Арт-резиденция «Молодежь. Театр. Lab» открыла новые имена

 

XXII Международный фестиваль «Радуга» стал действительно событием театрального сезона: помимо спектаклей и встреч с такими знаковыми фигурами, как Эмир Кустурица, Сергей Женовач, Оскарас Коршуновас, ТЮЗом им. Брянцева была организована арт-резиденция «Молодежь. Театр. Lab». Её участниками стали начинающие актеры, драматурги, художники и режиссеры – студенты театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга. В течение недели она готовили эскизы спектаклей, которые затем обсуждали с экспертами.

Открыла лабораторию пьеса «Небо вверх ногами» Лары Бессмертной (мастерская Михаила Дурненкова и Павла Руднева, Театральная школа Константина Райкина). Желание заполнить потерянным любимым человеком весь мир съедает главного героя. Он стремится это преодолеть, заниматься благим делом – как врач скорой помощи – но застревает в промежутке жизни, который уже позади. Режиссер Константин Соя (мастерская Григория Козлова, РГИСИ) и художник Полина Белова точно выстроили пространство мироощущения героя: бассейн прошлого, в котором он утопает, мусорные пакеты, куда давно нужно сложить «непереработанное» горе, окно с щелью в рай.

Эскиз, как и пьеса, говорит о том, что у каждого есть событие, которое сформировало и «заковало» человека в себя. Немаловажными оказываются размышления героини о том, что невозможно закрыть собой дыру в душе другого, особенно если сама нуждаешься в помощи. Драматург противопоставляет практический подход к жизни – и готовность отдавать, ограниченность внутренних ресурсов – и внутреннюю силу. Важным моментом, закольцевавшим эскиз, стали трогательные ощущения-воспоминания мальчика, который ждёт свою маму, с вниманием и любовью относится к каждой детали своего дома, ставшего живым, – и хочет улететь сквозь щелку в занавеске в бескрайнее небо. Работа получила высокую оценку, а пьеса стала интересна одному из российских театров. В эскизе были заняты студенты режиссерского факультета РГИСИ: Дмитрий Хохлов, Катя Шихова, Даниил Кузнецов, Софья Раппопорт, Виктор Тихонович и Арина Гулимова.

Пьеса «Секрет» Екатерины Тимофеевой (мастерская Михаила Дурненкова и Павла Руднева, Театральная школа Константина Райкина) в режиссуре Ивана Чигасова (мастерская Анатолия Праудина, РГИСИ) анализирует школьные травмы, процесс становления человека, отношения внутри семьи и вопросы социальной коммуникации. Четверо героев получают письмо от одноклассника, который снова назначает встречу на своей даче, где они «гудели» в школьные годы. Герои ожидают хозяина и вспоминают свое прошлое, узнавая много нового друг о друге. Идеальный и успешный одноклассник – предмет любви и зависти многих – совершенно не оправдывает ожиданий, оказываясь среднестатическим человеком. Это разочарование запускает в каждом переосмысление собственной жизни. Никому уже не интересен повод, ради которого все собрались – а это закопанная банка с письмами в будущее, где каждый писал о том, чего хочет добиться. Драматург и режиссер играет со зрительскими ожиданием: скрытая, но подчеркнуто важная причина встречи уходит на второй план, а главным оказывается вскрытие наболевшего. Общие воспоминания становятся триггером для собравшихся, провоцируют желание высказаться.

Иван Чигасов выступил как режиссер и художник постановки, нарисовав бытовое, конкретное пространство памяти, где герои находятся бок о бок и не могут больше уходить от своих внутренних конфликтов. Спектакль породил множество обсуждений и был хорошо принят зрителем. В эскизе были заняты студенты актерского факультета РГИСИ: Саша Казанцев, Полина Докунина, Аня Демина, Юля Ячменева и Иван Чигасов.

Нелинейная и метафоричная пьеса-вербатим «Коллизия в такси» Евгении Варенковой (мастерская Натальи Скороход при Новой сцене Александринского театра, РГИСИ) была поставлена Елизаветой Андреевой (мастерская Николая Рощина при Новой сцене Александрийского театра, РГИСИ). Она попыталаяь прочитать пьесу, исключив ремарки, а здесь они – важная составляющая текста. В итоге получилось не вполне объемно, но метафизически насыщенно. История о таксисте и попутчике неожиданно превратилась в экзистенциальное путешествие по глубинам души героев, по самому дну. Таинственный возница, лицо которого скрыто капюшоном, словно направляется по дороге в ад, а ничего не подозревающий попутчик добровольно соглашается на это путешествие.

Попадая в локацию чужого пространства, попутчик-музыкант начинает на него посягать, пытаясь корректировать музыкальные вкусы таксиста, что оборачивается неким актом насилия. Но насильственны действия и самого водителя, ощущающего власть над пассажиром. Пьеса написана в жанре вербатим и содержит рассказ музыкантов о том, как чужая музыка в такси нарушает зону комфорта и эмоциональное состояние человека. Отношения между людьми, вынужденно вступающими в коммуникацию, отстаивание своих границ показаны на фоне конфликта о музыкальных предпочтениях. Спектакль вызвал неоднозначную оценку, породил множество параллелей и натолкнул на размышления о сложности сценического воплощения пьесы. В эскизе был занят студент факультета театра кукол РГИСИ Михаил Дмитриев и кандидат математических наук Евгений Остропико.

Закрывал фестиваль эскиз по пьесе «Найди во мне человека» Леси Гуры (мастерская Натальи Скороход при Новой сцене Александринского театра). Автор переработала дневники своего брата-подростка и собственные воспоминания об уходе близкого человека. Документальный и художественный стиль тут компилируются. Монологичное существование и чтение дневниковых записей было бы статичным, если бы не работа оператора и подача переживаний крупным планом. Помимо художественной задачи, видеосъемка решала смысловую: подчеркивала тему увлечения подростков Ютьюбом и блогерством, их желания примерить разные социальные роли и невозможности вписать свою индивидуальность в популярный контекст. Художник Екатерина Осколкова придумала комнату подростка, где есть место детским рисункам. Они становятся проекцией мироощущение героя, а дед в образе собаки – как воспоминание о тяжелом периоде детства – наполняет эскиз дополнительными корреляциями.

Благодаря тому, что герой ведет дневник, он учится анализировать свои чувства и пытается осознать себя, постепенно взрослея и принимая этот мир. Потеряв деда, он стремится стать с ним одним целым, прячась в защитный кокон его образа. Продолжает носить его вещи, окунаться в привычные запахи, не вполне понимая, как стать собой. И лишь последнее дедушкино послание – скомканный листок бумаги – напоминает о том, как увидеть в себе личность. Режиссер Анастасия Быцань (мастерская Юрия Красовского, РГИСИ) проанализировала вопросы подростковового одиночества и влияние семьи на формирование сознания ребенка. Эскиз вызвал яркое обсуждение и был хорошо принят критиками. В работе были заняты студенты актерского факультета РГИСИ: Андрей Кролевец и Отто Хенрикссон.

В течение четырех дней арт-резиденции «Молодежь. Театр. Lab» петербуржцам удалось понаблюдать за сосредоточением молодых сил и увидеть, как современная драматургия пересекается с театром. Обсуждения после показов высветили проблемные зоны текстов, сложности визуального решения или актерского существования. Лаборатория-практикум позволила опробовать тексты непосредственно на зрителе и дать импульсы к развитию уже найденных подходов. 

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • «Плач женщины на могиле мужа оскорбляет военных?»

    Большой резонанс в СМИ и театральной сфере вызвало недовольство ветеранов организации «Офицеры России» премьерным спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник». «Офицеров России» возмутило использование актерами ненормативной лексики, «неприкрытая пропаганда однополой любви и ценностей ЛГБТ-сообщества». ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Гиперболоид инженера Гарина» стал мюзиклом

    26 и 27 июня в детском музыкальном театре «Зазеркалье» (Санкт-Петербург) состоится премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» (12+) по мотивам фантастического романа Алексея Толстого. Постановка Александра Петрова об инженере, который с помощью уникальной научной разработки решил захватить власть над миром, представляет собой мюзикл с закрученным сюжетом из нескольких линий – фантастики, детектива и пародии – по либретто Ольги Погодиной-Кузьминой. ...
  • Арт-резиденция «Молодежь. Театр. Lab» открыла новые имена

    XXII Международный фестиваль «Радуга» стал действительно событием театрального сезона: помимо спектаклей и встреч с такими знаковыми фигурами, как Эмир Кустурица, Сергей Женовач, Оскарас Коршуновас, ТЮЗом им. Брянцева была организована арт-резиденция «Молодежь. ...
  • Фестиваль «Звезды белых ночей» стартует в Петербурге

    27 мая в Мариинском театре откроется фестиваль «Звезды белых ночей». Международный музыкальный смотр стартует с балета «Лебединое озеро», оперы «Манон Леско» и концерта французского пианиста Пьера-Лорана Эмара. ...
  • Лаборатория «Лиговка 44: ДА/НЕТ» пройдет в Петербурге

    На сцене театра «Комедианты» 21, 22 и 23 мая пройдет Лаборатория современной драматургии «Лиговка 44: ДА/НЕТ», где зрители с помощью голосования выберут спектакли, которые впоследствии войдут в репертуар театра. В рамках лаборатории будут показаны шесть эскизов по современным пьесам. ...
Читайте также