Итоги сезона: «чёрная тень» будущего

 

По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Ольге Егошиной. 

Удачи сезона

Ковид прошелся по театру, как Спартак по Римской империи. Вдруг все зашаталось, зависло, встало на паузу, и пришло отчетливое понимание, что искусство сцены – не только сиюминутно, но и хрупко необычайно. Походы в театр стали акциями и храбрости, и стойкости, и любви. Сидеть часами в маске, бояться и того, что чихнешь сам, и того, что чихнут рядом... Удивительно, но лучший в мире зритель продолжал приходить и когда разрешали 25% заполняемости, и когда разрешили 50%... Фестиваль «Уроки режиссуры», как и фестиваль «Видеть музыку», не ушел в онлайн. И организаторы могли лично убедиться в том, что настоящий театр зрителю нужен, как хлеб и воздух. А все трансляции онлайн – всего лишь эрзац-продукция, поцелуи через стекло. Это вольтова дуга новой связи сцены и зала очень ощутима в заканчивающемся сезоне, когда все хотят наверстать пропущенное в месяцы запрета.

«На-гора» выходят спектакли, чьи премьеры перешли с прошлой весны на осень или весну нынешнюю: «Братья Карамазовы» Льва Додина (МДТ), «Старуха» Сергея Женовача (СТИ) и его же «В окопах Сталинграда» (МХТ им. Чехова), «Горе от ума» Алексея Бородина (РАМТ), «Доктор Живаго» Евгения Каменьковича («Мастерская Фоменко»). Занятно, что «черная тень» будущего, которое вот-вот войдет и вступит в свои права, ощутимо присутствует во всех перечисленных постановках. Зыбкий черный фон окружил фамусовскую Москву, да и Чацкому, похоже, некуда бежать в своей карете, не осталось заповедных далей. «Кровь века» перемещается и нечем жить и дышать персонажам «Живаго». Зловещая старуха заполняет мир мечтателя, выгоняя его из дома, из города, разрастаясь кошмаром. Лев Додин снова возвращается к великому вопросу о свободе человека. Что делать с ней, если не истребим в тебе Карамазов? И нет любви ни к кому... Алеша – Евгений Санников остается один на сцене в луче света. Потом и этот свет постепенно гаснет... и наваливается темнота. В спектакле «Месяц в деревне» Егора Перегудова воды Леты, чьи брызги мы так отчетливо ощутили в ковидные месяцы, хлынули ливнем на сцену Художественного театра. Персонажи Тургенева оказались в мире, где осталось только поле со скошенным сеном и бесконечный дождь. А в его же постановке «Сны моего отца» (РАМТ) зрители на крутящемся круге сцены предпринимают бесконечное путешествие по вымороченному пространству, где не кончается необъявленная война и каждый поворот может стать последним. Мир, который уже исчез или вот-вот исчезнет, стал предметом рефлексии для Юрия Бутусова, который показал в этом сезоне две событийные премьеры: «Сын» в РАМТе и «Король Лир» в Театре им. Вахтангова (огромная неправдоподобная луна нависает над обитателями Британии, и ее шар сметает хрупкие человеческие фигурки со своего пути). Дмитрий Крымов во «Все тут» в «Школе современной пьесы» и в постановке «Моцарт. «Дон Жуан». Генеральная репетиция» в «Мастерской Фоменко» обратился к тому единственному, что дает надежду бессмертия – собственно к искусству сцены, где миры созидаются и рушатся, а Режиссер-Демиург (бесспорно, лучшая роль в разнообразном списке ролей Евгения Цыганова) в легком танце скользит навстречу своему Командору и, проваливаясь в театральную преисподнюю, вновь воскресает перед своими уставшими удивляться, восторгаться и злиться актерами.

Разочарования сезона

Не разочарованием, но кошмаром и болью заканчивающегося сезона для меня остается длящееся заключение в тюремной камере педагога театральной студии Александра Березкина. Уже обвинившая его девочка отказалась от своих слов, признавшись, что придумала напраслину, чтобы не возвращаться после ковидных каникул в театральную студию. Все экспертизы и все свидетели показывают, что обвинение было ложным и сфабрикованным. Но уже скоро год, как человек сидит в тюремной камере, а суд все продлевает арест и продолжение следствия.

Для меня абсолютным примером «сказок Салтыкова-Щедрина» остается длящееся дело Никиты Гриншпуна, которого следствие обвиняет в получении миллионной взятки. Дал ему эту взятку сотрудник театра – внимание! – за право ставить детские утренники в «Пятом театре» Омска. Мы все читали об олигархах, которые готовы заплатить за то, чтобы их любимые женщины спели с экрана или на большой сцене. Но платить за постановку утренников в маленьком театре небольшого провинциального города? Салтыков-Щедрин, пожалуй, до такого не додумался бы. А между тем обвиняемый, один из самых талантливых режиссеров своего поколения, уволен с поста худрука, лишен служебной квартиры, лишен возможности зарабатывать себе на жизнь (он сидит в Омске, хотя его приглашают и ждут театры двух столиц).

Тенденция сезона

Главной тенденцией года было одно на всех стремление – доказать, прежде всего, самим себе, что «жив, курилка!». И есть азарт и энергия, есть силы и таланты, а мощная когорта мастеров постепенно прирастает новыми именами режиссеров, которые становятся настоящими лидерами поколения.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театральную версию фильма «Солярис» покажут в Музее Москвы

    4 и 5 ноября в рамках «Ночи искусств» в Музее Москвы пройдут премьерные показы проекта «Solaris» театра «Практика». Зрители увидят выставку с элементами дополненной реальности и спектакль – театральную адаптацию картины «Солярис» Андрея Тарковского. ...
  • Премьеру спектакля «Блоха» покажет РАМТ

    20 октября на Малой сцене РАМТа состоится премьерный показ спектакля «Блоха» режиссера Александра Пономарева. «Мы не занимаемся реконструкцией легендарного спектакля 1925-го года, а черпаем из кладовой шутовского театра, оставаясь в сегодняшнем дне. ...
  • Алексей Франдетти представит оперу в Мариинке

    10 ноября в на Новой сцене Мариинского театра состоится премьера оперы Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини» в постановке Алексея Франдетти.   «История художника и воина, неистового «человека Ренессанса» будет представлена в сценической версии, вдохновленной итальянским неореализмом, особенно фильмами Федерико Феллини», – сообщают в пресс-службе театра. ...
  • Кот из «Театрального двора»

    «Дни Савелия» – дебютный роман Григория Служителя, артиста СТИ, лауреата национальной литературной премии «Большая книга» и Московской Арт-премии – занесло в РАМТ благодаря актеру Виктору Панченко. Тот полгода переписывался с автором бестселлера, сам вышел на режиссера Марину Брусникину – и пробил-таки дорогу спектаклю о Москве и её «незаметных» несчастливых жителях глазами кота, которого, кстати, сам же и сыграл. ...
Читайте также