Коллеги поздравляют с юбилеем Алексея Бородина

 

В его судьбе было много поворотов. Бородин родился в Циндао, жил в Шанхае, Пушкино, учился два года в ГИТИСе на театроведческом, окончил режиссёрский курс Завадского, диплом защищал в Смоленске, работал главным режиссёром в Кировском ТЮЗе и уже более сорока лет является художественным руководителем РАМТа. Все это время он строил свой неповторимый театр, а главное – сумел создать атмосферу, в которой хорошо и артистам, и зрителям. Все свои идеи он реализует, следуя девизу: «Никто не собьёт меня с пути».

Александр Титель, худрук оперной труппы МАМТа

– В 90-е годы я по старой своей студенческой привычке активно посещал театры, в том числе драматические. РАМТ и тогда был, и до сих пор остаётся молодым, разнообразным, отважным. Каждый клочок своей территории они используют для того, чтобы играть спектакли, даже в пространстве внутреннего двора. Это театр не заевшийся, не важничающий, не кичащийся своими достижениями, не позванивающий медалями – он живой. И, конечно, это заслуга Алексея Владимировича.

Тогда я посмотрел в РАМТе спектакль «Береника», и он показался мне настолько подчинённый законам музыкальной драматургии, что я без всякого сомнения решил – Алексею Владимировичу надо поставить оперный спектакль. Поскольку он был давно знаком и дружески близок с нашим директором Владимиром Уриным, моё решение нашло поддержку. Мы предложили поставить «Отелло» – и Бородин, с пиететом относящийся к оперному театру, согласился сразу. Он очень прислушивался к дирижёру, с большим почтением относился к музыке и к певцам. Не испытывал, как это бывает в подобных ситуациях, чувства досады: я здесь задумал гениальное решение, а они поют и мешают. Он на ходу учился, корректировал замысел – и замысел осуществлялся. Для него это была первая в музыкальном театре проба пера и сразу – одно из величайших созданий и Шекспира и Верди. Получился очень понятный и в то же время поэтичный спектакль.

Алексей Весёлкин, актёр РАМТа

– По окончанию Щукинского училища меня с показа взяли в Детский театр. Бородин тогда делал свои первые шаги, я оказался во втором наборе новой труппы, поэтому считаю, что Алексей Владимирович – мой старший товарищ и учитель: я занят в 80% его спектаклей. Базовое образование – это, безусловно, «Щука», а настоящее, практическое – это РАМТ. Алексей Владимирович привил мне любовь к театру, дал представление о том, как должны взаимодействовать режиссер и артист.

Не секрет, что творческие отношения в театре бывают проблемными, Бородину же удалось создать бесконфликтный коллектив. И хотя себя он называет демократом, я считаю, что он абсолютно авторитарен в том смысле, что взял на себя ответственность за всё, что у нас происходит. Он отвечает за постановщиков и артистов, за стратегию развития театра. Алексей Владимирович – блестящий руководитель. Он виртуозно выстраивает репертуар, сочетая разные жанры драматургии и предлагая необычные формы. Для него специально пишут драматурги. Например, по Акунину мы поставили «Инь и Ян. Белая версия» и «Инь и Ян. Чёрная версия», когда книга ещё не вышла.  Два, казалось бы, одинаковых спектакля, шли у нас два вечера в двух вариантах финала. «Отверженных» мы играли два дня подряд, и никто, кроме Бородина не верил, что зрители придут дважды, а ведь пришли и потом ходили на три части «Берега утопии», которые шли с утра до вечера, 9 часов подряд – и ни один зритель не сбежал. Бородин придерживается принципа, чтобы в театр стремились попасть, и это ему удаётся. Вообще все его идеи приводят к потрясающим результатам.

Если не знать кто он, можно подумать, что перед вами гроссмейстер-шахматист. Алексей Владимирович стремителен и энергичен. Его работоспособности можно позавидовать. Диву даёшься, как он всё успевает. Несмотря на огромное количество дел, он не суетится, не кричит, не возмущается. Чувство собственного достоинства присуще ему во всех его начинаниях. Он не позволяет гасить в себе беспокойство и в театре задал высокую планку. Есть масса людей, которые за ним поспевают, а остальным просто неудобно отставать.

Алексей Владимирович один из немногих, кто допускает в театр большое число самобытных постановщиков с разной эстетикой, не всегда схожей с его собственной. Он хочет, чтобы его артисты имели возможность поработать с другими режиссёрами, чтобы создавалось сильное энергетическое поле, внутри которого было бы интересно существовать. Он не вмешивается в процесс репетиций, с уважением относится к приглашённым. Приходит на последнем этапе, может что-то посоветовать, но всё это происходит на уровне рекомендаций.

Он придумал систему клубов, у нас большие активы: родительские, школьные, студенческие, – где происходит общение между зрителями и артистами, где бывают обсуждения после премьерных показов.

Бородин дошёл до такой степени художественной свободы, что пригласил на должность главного режиссёра Егора Перегудова. Первый раз в истории театра! Труппа приняла известие по-разному. Некоторые подумали, что Алексей Владимирович устал и собирается уходить. Но, на самом деле, он принял очень мудрое решение – из первых рук передать накопленный опыт человеку, который потом был бы способен развивать театр. Для Бородина театр важнее, чем он сам.

Анна Тараторкина, актриса РАМТа

– В Щепкинском училище в течение четырёх лет внедрялась мысль, что в театре самые сложные – первые двадцать лет, а потом ещё сложнее. Но весь первый год в РАМТе я находилась под впечатлением от заботы и поддержки, которой меня окружили. Алексей Владимировича безгранично верил в меня, так что я поняла – это надо оправдать.

У нас совершенно не «театральный» театр: террариум единомышленников – это точно не про нас. Атмосфера, созданная Бородиным, чужда каких бы то ни было интриг. А как он относится к молодым в профессии, как бережно, с каким тактом всех поддерживает, как даёт зелёный свет на самые не стандартные эксперименты, как всегда готов к диалогу, как открыт для любых, на первый взгляд, безумных предложений!.. В театре нет даже намёка на застой. Всегда бурлит жизнь, происходит, как любит говорит Алексей Владимирович, «броуновское движение».

Алексей Владимирович очень рисковый человек, с авантюрным началом в самом хорошем смысле слова. Он не боится времени. Он обладает поразительным чутьём на то, что нужно сегодняшнему зрителю. Хотя поначалу многим может показаться, что материал совсем не созвучен времени, в итоге выясняется, что это более чем актуально. Приступая к репетициям «Берега утопии», мы все сидели с перевёрнутыми лицами и думали, что сами попали в какую-то утопию: ну, кто будет смотреть три спектакля в один день? А в итоге играли при полных залах. Бородин опять оказался прав.

Его кредо: «Никто не собьёт меня с пути», – благодаря колоссальному запасу прочности, мудрости, таланта ему удалось не сойти с трека и создать не просто творческий коллектив, а уникальный живой организм, который на протяжении многих лет остаётся интересным.

Алексей Владимирович невероятный семьянин. Его жена Лёля, Елена Владимировна, о которой он постоянно говорит, его замечательные дети, внуки – все члены его семьи давным-давно стали нам родными. Когда в Москве не было работы, и Бородина пригласили главным режиссёром в Кировский ТЮЗ, его жена поступила так же, как Елена из романа Тургенева «Накануне». Когда любимый человек сказал ей, что должен посвятить себя делу трудному, что придётся подвергаться лишениям, она, не раздумывая, ответила: «Где ты будешь, там и я». Вот и его Лёля сказала: «Едем!»

Алексей Владимирович – всеобщий папа: в нём сильно выражено отцовское начало. К нему можно смело прийти с наболевшим, и он всегда войдёт в положение. Он часто «наступает на горло собственной песне», чтобы артисту в итоге было хорошо. Даже когда Алексей Владимирович ругается, это звучит неубедительно, потому что он очень добрый – поворчит, посерчает, а потом отпустит на съемки: «Ну, ладно, какие вам нужны даты? Езжайте уже!»  Позже, когда мы встречаемся в театре, обязательно спросит: «Ну что, как все прошло? Нормально?».

Бородин невероятно любит детей и всегда безумно рад, когда приходит артистка и говорит: «Через столько-то месяцев…». Он просто расцветает. Такое впечатление, что у него внутри зажигается миллион лампочек. В прошлом году мы записали смешной ролик, где наши дети поздравляли Алексея Владимировича с днём рождения. Участвовали ребята всех возрастов, даже младенцы.

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • «Плач женщины на могиле мужа оскорбляет военных?»

    Большой резонанс в СМИ и театральной сфере вызвало недовольство ветеранов организации «Офицеры России» премьерным спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник». «Офицеров России» возмутило использование актерами ненормативной лексики, «неприкрытая пропаганда однополой любви и ценностей ЛГБТ-сообщества». ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также