Сергей Бидный: «Большинство детей с нарушением слуха не имеют представления о театре»

 

В июне единственный в мире частный театр «Недослов», в котором работают профессиональные актеры с нарушением слуха, сыграет свои лучшие спектакли на сцене театра «Модерн». Директор «Недослова» Сергей Бидный рассказал «Театралу» о дебюте на профессиональной сцене, чудесах Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров и о том, почему дети с нарушением слуха обделены театром.

 Сергей, думаю, не преувеличу, если скажу, что Вы стали открытием Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, вдохновив своим примером не только руководителей инклюзивных проектов со своей России, но и гостеатров.

– Я уже не первый раз участвую в Вахтанговском фестивале, а в этом году мне повезло еще и быть спикером в секции инклюзии, где я рассказывал об экономике нашего театра. И мы стали участниками лаборатории фандрайзинга под руководством Евгении Карпаниной. Единственное, по условиям, нужно было участие минимум четырех человек от театра, но так как мы коллектив маленький, то всеми административными, маркетинговыми и прочими вопросами занимаюсь один. Я изложил все Евгении, на что она ответила: «Мне все равно. Завтра вы должны подать заявку. Выкручивайся». Тогда я пригласил однокурсниц с продюсерского факультета ГИТИСа.

В лаборатории мы опытным путем создавали некий пакет, с которым можно выходить на спонсоров. Самое главное, что нам дала Евгения – инструментарий и методику, как общаться с представителями бизнеса. Результатом этой лаборатории должен был стать условный спонсорский договор, но закономерно, что за столь короткий период – около двух месяцев – дойти до того, чтобы получить деньги, нам не удалось. Казалось бы…

– Однако на Вахтанговском фестивале случился неожиданный сюрприз.

– Да, оказалось, что Евгения показала своим товарищам из благотворительного фонда «Анастасия» наш упакованный проект – постановку спектакля для неслышащих детей. Руководству фонда наша идея пришлась по душе, и они решили учредить гранд для коллективов, которые делают контент для детей с инвалидностью. А мы стали первыми получателями гранта.

– Что из себя будет представлять будущий спектакль и на кого он ориентирован?

– В репертуаре «Недослова» на данный момент девять спектаклей и все они рассчитаны на взрослых. Был раньше детский спектакль «Малыш и Карлсон», который не очень пользовался спросом именно у глухих детей. На это были свои причины. Сказать, что такие дети сами решают куда им пойти, нельзя, а следовательно постановка на жестовом языке с озвучанием не вызвала интереса у родителей. В итоге большая часть зрителей была слышащей.

Я стал анализировать, с чем это связано. Звонил в школы-интернаты, где учатся дети с особенностями, приглашал их. И выяснилось, что, во-первых, у глухих не очень популярен как таковой театр, так как специализированных по пальцам пересчитать, а обычный им не доступен. И получается, что глухие родители не водят своих детей, так как не видят в этом смысла, а учебным заведениям очень сложно организовать эти поездки, поскольку нужно приложить довольно много усилий.

И тогда мы подумали, что если гора не идет к Магомеду, то мы сами должно придумать что-то такое, что можно было бы возить по школам-интернатам. К слову, их больше десятка в Москве и Подмосковье. То есть огромное количество детей с нарушением слуха даже не имеет представления, что такое театр. Специально для них мы задумали спектакль в жанре жестовой песни. Это очень популярный жанр среди глухих и слабослышащих, который подразумевает звучание фонограммы, под которую актер артикулирует на жестовом языке, исполняя эту песню. Также в спектакле будут пластические элементы и драматические кусочки, соединяющие материал в единую ткань повествования. За основу были взять песни из советских мультфильмов. В современных мультиках очень мало ведется речи о каких-то настоящих, искренних вещах, таких как взаимопомощь, выручка, поддержка. Этого как раз очень не хватает современным детям. Мы с ними общаемся и видим, что они обделены базовыми ценностями.

Сейчас мы приступаем к репетициям и вскоре, надеюсь, начнем ездить с новым спектаклем по Москве и Подмосковью к неслышащим детям. Постараемся нести доброе и хорошее.

– Для актеров театра «Недослов» этот сезон оказался особенно ярким на события: помимо получения гранта вы, кажется, впервые выйдете на профессиональную сцену? 

– Да, пару месяцев назад художественный руководитель Театра «Модерн» Юрий Грымов вышел на нас с предложением выступить на камерной сцене его театра. Сказал, что для него это большая честь, поскольку он видел и слышал об уровне спектаклей и профессионализме актёров. И, собственно, знает о наших сложностях. Дело в том, что у нас нет своей стационарной площадки. Мы располагаемся в здании специализированной академии искусств, где небольшой зальчик на 40 мест. Там нет как такового гардероба, где бы поухаживали за зрителями, нет зрительского фойе. И самое главное, что в академии идет свой учебный процесс, мы не всегда расходимся по репетициям и показам спектаклей.

Юрий Грымов, зная обо всех наших трудностях, предоставил на очень выгодных условиях свою камерную сцену. С 17-го по 22 июня мы сыграем первый блок, состоящий из пяти наших лучших спектаклей – «Утиная охота», «О тебе», «Любовь и голуби», «Песни с окраин Москвы» и «Здесь птицы не поют». Более двух третей билетов уже продано и меня это, как директора, безмерно радует.

Для нас это очень важное событие! Выйти на сцену московского профессионального театра – это то, о чем актёры «Недослова» давно мечтали, и что по праву заслуживают. Наш театр в этом году отметил 18-летие. На данный момент это единственный в мире частный театр, где работают профессиональные актеры с нарушением слуха. Все они выпускники специализированной академии искусств, где актерское мастерство студентам преподают преимущественно педагоги из Щукинского института. Надеюсь, зрители Театра «Модерн» примут нас и в дальнейшем мы будем играть на сцене этого театра на постоянной основе.

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • Андрей Максимов: «О ситуации в Театре Моссовета»

    Кому интересно... О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА Так получилось, что я был первым режиссером, которого Евгений Марчелли пригласил на постановку после того, как его назначили худруком театра Моссовета. Моя интерпретация пьесы Мережковского "Гроза прошла" идет на сцене Под крышей. ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также