«Разрушенный человек»: Евгений Писарев – о премьере «Мазепы» в Большом театре

 

На сцену Большого театра вернулся «Мазепа». Оперу Чайковского в 2005-м здесь ставил Роберт Стуруа, а теперь – Евгений Писарев. Худрук Театра Пушкина уже зарекомендовал себя как мастер по постановкам оперы-буффа (в Большом с успехом идут его «Севильский цирюльник» Россини и «Свадьба Фигаро» Моцарта), поэтому предложение взяться за военно-историческую оперу с непростой сценической судьбой он принял как вызов. Премьерные показы «Мазепы» пройдут на Исторической сцене до 27 июня.

Музыкальную линию в опере Петра Ильича не меняли, она звучит без купюр, как и в концертной версии прошлого сезона, которая стала прелюдией нынешней премьеры. Её концепция, придуманная Писаревым совместно с художником Зиновием Марголиным, опирается на движение во времени: от петровской эпохи, когда Мазепа организует восстание Малороссии против владычества Москвы, играя на стороне короля Швеции, к Первой мировой, Гражданской войне, Второй мировой – и к сегодняшнему военному конфликту на Донбассе. Три акта «Мазепы» – это, по сути, три разных спектакля, отличных и по историческому контексту, и по стилистике: меняется не только антураж, но и способ существования артистов.        
      
Свое постановочное решение одной из самых страшных оперных трагедий Евгений Писарев прокомментировал «Театралу».     

– Как пришла идея протянуть войну через 20 век в наши дни? Тема военных действий в Украине все-таки очень чувствительная, болезненная.  

– Именно потому, что эта тема чувствительная и болезненная, игнорировать её и говорить, что это частная история семьи, на мой взгляд, не имело никакого смысла. Странный роман между Мазепой и Марией занимал Чайковского, возможно больше, чем военная тема. И это, может быть, главное отличие от поэмы Пушкина «Полтава», которая послужила источником для либретто. Но тем не менее, война является важным контекстом происходящего: она разрушает любовь, связи, отношения. Мне подумалось, что, если оставить это в 1709 году – будет достаточно декоративно, а если перенести полностью в наши дни – наверно, упростит и вульгаризирует историю. Но пропустить героев сквозь три века, сквозь разные войны, которые проходили на этой территории, часто нестабильной, конфликтной, мне показалось довольно любопытным. Это придает ещё и внутренней динамики достаточно неповоротливой, статичной опере Чайковского. Ну и приближает происходящее в ней к сегодняшнему зрителю.

–  Как Мазепа меняется со временем, с переходом из одного исторического контекста в другой?

– Собственно, линии героев – Мазепы, Марии, Кочубея – непрерывны. Меняются только костюмы, а их амбиции, их страсти остаются неизменными. Переносом времени я как раз говорю, что мир вращается всё в том же направлении. Поэтому вопрос тут не в изменениях. Хотя первые зрители отмечают, что с переходом от петровской эпохи к сегодняшней видно, как измельчал человек. Я не ставил себе задач показать, что масштаб личностей уже не тот, но может быть, это действительно так.

– Сегодняшний Мазепа, Мазепа последнего акта – он кто? Как бы вы его определили?

– Разрушенный человек. Потерянный и абсолютно разрушенный своими непомерными амбициями. Вопрос не в том, что в конце оперы он проигрывает и бежит, а в том, что, разрушая все на своем пути, пытаясь взять запретное – то, что взять нельзя, – он разрушает и самого себя, и собственную любовь. Поэтому, мне кажется, Мазепа в третьем акте разрушен, как и земля, на которой ведутся военные действия. Ведь речь идет не только о путешествии сквозь время. Первый акт – это подготовка к войне, второй акт – это непосредственно война, а третий акт – это исход войны, ее последствия. И то же самое происходит с душой человека. Сначала есть идеи, дерзкие планы, дикие амбиции, есть агрессия и необходимость её выплеснуть, а потом есть боль, кровь и опустошение… Я шел по лезвию бритвы, конечно, потому что понятно, что ситуация в Украине была, остается и будет накаленной еще очень долгое время. Но мой спектакль не за кого-то и не против кого-то. Он в общем-то антивоенный. Он о том, что война убивает отношения на долгие годы, разлучает людей и целые народы.            

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите, я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
  • Владимир Кехман планирует провести сокращение штата во МХАТе

    Новый глава МХАТа им. Горького Владимир Кехман рассказал, что собирается проводить масштабное сокращение штата нетворческих сотрудников театра ввиду сильного дисбаланса между творческим и управленческим коллективами. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Профессия наша – создавать жизнь»

    К юбилею актрисы театра «Школа драматического искусства», заслуженной артистки РФ Марии Зайковой мы поговорили о начале творческого пути, новых ролях и работе со студентами. –  Мария, как Анатолий Александрович Васильев повлиял на ваше отношение к театру? ...
  • «Чистая правда о чистом гении»

    Сегодня, 29 ноября, юбилей отмечает народный артист, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Пётр и Валерий Тодоровские, Никита Михалков, Владимир Бортко, Алексей Учитель, Валерий Фокин, Владимир Хотиненко, Глеб Панфилов, Николай Лебедев – в фильмах большинства из перечисленных режиссёров он сыграл ещё на заре своей кинокарьеры. ...
  • «Современник» поздравляет Евгения Миронова с юбилеем

    Сегодня юбилей отмечает художественный руководитель Театра Наций, народный артист Евгений Миронов. Достаточно перечислить имена больших театральных и кинорежиссёров, с которыми он работал на сцене и съемочной площадке, перечислить героев, которых ему посчастливилось сыграть, перечислить названия фестивалей и инициатив, к которым он имеет отношение, чтобы всего перечисленного вдруг стало недостаточно для определения того, кто есть Евгений Миронов. ...
  • Алексей Золотовицкий: «Я очень любил бегать на галёрку»

    Алексея Золотовицкого – сына Игоря Золотовицкого и Веры Харыбиной – еще в школе «записали» в артисты. Но он поначалу сопротивлялся судьбе – окончил журфак МГУ. И все же актерские гены взяли вверх… – Алексей, первый театр, в который вы попали в своей жизни, это был Театр сатиры, где работала ваша мама? ...
Читайте также