Сезон выдающихся актерских работ

 

По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Павлу Рудневу. 

Удачи сезона

В этом московском сезоне можно говорить о выдающих актерских работах. Это дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой в «Горбачёве» (Театр Наций), где артисты пытаются примерить на себя маски президентской четы и как бы показывают этим открытым театральным приемом, как прихотливо время подбирает политические фигуры. В спектакле Алвиса Херманиса главная загадка: как и почему такой человек, как Горбачев, оказался в нужном месте и в нужное время – и в то же время есть понимание, как власть отчуждает людей, во власти не заинтересованных, по крайней мере, так же, как судьбой своей семьи и любовью.

Это Евгений Цыганов в спектакле Дмитрия Крымова «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» («Мастерская Петра Фоменко»). Роль, в которой нет возможности для мимирования, сделана телом, одной голосовой интонацией. Роль старого режиссера, монстра и тирана, но показывающего, как механизм театра трагичен, пребывает в вечном трауре по поводу невозможности дореализоваться. Этот траур говорит об атмосфере времени, о том, как театру все тяжелее сохранять веселую мину при внешнем неблагополучии.

Это Никита Кукушкин в спектакле Гоголь-центра «Человек без имени». Молодой театр XXI века подбирает себе соратников из века XIX, ищет попутчиков, выстраивает исторические параллели: герой спектакля – мистик, писатель Одоевский. У Кукушкина он витийствует над вселенной, созданной в реторте его сознания. Это колоссальный мир, смешивающий химию и музыку, кулинарию и звезды, то расширяется до наглядно зримой вселенной, то сужается до содержимого головы умалишенного – жертвы социальной дисциплинарности. Человек бесконечен, даже если все запрещено.

Разочарования сезона

Разочарования только в пандемии, в том, что это с нами и с театром происходит. Никаких претензий в эти тяжелые годы к театрам, артистам быть не может. Уже хорошо, если пережили и возобновили работоспособность.

Тенденция сезона

Разнообразие. Опыт пандемийного онлайн-театра привел театральную ситуацию к окончательному пониманию того, что театр может существовать в различных, разноименных ипостасях и никогда не должен заканчиваться, даже если театр делать невозможно. В «Практике» переносят футуристический роман Евгения Некрасовой «В кольцах» («Несчастливая Москва») – и самый прозаический, реалистический, горизонтальный режиссер Марина Брусникина занимается эсхатологической футурологией. Театр-студия «Человек» зовет Юрия Муравицкого, чтобы поставить пьесу Гарольда Пинтера «Немой официант», и эта инновация становится оммажем умершей Людмилы Рокшован, основательницы этого театра и большого поклонника абсурдисткской эстетики. В той же «Практике» случается «Lorem ipsum», где изучается будущий контакт человека и робототехники. Юрий Бутусов в «Сыне» (РАМТ) отказывается от себя, привычного, и делает исключительно пластикоцентричный спектакль, где слова менее значимы, чем одухотворенное, оснащенное тело. В театр приходят краеведы и ученые, и получается один из лучших променадов Москвы – спектакль «Красный вольфрам» на Электрозаводе – о немецком пролетариате, помогшем становлению советской промышленности и затем репрессированном. Обновленный Виктором Рыжаковым «Современник» находит неожиданно созвучную интонацию себе, театру оттепели, в поэзии Виктора Цоя (спектакль «Живой»). И так далее, и тому подобное.

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • Андрей Максимов: «О ситуации в Театре Моссовета»

    Кому интересно... О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА Так получилось, что я был первым режиссером, которого Евгений Марчелли пригласил на постановку после того, как его назначили худруком театра Моссовета. Моя интерпретация пьесы Мережковского "Гроза прошла" идет на сцене Под крышей. ...
  • «Плач женщины на могиле мужа оскорбляет военных?»

    Большой резонанс в СМИ и театральной сфере вызвало недовольство ветеранов организации «Офицеры России» премьерным спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник». «Офицеров России» возмутило использование актерами ненормативной лексики, «неприкрытая пропаганда однополой любви и ценностей ЛГБТ-сообщества». ...
Читайте также


Читайте также

  • Новое творческое пространство в Москве. Здесь начинается театр

    В июне в Фурманном переулке, дом 6 открылась Театральная Мастерская «На Чистых». Недавно у нас начался набор в группы – детские и взрослые. Преподают в Мастерской педагоги из «Щепки», «Щуки», Школы О. Табакова, актеры и режиссеры московских театров. ...
  • Репетиция апокалипсиса

    Пока столичные театры взяли паузу, «Практика» играет свои премьеры на территории Музея Москвы, где обоснуется с нового сезона. 22 июля здесь покажут спектакль Марины Брусникиной «В кольцах» по повести «Несчастливая Москва» – фантасмагории, которая за три года до ковида напророчила «атаку» неизвестной эпидемии. ...
  • «Чайка. Прерванный полет»: премьера Александра Молочникова в Большом

    На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета «Чайка» – по одной из самых востребованных пьес в мире. Практически нет ни одного мало-мальски известного режиссера, в чьем послужном списке её бы не было. ...
  • Итоги сезона: театр продолжается

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Олегу Лоевскому. Удачи сезона Самый главный успех этого сезона, что мы начали работать после пандемии, и большей радости и счастья я не знаю. ...
Читайте также