
Прошлое закрытие сезона выпало как раз на разгар пандемийной войны, и там уже было не до традиций. Театры в один момент оказались на замке. Теперь зрителям шаг за шагом приходится заново осваивать привычные любимые пространства и протаптывать заново тропинки к родным театральным подъездам. Опасения, что публика, запуганная антиковидной пропагандой, будет избегать закрытых пространств и скопления сограждан, не оправдались.
Зритель соскучился по театру. Он все еще местами осторожен, все еще прислушивается к страшилкам Роспотребнадзора, но уже спешит наверстать упущенное. И тянется к зрелищу, как никогда ранее. Но театры уже тихонько пакуют чемоданы. Они к нормальной жизни возвращаются по-своему – закрытие сезона должно проходить «по распорядку», как и обед в разгар войны. И в этом, конечно же, есть своя логика. Логика привычной мирной жизни. Когда публика разъезжается по дачам и морям, когда актеры переводят дух от напряженного сезона, когда народная тропа к кассовому окошку покрывается пылью даже в онлайн-кассах.
Но мы живем в другие времена, в которых логика минувшей эпохи тоже начинает покрываться пылью. И «Театрал» в этом убедился, проведя очередной опрос зрительской и читательской аудитории в социальных сетях и у себя на сайте. Мы спросили подписчиков наших групп: «Готовы ли вы ходить в театр летом, если сезон будет продлён?» Следует подчеркнуть, что у нас исключительно целевая аудитория – это реальные театральные зрители, которым действительно интересно все, что связано с театром. И которые прекрасно знают, что летом, по традиции, театральная жизнь замирает, если не считать редких гастрольных всплесков.
Ответы аудитории, должен признать, нас удивили. Выяснилось, что публика не готова расставаться с театром даже в разгар отпусков. На прямой вопрос, готовы ли ходить в театр летом, ответили «да» 84 процента читателей сайта «Театрала», принявших участие в голосовании. В Телеграм утвердительно ответили 87 процентов подписчиков нашей группы. Еще выше оказалась эта цифра в группе «Театрала» ВКонтакте – 90 процентов. А в Инстаграм и вовсе – 91,4 процента. Такого единодушия нам не приходилось встречать ни в одном из прежних опросов. По сути, подавляющее большинство зрителей, принявших участие в голосовании, высказались совершенно однозначно – они не готовы прощаться с театром на лето. Они так соскучились за это мрачное время запретов и закрытий по любимым храмам искусства, что готовы ходить туда и летом, отложив поездки на дачи и к подорожавшим морским красотам.
Сомневающихся или откладывающих театр до более поздних и безопасных времён в опросе было совсем немного. Предложенный вариант ответа «Сложно сказать, пока стараюсь избегать общественных мест» выбрало на сайте «Театрала» лишь 7 процентов читателей, столько же их было в Телеграм, в Инстаграм – 5.4 процента, а ВКонтакте – всего 4. И категорично ответили «нет» вопросу о театре летом: на сайте журнала – 9 процентов опрошенных, в Телеграм – 6 процентов, ВКонтакте – 5 и в Инстаграм – всего лишь 3,2.
Итог очевиден: наш театральный зритель не рад грядущему сезону закрытых театральных дверей. Он готов и летом делиться с театрами своими явно подусохшими доходами. Но готов ли к этому театр? Судя по нашим звонкам отдельным театральным руководителям, ответ тоже предельно ясен: нет. Продлевать сезон практически никто из опрошенных не намерен. А это означает, что, вопреки ожиданиям публики, поэтапному снятию запретов и не взирая на театральные усохшие доходы, сезон закрытия дверей – по расписанию. К нашему с публикой сожалению...