Другой Достоевский

 

Журнал "Театрал" возобновляет творческий проект "Журфак Театрала", который уже третий год проводится совместно с факультетом журналистики МГУ. В рамках этого проекта студенты спецсеминара "Теория и практика театральной журналистики", которым руководит доцент факультета Тамара Якова, посещают театральные поставновки, встречаются с актерами, режисерами и драматургами, обсуждают спектакли и проблемы театральной жизни, а результатом этих встреч становятся публикации в журнале и на сайте "Театрала".
   В театре «Сфера» в очередной раз с успехом прошёл спектакль «Дядюшкин сон». Участники проекта «Журфак Театрала» побывали на показе и убедились: Александр Коршунов нашел в своей постановке идеальный баланс между трагизмом и комизмом и представил совсем не привычного Достоевского.


Никаких мрачных петербургских пейзажей, коммунальных квартир и явных признаков бедности. Зрительские места расположены по кругу сцены, будто мы являемся приглашенными гостями провинциальной светской львицы Москалевой (Татьяна Филатова). На возвышенностях стоят старинные диваны, на стене висит запылившееся, проверенное временем зеркало, в углу зала «тоскует» чёрный рояль. Слишком бедным это убранство не назвать, но людей, которых оно окружает, – можно.

«Дядюшкин сон» – трагикомедия, в которой персонажи по-гоголевски комичны и готовы на любую подлость ради богатства.

Власть денег – ключевая тема Достоевского: Раскольников убивает старуху, Настасья Филипповна сходит с ума, сжигая купюры (ведь за ними гонятся, а не за ней), а Москалева лишает счастья единственную дочь – Зинаиду (Екатерина Давыдова-Тонгур) – силой выдавая за богатого, но выжившего из ума князя К. (Вадим Борисов).

Но всё же добродетель есть и в «Дядюшкином сне»: Зинаида Москалева единственная понимает, куда катится городишко Мордасов (говорящие названия никто не отменял). Героиня искренне извиняется за все проступки перед князем, однако по-хорошему это должен был сделать каждый. Кто заварил кашу – неизвестно, но виноваты оказались все.

Необычное пространство сцены Александр Коршунов использовал по полной. Артисты непринужденно разрушали «четвёртую стену» и вовлекали зрителей в происходящее. Персонажи выходили из разных кулис, словно из своих комнат, а Мозгляков попросил девушек из первых рядов подержать его цилиндр и трость, чтобы надеть мантию. Все это создавало ощущение близости к героям, к сюжету, к автору.

Актерам удается более трех часов держать внимание зрителей, высокий «градус» и темп игры. «Безусловно, самая трудная, глобальная задача ложится на Татьяну Филатову, поскольку ее персонаж – Марья Александровна Москалева – это мотор спектакля, его пульс и движущая сила,» – рассказал режиссер Александр Коршунов в интервью «Театралу». Актриса практически не сходит со сцены. В её героиню – умную, энергичную – невозможно не влюбиться – настолько она честна в своих порывах сделать жизнь дочери счастливее собственной.

Особой симпатией зритель проникается и к Князю К.: пусть говорят, что он «полукомпозиция, а не человек», «полупокойник», «воспоминание о человеке», все равно доброта и наивность, которые вкладывает Вадим Борисов в свою роль, трогают до глубины души.

Надо отметить и исполнительницу роли Зинаиды – Екатерину Давыдову-Тонгур. Поначалу сложно привыкнуть к её низкому голосу, к задумчивости и отстраненности от действия спектакля. Но это и делает ее особенной, объясняет, почему в местном обществе ее считали белой вороной и почему только Князь К. смог разглядеть в ней благородство.

«Дядюшкин сон» в «Сфере» – не пример современного театра со смелыми режиссерскими ходами и оригинальной интерпретацией. Но это и не абсолютно классическая постановка, как в Малом театре. Спектакль получился задорным, живым и заразительно весёлым, а Достоевский снова прозвучал актуально, ведь погони за счастьем, расчета и «сделок» с совестью никто не отменял.
 
ТегиСфера

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите, я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
  • Владимир Кехман планирует провести сокращение штата во МХАТе

    Новый глава МХАТа им. Горького Владимир Кехман рассказал, что собирается проводить масштабное сокращение штата нетворческих сотрудников театра ввиду сильного дисбаланса между творческим и управленческим коллективами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Людям захотелось чего-то антидепрессивного»

    В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Казанова. Ars Vivendi». Художественный руководитель МГТ выступил и как режиссёр-постановщик, и как исполнитель главной роли – итальянца-авантюриста и покорителя женских сердец. ...
  • Жить нужно ради любви

    Наш журнал продолжает проект «Журфак Театрала», в рамках которого студенты факультета журналистики МГУ встречаются с актерами, режиссерами, театральными менеджерами и педагогами, посещают нашумевшие спектакли и премьеры, а затем пишут заметки, лучшие из которых мы публикуем. ...
  • Чеховская история о дамочке, рассказанная собакой

    В «Школе драматического искусства» состоялась премьера спектакля «Собака с дамочкой». Гоша Мнацаканов, студент пятого курса режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), предложил зрителям необычную сюрреалистическую историю, собранную из произведений Чехова. ...
  • В «Сатириконе» проходит выставка к 110-летию Аркадия Райкина

    В театре «Сатирикон» наступили праздничные дни – 24 октября отмечается 110-летие Аркадия Исааковича Райкина и день рождения театра. В фойе «Планеты КВН» открылась выставка, где можно увидеть редкие фото, личные вещи и знаменитые маски Аркадия Райкина, ретро-трансляции его выступлений. ...
Читайте также