Владимир Качан: «Поэты есть всегда»

«Театрал» публикует фрагменты интервью с актером и писателем

 

В пятницу, 7 мая, на 74-м году жизни скончался один из основателей московского театра «Школа современной пьесы», композитор, писатель, народный артист России Владимир Качан. «Театрал» не раз беседовал с Владимиром Андреевичем, и сегодня в память о нем мы публикуем фрагменты одного из интервью артиста.
 
- Владимир Андреевич, что для вас важнее – театр, музыка, литература?
- Я давно уже существую в этих трех творческих измерениях. И все это очень связано. Но с некоторых пор литературная работа меня увлекает все больше и больше. Хотя мне доставляет колоссальное удовольствие записывать музыку с профессиональными музыкантами.

В театре у меня 5-6 спектаклей в месяц, и мне этого довольно. А если я буду много занят в театре, не будет возможности писать. Почему литературная работа мне дороже всего? Потому что в процессе написания я сам себе и режиссер, и осветитель, и костюмер, и артист. Кто хотите! И я в прозе выражаю себя и как артист, и как музыкант, потому что проза требует определенной ритмизации и темпа в изложении.

Когда люди спрашивают: «Зачем вы пишете?», – то многие не знают, что ответить – то ли это желание прославится, то ли напрасная жажда денег? А у меня есть четкий и честный ответ на этот вопрос: я пишу, потому что мне нравится этим заниматься. Я люблю это, не меньше, чем сочинять музыку.

- Расскажите о своей книжке «Аплодисменты после…»
- Она была задумана к юбилейному дню рождения моего друга, первого соавтора песен и однокурсника Лени Филатова. Книга состоит из 15 новелл о разных людях, и эти новеллы никоим образом не относятся к жанру мемуаров. Я избегаю даже этого слова. Жванецкий как-то остроумно сказал, что «после того, как человек напишет мемуары, ему приличней всего умереть», и я с ним согласен. Но это категорически не мемуары. Здесь описаны истории, которые произошли с людьми, ушедшими в мир иной, а я был одним из действующих лиц в этих эпизодах. Случаи эти по большей части, на 80 процентов забавные, смешные, но они почти подлинные.

Я принципиально хотел, чтобы в этой книжке были веселые, озорные случаи. Про Горина, про Арканова, про Рязанова, про Леню Филатова, даже про Сергея Михалкова.

- Михалков вроде бы из другой области…
- Казалось бы, в эту палитру не вписывается, там люди другой популяции. Но дело в том, что я, не уходя из ТЮЗа, в котором я тогда работал, семь лет был солистом оркестра Утесова.

Автором программы для «веса» всегда должен был быть какой-то именитый человек. И в авторы программы пригласили Сергея Владимировича Михалкова, чтоб была его подпись. И дальше все вопросы снимались.

Сергею Владимировичу нравилось, как я пою. И у нас с ним произошел смешной эпизод, о котором в этой книжке вы прочтете. Но одно скажу: если бы я когда-то снобистски не отмахнулся от предложения Сергея Михалкова, у меня бы жизнь возможно сложилась иначе. Но я отказался сочинить цикл песен на его лирические стихи. А кстати, надо признать, что у него есть первоклассная лирика, а не только басни и тексты гимнов…

- Основным соавтором в те годы был Леонид Филатов?
-  Да, а сейчас, можно сказать, этой книжкой я решил в прозе продолжить его дело, его программу «Чтобы помнили», где он рассказывал об актерах, которых уже нет.

Еще одним эмоциональным двигателем было то, что недавно совсем юная девушка, лет семнадцати, ассистент режиссера, которая вела меня по двору Мосфильма в костюмерную, мне говорит: «Я слышала, вы песни сочиняли, у вас много песен, пластинок». Я обрадовался, что об этом спросила, и говорю: «Да, в студенческие годы начинали сочинять эти песни с Леонидом Филатовым». Она меня прервала вопросом: «А это кто?».  А потом, когда я рассказал этот, с моей точки зрения, беспрецедентный случай моей жене, которая преподает в ГИТИСе сценическую речь, она ответила, что один из ее студентов спросил ее как-то, кто такой Олег Даль…

 И все это тоже было внутренним стимулом для того, чтобы я эту книжку задумал и написал. Именно для того, чтобы помнили. Ведь Леня Филатов очень заслуживает этого. Его сказку «Про Федота-стрельца» знают все, она разошлась на цитаты больше, чем ершовский «Конек-Горбунок».

- Есть сейчас поэты, на чьи стихи вы пишите музыку?
- Поэты есть всегда. Сначала был Леня Филатов, потом появился Леша Дидуров, которого, к сожалению, уже нет. С ним мы много песен мы сочинили. У нас был даже обычай: каждый год, он жил тогда в Столешниковом переулке, а я на Пушкинской площади. И 1 января, не опохмеляясь, мы встречались и сочиняли 2-3 песни. Потом появился Саша Вулых. Все поэты, с которыми я сотрудничаю, – мои близкие товарищи.  В частности, Юрий Ряшенцев. У меня есть несколько песен на стихи Юрия Левитанского, с которым я был знаком. Иногда что-то вдруг увижу и понравится из напечатанного, но большая часть – это мои близкие друзья. Поэтому недостатка в соавторах у меня нет. Есть Валера Шульжик, с которым у нас есть целый блок, так называемых, детских песен, хотя они не совсем детские.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Скончался актер и музыкант Петр Деметр

    В Москве скончался заслуженный артист России Петр Деметр. Он был актером цыганского театра «Ромэн», много выступал с концертами, вел программу о цыганской культуре на телевидении. Ему было 79 лет, сообщает «Эхо Москвы» со ссылкой на информацию от друзей артиста. ...
  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Сезон выдающихся актерских работ

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Павлу Рудневу.  Удачи сезона В этом московском сезоне можно говорить о выдающих актерских работах. ...
Читайте также


Читайте также

  • Умер поэт Александр Еременко

    В Москве в возрасте 70 лет умер поэт Александр Еременко. «Ушел из жизни один из главных поэтов современной России, - написал в Facebook киновед  и культуролог Андрей Плахов. - Его справедливо называли Королем Поэтов. Мы знали его еще молодым - на волне поэтического подъема 1980-х. ...
  • Умер актер Андрей Егоров

    Заслуженный артист России, актер Центрального академического театра Российской армии Андрей Егоров умер на 52-м году жизни.   «Сегодня, 17 июня 2021 года, на 52-м году жизни скоропостижно скончался заслуженный артист России, актер Центрального академического театра Российской армии Андрей Павлович Егоров», - сообщается на сайте театра. ...
  • Скончался актер и музыкант Петр Деметр

    В Москве скончался заслуженный артист России Петр Деметр. Он был актером цыганского театра «Ромэн», много выступал с концертами, вел программу о цыганской культуре на телевидении. Ему было 79 лет, сообщает «Эхо Москвы» со ссылкой на информацию от друзей артиста. ...
  • Умер Резо Габриадзе

    Не стало художника, скульптора, автора сценариев к картинам «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза», создателя уникального театра марионеток – Резо Габриадзе.   Когда 2016 году в Музее Москвы к 80-летию художника проходила мультимедийная выставка его живописных, графических и скульптурных работ, в одном из залов музея состоялись гастроли его удивительного театра марионеток. ...
Читайте также