Свое 80-летие отмечает художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин

 

В РАМТе юбилеи летят журавлиным клином. В этом же году празднует свое столетие театр; в прошлом году – отмечали приход Алексея Бородина на должность художественного руководителя театра 40 лет назад. Астрологи, наверняка, были бы счастливы разложить звездные карты, чтобы вычислить прихотливый путь на Олимп театральной Москвы мальчика, родившегося в китайском городе Циндао...

Кажется, что в своем кабинете в РАМТе Алексей Владимирович Бородин никогда не остается в одиночестве. Сюда приходят с неотложными делами (а в театре всегда что-то горит и дымится). Сюда заходят с новыми замыслами и идеями молодые и не очень режиссеры и художники, которые оккупировали буквально все пространство театра, – и малую сцену, и белую комнату, и черную комнату, и пространство во дворе, и театральную лестницу и что-то еще... Сюда заглядывают гости – и те, которые пришли на премьеру, и те, которые заглянули на спектакль, уже давно стоящий в репертуаре. Спектакли в РАМТе к выходные идут круглые сутки, ну, а на рабочей неделе – просто допоздна. РАМТ работает как хорошо налаженное дело – вроде все идет само собой, и постороннему никогда не догадаться сколько ежедневных, ежечасных, ежиминутных усилий обеспечивают этот плавный ход театрального корабля.

Все «ненадолго зашедшие» знают, что Хозяин театра (за исключением редчайших случаев) у себя на посту, в своем кабинете. И потому просто невозможно не зайти, не поприветствовать, не поклониться, не поздороваться в это волшебное пространство. Где всегда и для всех есть место и время. Где так улыбаются навстречу. Где все твои неприятности как-то отпускают, остаются за порогом. Здесь все так насыщенно мыслью, покоем и творчеством, что любая буря мира житейского тут как-то никнет, стихает («тень, знай свое место!»).

В большом театральном мире Алексей Бородин занимает место особое и отдельное. Его негромкий голос становится твердым, когда речь идет о несправедливости. Он может прилететь с другого конца света, чтобы своим личным присутствием помочь, поддержать, не дать совершится подлости или ошибке. В мире, завистливом, суетливом, разобщенном и живущим своими отдельными и сиюминутными интересами все знают, что Бородин вне и над: группировками, интригами, сплетнями и корыстными альянсами. Его «да», и его «нет» всегда окончательны и весомы. Его нравственный компас безупречно точен.

При этом, когда Алексею Владимировичу говоришь, что именно он главный арбитр сегодняшнего театра, он отмахивается от говорящего...

Опыт долгой жизни добавил к природной доброте выстраданную мудрость. Помню, как на собрании в СТД, где бушевали страсти по поводу решения Александринки и Театра им.Волкова создать альянс, – Бородин сказал очень спокойно: «Я не понимаю зачем эти театры хотят объединиться. Но если такие крупные художники, как Валерий Фокин и Евгений Марчелли, хотят этого, то мы не должны им мешать»...

Уважение к коллегам по цеху (даже к их праву на ошибку), готовность прийти на помощь и протянуть руку – все это Бородин.

Мудрость и стойкость, доброжелательность и ясность, высота и сила духа – все эти качества, присущие человеку Алексею Бородину, прекрасно видны в спектаклях режиссера Алексея Бородина. Режиссеры вообще необыкновенно видны в своих работах, куда отчетливее, чем писатели или художники. Глупость, подлость, мелочность и низость – все считывается мгновенно. Так же как храбрость или доброта. За годы и десятилетия Алексей Бородин поставил десятки спектаклей: веселых и трагичных, длинных («Берег утопии» шел 9 часов) и компактных, в пространстве большой сцены и на несколько десятков зрителей, удачных и не очень, событийных и проходных. Менялись авторы (от Шварца до Шекспира, от Чехова до Стоппарда, от Эбби Манна до Маяковского, от Бредбери до Мюссе, от Акунина до О`Нила). Видоизменялись сценические ритмы и принципы мизансценирования (уже 35 лет рядом с Бородиным грандиозный художник – Станислав Бенедиктов). Взрослели и переходили на возрастные роли бывшие «Ромео» и «Джульетты», приходили новые первые сюжеты (сейчас труппа РАМТа – одна из лучших в столице по тренированности и по разнообразию талантов).

Но неизменным оставалось одно: про все его работы можно сказать: «благородный театр». Благородный по отношению к автору, по отношению к исполнителям, по отношению к зрителям. Благородный по мыслям и чувствам, по мироощущению и по задачам.

Просветительская вера в то, что «человек по природе добр», – живет в мальчике, родившемся за 16 дней до начала самой кровавой войны в истории. Именно с этой верой ты уходишь с любого его спектакля.

В последней по времени постановке – в «Горе от ума», – Чацкий-Максим Керин (очередное открытие актерского дарования, на которые Бородин так щедр) оценивает фамусовскую Москву. И в его оценке странно и прекрасно сдвоены саркастическая и сатирическая беспощадность взгляда Грибоедова и лирическая нежность и вера в человека автора постановки. Люди кажутся ужасными? – Да, такими они воспринимаются, но ведь должно же быть в их душах что-то светлое, о чем они и сами не подозревают?

В финале, когда оскорбленный, разочарованный открывшимися безднами низости, Чацкий требует карету, то его хочется остановить. Подсказать, что место, где «оскорбленному есть чувству уголок», где по-особому светит солнце, – расположено в самом сердце Москвы и называется Российским Академическим Молодежным Театром. А его хозяин и его демиург сегодня

празднует свой день рождения на радость всем нам!

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • Андрей Максимов: «О ситуации в Театре Моссовета»

    Кому интересно... О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА Так получилось, что я был первым режиссером, которого Евгений Марчелли пригласил на постановку после того, как его назначили худруком театра Моссовета. Моя интерпретация пьесы Мережковского "Гроза прошла" идет на сцене Под крышей. ...
  • «Плач женщины на могиле мужа оскорбляет военных?»

    Большой резонанс в СМИ и театральной сфере вызвало недовольство ветеранов организации «Офицеры России» премьерным спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник». «Офицеров России» возмутило использование актерами ненормативной лексики, «неприкрытая пропаганда однополой любви и ценностей ЛГБТ-сообщества». ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также