально новое явление, оформившееся в XX веке. Ежи Гротовский упрямо твердил: «Для нас важен зритель в стадии духовного развития, находящийся как бы на психическом повороте, ищущий в зрелище ключ к познанию самого себя и своего «места на земле». Тот, кто… гордится своим якобы непогрешимым всеведением на тему добра и зла, кто не испытывает никаких сомнений, едва ли может быть нашим зрителем».

Декру, а еще ранее Копо тоже жаждали такого зрителя – находящегося в духовном поиске и при этом обращающегося за ответами к театру с доверием и терпением. Иными словами, все эти великие мастера жаждали зрителя, который, хорошо зная обо всех видах современных развлечений, жаждал именно театра. Но если бы осуществился безумный «проект» Декру, если бы все театры Парижа ушли от зрителя на тридцать лет, появился бы такой зритель? Стало бы новое поколение готовым для нового театра за тридцать лет творческого «карантина»? Опыт пандемии, во время которой мы пережили полное закрытие театров на полгода, за которым последовала работа с ограниченным допуском зрителей в залы, заставил меня припомнить все эти имена великих ненавистников аншлагов: Копо, Декру, Гротовский… Следом за ними вспомнилась ситуация в постсоветском театре конца 1990-х, когда актеры, видя в зале аншлаг из школьников, категорически отказывались выходить на сцену (а некоторые даже прерывали спектакли, чтобы выгнать из зала распоясавшихся зрителей); а потом и рассуждения Анатолия Васильева о том, что спектакль в первую очередь предназначен не для зрителей, а для совершенствования артистов, коллег-единомышленников, и в этом смысле, чтобы играть спектакль, «театру не нужен зритель».

Оказалось, пандемия стала временем интенсивной проверки знаменитого тезиса Ежи Гротовского, сформулированного в виде воображаемого испытания для театра: «…если бы в один прекрасный день все театры мира оказались бы ликвидированы, подавляющее большинство граждан Земли не имело бы об этом ни малейшего представления в течение многих недель, в то время как на известие о закрытии кинотеатров и тем более изъятии телевизоров население всего земного шара в тот же самый день ответило бы единым мощным воплем протеста». Случилось так, что через 55 лет после высказывания Гротовского – в 2020 году действительно настало время, когда все театры мира прекратили свою работу. Но, против предсказания, весь мир сразу это заметил, потому что телевизоры первыми сообщили об этом; и интернет первым на это отреагировал, потому что стал искать способы, как не прервать творческую жизнь театра.

Главное, о чем мы снова узнали во время «театрального карантина», это то, что есть публика, прекрасно знающая обо всех возможных видах развлечений, но жаждущая именно театра. Я воспринимаю этот факт как важнейший урок прошедшего театрального года. Если бы можно было рассказать об этом старым мастерам, они бы, мне думается, в гораздо более положительном свете восприняли наше ожидание полных залов.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Вечер Светланы Крючковой пройдет в Зеленом театре

    20 августа на сцене Зеленого театра ВДНХ пройдет музыкально-поэтический вечер Светланы Крючковой, посвященный сценаристу и поэту Геннадию Шпаликову, известного по фильмам «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Я шагаю по Москве». ...
  • Фестиваль искусств «Стрелка» пройдет в Нижнем Новгороде

    С 26 по 28 августа в Нижнем Новгороде пройдет Международный фестиваль искусств «Стрелка». Все три фестивальных события состоятся в исторических пакгаузах – ажурных металлических конструкциях, установленных на стрелке, месте слияния Оки и Волги. ...
  • Мюзикл «Три товарища» Театра-Театра покажут в Москве

    Пермский Театр-Театр привезет в Москву мюзикл «Три товарища» по мотивам одноименного романа Ремарка. Постановку Бориса Мильграма покажут 29 и 30 августа на сцене Театре им. Вахтангова. Германия конца 20-х годов. Безработица, всеобщая нестабильность и зарождающиеся нацистские настроения. ...
  • Теодор Курентзис работает над созданием musicAeterna Dance

    Коллектив musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса набирает свою хореографическую труппу – musicAeterna Dance. Open call для профессиональных танцоров, перформеров, исполнителей проходит до 27 августа включительно.   Труппа со своим уникальным вектором развития будет базироваться в Доме Радио в Петербурге, работать с приглашенными хореографами, российскими и зарубежными, и регулярно участвовать в музыкальных и перформативных постановках musicAeterna. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
Читайте также