Сезон выдающихся актерских работ

 

По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Павлу Рудневу. 

Удачи сезона

В этом московском сезоне можно говорить о выдающих актерских работах. Это дуэт Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой в «Горбачёве» (Театр Наций), где артисты пытаются примерить на себя маски президентской четы и как бы показывают этим открытым театральным приемом, как прихотливо время подбирает политические фигуры. В спектакле Алвиса Херманиса главная загадка: как и почему такой человек, как Горбачев, оказался в нужном месте и в нужное время – и в то же время есть понимание, как власть отчуждает людей, во власти не заинтересованных, по крайней мере, так же, как судьбой своей семьи и любовью.

Это Евгений Цыганов в спектакле Дмитрия Крымова «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» («Мастерская Петра Фоменко»). Роль, в которой нет возможности для мимирования, сделана телом, одной голосовой интонацией. Роль старого режиссера, монстра и тирана, но показывающего, как механизм театра трагичен, пребывает в вечном трауре по поводу невозможности дореализоваться. Этот траур говорит об атмосфере времени, о том, как театру все тяжелее сохранять веселую мину при внешнем неблагополучии.

Это Никита Кукушкин в спектакле Гоголь-центра «Человек без имени». Молодой театр XXI века подбирает себе соратников из века XIX, ищет попутчиков, выстраивает исторические параллели: герой спектакля – мистик, писатель Одоевский. У Кукушкина он витийствует над вселенной, созданной в реторте его сознания. Это колоссальный мир, смешивающий химию и музыку, кулинарию и звезды, то расширяется до наглядно зримой вселенной, то сужается до содержимого головы умалишенного – жертвы социальной дисциплинарности. Человек бесконечен, даже если все запрещено.

Разочарования сезона

Разочарования только в пандемии, в том, что это с нами и с театром происходит. Никаких претензий в эти тяжелые годы к театрам, артистам быть не может. Уже хорошо, если пережили и возобновили работоспособность.

Тенденция сезона

Разнообразие. Опыт пандемийного онлайн-театра привел театральную ситуацию к окончательному пониманию того, что театр может существовать в различных, разноименных ипостасях и никогда не должен заканчиваться, даже если театр делать невозможно. В «Практике» переносят футуристический роман Евгения Некрасовой «В кольцах» («Несчастливая Москва») – и самый прозаический, реалистический, горизонтальный режиссер Марина Брусникина занимается эсхатологической футурологией. Театр-студия «Человек» зовет Юрия Муравицкого, чтобы поставить пьесу Гарольда Пинтера «Немой официант», и эта инновация становится оммажем умершей Людмилы Рокшован, основательницы этого театра и большого поклонника абсурдисткской эстетики. В той же «Практике» случается «Lorem ipsum», где изучается будущий контакт человека и робототехники. Юрий Бутусов в «Сыне» (РАМТ) отказывается от себя, привычного, и делает исключительно пластикоцентричный спектакль, где слова менее значимы, чем одухотворенное, оснащенное тело. В театр приходят краеведы и ученые, и получается один из лучших променадов Москвы – спектакль «Красный вольфрам» на Электрозаводе – о немецком пролетариате, помогшем становлению советской промышленности и затем репрессированном. Обновленный Виктором Рыжаковым «Современник» находит неожиданно созвучную интонацию себе, театру оттепели, в поэзии Виктора Цоя (спектакль «Живой»). И так далее, и тому подобное.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Кот из «Театрального двора»

    «Дни Савелия» – дебютный роман Григория Служителя, артиста СТИ, лауреата национальной литературной премии «Большая книга» и Московской Арт-премии – занесло в РАМТ благодаря актеру Виктору Панченко. Тот полгода переписывался с автором бестселлера, сам вышел на режиссера Марину Брусникину – и пробил-таки дорогу спектаклю о Москве и её «незаметных» несчастливых жителях глазами кота, которого, кстати, сам же и сыграл. ...
  • «Там, где ты, нет меня»

    Дмитрий Крымов в Театре Пушкина ломает «четвертую стену», к которой привыкла здесь публика.  Его Костик Треплев буквально в первые же минуты спектакля выпадает со сцены прямо в зрительный зал…  Именно там должны найтись те, кто откликнется. ...
  • Найти пароль поколения

    Спектакль, цитатами и музыкальными фразами из которого будут обмениваться зрители, как паролем, – мечта многих режиссеров. Владимир Машков решил вернуться к своей постановке 1993 года – «Страсти по Бумбарашу» и посмотреть сможет ли спектакль-пароль Табакерки почти тридцатилетней давности снова восстановить волшебный мост «общего языка» с новым залом. ...
  • «У каждого свой «Цирк»

    Дмитрий Крымов поставил спектакль о том, как могла бы сложиться встреча Чаплина и Михоэлса, которая в 1943 году в реальности длилась около двух минут. Ничего этого не было и быть не могло, но теперь есть. Чарли Чаплин и Соломон Михоэлс сыграли один спектакль на двоих. ...
Читайте также