«Со мной случился человек»

На неделе русского театра в Мадриде представили спектакль «Бабушка»

 

Инклюзивную биографическую постановку «Бабушка» представили 23 апреля на неделе русского театра в Мадриде. Спектакль создан в рамках международного социального проекта «Со мной случился человек». Режиссер и руководитель проекта Анастасия Христова рассказала «Театралу» про особенности премьеры и о том, сложно ли создать театр в Испании. 

– С 2014 года в Москве работает ваш семейный театр. А как появилась идея театрального проекта в Испании?       

– У меня два филиала семейного театра «Колыбель»: один находится в Москве, где мы делаем спектакли для детей, в том числе с особенностями развития, а второй – в Мадриде, для взрослых. Оба поддерживают инклюзивное направление. Это камерный театр – мы далаем как стационарные спектакли, куда приглашаем зрителей, так и выезжаем на разные арт-площадки и фестивали. В Москве театр функционирует для детей дошкольного возраста – создаем разноформатные спектакли: от световых до кукольных и драматических. Но его основное направление – общение с особенными детьми, максимальное развитие инклюзивного направления. А вот второе направление театра занято проектами со взрослыми, они тоже включают в себя возможность посещения их людьми с особенностями.

Спектакль «Бабушка» ориентирован на то, что в дальнейшем его будут показывать с сурдопереводом – постановку могут увидеть люди с ограниченными возможностями слуха. Направление для взрослых появилось  из потребности общества и эмигрантов за рубежом быть приобщенными к культуре русского драмтеатра. Так как в Испании очень много русскоговорящих, в том числе и режиссеров, которые учились в России, тема с русским театром стоит очень остро. В Испании у нас нет постоянной площадки, здесь очень много камерных театров и как правило создаются антрепризные постановки, которые кочуют по разным театрам. В нашей команде – семь артистов, как профессионалы, так и любители.

– Сложно ли было организовать театральный проект в Испании?

– Это непросто, учитывая, что культура и ее потребности очень отличаются и встает выбор: делать продукт, который будет отвечать потребностям испанского общества или все-таки заниматься исключительно русским театром и иметь ограниченный круг возможностей. Сейчас я экспериментирую с разными форматами. В Испании многие интересуются русским театром, особенно детским и инклюзивным.    

– Какие задачи у проекта «Со мной случился человек»?  

– Проект посвящен памяти наших предков. В данном случае – бабушек и дедушек волонтеров из Болгарии, Греции, Испании и России. Этот проект мы реализуем в документальном направлении – берем интервью у бабушек и дедушек, чтобы сохранить преемственность воспоминаний об их детстве. Другое направление – творческое, с целью поддержать тему связи поколений через театр и другие публичные профессии. «Бабушка» – наш премьерный биографический спектакль по реальным воспоминаниям артистов о жизни со своими бабушками и дедушками. Мы долго думали, как назвать проект и словосочетание «случился человек» характеризует важное  событие. Уверена, что с каждым в жизни случился человек, который поменял его судьбу. 

Сейчас время, когда прерывается возможность молодого поколения общаться со старшими. Чем больше мы воспитываем своих детей и чем дальше уезжаем от своих бабушек, эмигрируя, тем у них меньше возможности видеть и понимать, как живет пожилой человек, как с ним общаться. Эта проблема остро стоит уже на уровне воспитания детей и отношения к пожилому человеку. Мне бы хотелось, чтобы люди, особенно в России, могли увидеть разное отношение в мире к старикам. Например, в северной Европе отдать пожилого человека в дом престарелых не зазорно, это часть их культуры. А в Испании 75-летней бабушке пойти в короткой юбке в ресторан или на дискотеку – нормально и никто не будет на нее странно смотреть. Также хочется, чтобы одной из целей таких проектов была поддержка конкретного пожилого человека: тети Маши, дяди Коли. И неважно кто он – заслуженный деятель или слесарь из деревни.  

– Кто из тех, у кого взяли интервью, произвел на вас наибольшее впечатление?

– На ум приходят два человека. Очень много для меня открыла моя бабушка. В молодости она была большим начальником, у нее в подчинении было много людей. А сейчас она больна Паркинсоном и сама нуждается в тепле и заботе. Для меня было поразительно, как меняется взгляд человека на жизнь, когда приходит болезнь, потому что я помню свою бабушку строгой, все замирали, когда она входит в комнату. И второй – испанский режиссер Анхель Гутьеррес, он сорок лет работал режиссером в России вместе с Петром Наумовичем Фоменко, но сейчас живет в Испании. Встреча с ним открыла для меня мир театра глазами испанца, который много лет жил в России, русский театр и русскую культуру в эмиграции. Встреча с Гутьерресом была для меня важной как для человека и артиста, а уже потом как для организатора проекта. Все видео-интервью, в том числе и с Анхелем, мы публикуем на Youtube на языке той страны, где живет наш гость. Документальное направление – информационное и мы ищем поддержку от волонтеров, которые могут сделать качественный контент. Для работы над новыми интервью мы приглашаем в проект переводчиков, журналистов, видеографов.   

– Спектакль «Бабушка» представили на неделе русского театра в Мадриде. В каком формате она обычно проходит?  

– Это ежегодное мероприятие, которое проходит весной. Из разных стран приезжают театральные коллективы, в том числе и любительские. В этом пандемическом году они только из регионов Испании. Обычно показывают и презентуют спектакли на русском и испанском языке - как правило, классическую драматургию. Каждый день посвящен отдельному коллективу и автору. В 2021 году это русские коллективы из Испании. На спектакли приходит очень много испанцев. На нашем спектакле «Бабушка», например, могут быть испанцы, которые не знают русский язык, потому что для них мы подготовили либретто на испанском.

– В чем особенности вашего премьерного спектакля?

– Он биографический и посвящен конкретным людям. Пьеса была написана драматургом из России Владимиром Дерендяевым специально по воспоминаниям конкретных артистов о жизни со своими бабушками и дедушками. Также в этом спектакле использован кукольный формат, у нас есть кукла-бабушка, созданная известным мастером, московским кукольником Стасом Хубецовым. Эта кукла – как собирательный образ бабушки, символ уюта, тепла, семьи. Артисты периодически работают на спектакле с куклой, демонстрируя разные характеры своих бабушек. У спектакля интересная сценография, символичная, небытовая. И еще одна особенность – на премьерном показе мы работаем с жестовым пением, которое было поставлено хореографом, педагогом жестового пения из Санкт-Петербурга из сообщества немых. Впоследствии на спектаклях будет присутствовать переводчик международного жестового языка для людей, которые не слышат. Первая часть спектакля интересна тем, что мы просим зрителей погрузиться в театр своего воображения, надев на пару минут маски на глаза, чтобы представление началось в театре их воображения. Мы работаем с запахами, звуками, иммерсивное и тактильное направление сейчас очень популярны в России, а в Европе развиты мало. Мы это развиваем и первое, что делаем – максимально воспроизводим русскую деревню, с запахами и звуками, вживую, без фонограммы.

– Какие у вас планы по развитию проекта «Со мной случился человек»?

– В творческом направлении планируем создавать новые театральные формы, театрально-журналистские, связанные с биографией конкретного человека. У нас был спектакль необычного формата – «Живое интервью», куда мы приглашаем реальных бабушек и дедушек для интервью и при помощи артистов делали из этого перформативную театральную постановку. Это одна из возможностей нового театрального жанра, который при помощи артистов и сценографии превращается в живой документальный спектакль.

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • «Плач женщины на могиле мужа оскорбляет военных?»

    Большой резонанс в СМИ и театральной сфере вызвало недовольство ветеранов организации «Офицеры России» премьерным спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник». «Офицеров России» возмутило использование актерами ненормативной лексики, «неприкрытая пропаганда однополой любви и ценностей ЛГБТ-сообщества». ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

  • Драматическую клоунаду о насилии «Козетта» представят в Мадриде

    25 июня в испанском театре «Lagrada» состоится премьерный показ спектакля «Козетта» — драматической клоунады, которая расскажет зрителям о проблеме насилия. Моноспектакль по мотивам произведений Виктора Гюго представит испанский режиссер Карл Мо. ...
  • Швеция. «Меньше стали изучать русский язык»

    Журнал «Театрал» продолжает следить за тем, как живут русские театры за рубежом. Сегодня наш собеседник – режиссёр Яков Клебанов, основатель театра «Русская сцена» в Швеции, в городе Гётеборге. Артисты здесь играют на русском языке, для русскоязычной публики и продолжают собирать аншлаги, несмотря на то, что «связи c Россией ослабевают или пропадают вовсе». ...
  • Минкульт РФ расширит поддержку русских театров за рубежом

    На заседании правления Ассоциации деятелей русских театров зарубежья замминистра культуры России Алла Манилова рассказала о планах Минкультуры РФ по расширению объемов и направлений поддержки русскоязычных театров зарубежья. ...
  • «Со мной случился человек»

    Инклюзивную биографическую постановку «Бабушка» представили 23 апреля на неделе русского театра в Мадриде. Спектакль создан в рамках международного социального проекта «Со мной случился человек». Режиссер и руководитель проекта Анастасия Христова рассказала «Театралу» про особенности премьеры и о том, сложно ли создать театр в Испании. ...
Читайте также