Так рождаются театры: современники – «Современнику»

 

Спустя месяц после официальной даты, считающейся днём рождения «Современника», состоялся премьерный и единственный показ документального спектакля «Вечно живые. История в лицах» по пьесе Михаила Дурненкова, написанной специально к 65-летнему юбилею театра. 

Несмотря на документальную основу спектакль Виктора Рыжакова – абсолютно игровой. Наполненный романтичным настроем и пафосом гражданской лирики «шестидесятников», он получился одновременно сложносочинённым и воздушным. «История в лицах» – это взгляд в прошлое, через которое отчетливо просматривается уверенный, вбирающий в себя все лучшее из эпохи, завершившеся с уходом Галины Волчек, взгляд в будущее.

Юбилейное посвящение молодого поколения театра группе его основателей, во главе с Олегом Ефремовым, рассказывает о зарождении театра-студии из инициативы выпускников Школы-студии МХАТ. Из желания говорить со своими современниками на современном языке – вопреки погрязшему в официозе театру второй половины 1950-х вообще и МХАТу в частности.

Молодое поколение «Современника» представляет «Историю в лицах» многоголосием, что абсолютно попадает в эпоху «оттепели» и эстетику раннего ефремовского «Современника», но это является и личной историей каждого, кто ведёт повествование от своего имени. Коллектив единомышленников, за который так ратовал Ефремов, как, впрочем, и основатели МХТ, – это в первую очередь яркие личности, актерские индивидуальности, а не только новая драматургия и ее герои: Розов, Володин, Галич.

И, конечно же, преемственность поколений в спектакле – тоже на первых ролях, не только в качестве непременной составляющей юбилейного посвящения, но и буквально. Так от имени Олега Ефремова говорит его внук, актёр «Современника» Никита Ефремов, за Олега Табакова – его сын, Павел Табаков, от имени ректора Школы-студии МХАТ Вениамина Радомысленского, сыгравшего небольшую, но ключевую роль в становлении студии молодых актёров, – сегодняшний ректор Игорь Золотовицкий.

Спектакль открывает эпизод, говорящий о наступлении новый эпохи, впоследствии получившей свое название по повести Ильи Эренбурга «Оттепель». Новому времени стал необходим новый театр – и понеслось. За два с половиной часа перед зрителем проносится история раннего «Современника»: первый успех, неудачи, угрозы быть закрытым за смелые постановки, личные истории взаимоотношений, коллективный портрет театра, который поглощал без остатка жизнь каждого.

Со сцены звучат диалоги, бесконечные диалоги. Это и разговоры друг с другом, и письма от зрителей, и непростые беседы с чиновниками, грозившими закрыть театр-студию, в то время как сами они жадно, но тайно смотрели все, что показывал «Современник».

«История в лицах» выглядит тотальной репетицией создания театра, репетицией в репетиции. Одна мизансцена сменяет другую, жизнь на сцене сменяется жизнью вне сцены... Вернее, эту границу вообще невозможно определить. Это монтаж из спектаклей, составивших славу театра. Спектаклей, после которых театральная Москва узнала Олега Ефремова, Галину Волчек, Олега Табакова, Нину Дорошину, Лилию Толмачеву, Евгения Евстигнеева, Игоря Квашу, Михаила Козакова, Людмилу Крылову, Виктора Сергачева. Здесь и мизансцены из «Вечно живых» Розова, и репетиции «Матросской тишины» Галича. Молодого скрипача Давида Шварца должен был играть Игорь Кваша, Абрама Шварца – Евгений Евстигнеев, но уже после генеральной репетиции – категорический запрет на постановку (в начале 1990-х спектакль станет визитной карточкой Театра Олега Табакова). Зрителям напомнили и один из самых узнаваемых эпизодов спектакля «В поисках радости», где герой Олега Табакова рубит шашкой по лакированному мещанству. Показали и работу над «Пятью вечерами» Володина, где Галина Волчек (Виктория Романенко) впервые попробовала себя в качестве режиссёра.

«История в лицах» – это и спорящий с Ефремовым Анатолий Эфрос (Максим Разуваев), и Виктор Розов (Рашид Незаметдинов), у которого Ефремов и Кваша (Иван Стебунов) чуть ли не отбирают пьесу «В поисках радости»: оказывается драматург уже пообещал ее Центральному детскому театру. Это и Александр Володин, сказавший после «Пяти вечеров»: «Я такой пьесы не писал», – и Михаил Козаков (Александр Хованский), и Евгений Евстигнеев (Шамиль Хаматов). Актеры разыграют и сцены из «Обыкновенной истории», ставшей первым обращением «Современника» к классическому произведению. Инсценировку романа, кстати, Виктор Розов написал задолго до появления театра.

Героями «Истории в лицах» стали и поэты-шестидесятники: Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадуллина, Борис Слуцкий – главные голоса «оттепели». Но их поэзию в большинстве своем довольно неудачно продекламировали со сцены.

Завершился спектакль общим портретом театра. Виктор Рыжаков, объявляя в микрофон имена актёров, приглашал их из зала на сцену, которая в свою очередь превратилась в большой уходящий вверх зрительный зал – в тот вечер он объединил все поколения «Современника».

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • Андрей Максимов: «О ситуации в Театре Моссовета»

    Кому интересно... О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА Так получилось, что я был первым режиссером, которого Евгений Марчелли пригласил на постановку после того, как его назначили худруком театра Моссовета. Моя интерпретация пьесы Мережковского "Гроза прошла" идет на сцене Под крышей. ...
  • «Плач женщины на могиле мужа оскорбляет военных?»

    Большой резонанс в СМИ и театральной сфере вызвало недовольство ветеранов организации «Офицеры России» премьерным спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник». «Офицеров России» возмутило использование актерами ненормативной лексики, «неприкрытая пропаганда однополой любви и ценностей ЛГБТ-сообщества». ...
Читайте также


Читайте также

  • Новое творческое пространство в Москве. Здесь начинается театр

    В июне в Фурманном переулке, дом 6 открылась Театральная Мастерская «На Чистых». Недавно у нас начался набор в группы – детские и взрослые. Преподают в Мастерской педагоги из «Щепки», «Щуки», Школы О. Табакова, актеры и режиссеры московских театров. ...
  • Репетиция апокалипсиса

    Пока столичные театры взяли паузу, «Практика» играет свои премьеры на территории Музея Москвы, где обоснуется с нового сезона. 22 июля здесь покажут спектакль Марины Брусникиной «В кольцах» по повести «Несчастливая Москва» – фантасмагории, которая за три года до ковида напророчила «атаку» неизвестной эпидемии. ...
  • «Чайка. Прерванный полет»: премьера Александра Молочникова в Большом

    На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета «Чайка» – по одной из самых востребованных пьес в мире. Практически нет ни одного мало-мальски известного режиссера, в чьем послужном списке её бы не было. ...
  • Итоги сезона: театр продолжается

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Олегу Лоевскому. Удачи сезона Самый главный успех этого сезона, что мы начали работать после пандемии, и большей радости и счастья я не знаю. ...
Читайте также