Итоги сезона: театральная воля победила эпидемиологическую ситуацию

 

По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии КАМИНСКОЙ. 

Удачи сезона


Самым лучшим событием этого нелегкого сезона стал сам факт того, что он состоялся. Причем, ярко и полноценно. Столько человеческих потерь, да и «чума» продолжат свое дело, а наш театр не только выжил, но и произвел на свет немало замечательного. Видела я, конечно, по вполне понятным причинам, меньше, чем вижу обычно. А впечатлений все равно немало. В Театре наций, который выпустил просто рекордное количество премьер, состоялся «Горбачев» Алвиса Херманиса, безусловное событие и художественного, и общественного звучания. Юрий Бутусов поставил два, на мой взгляд, выдающихся спектакля, притом, в разных манерах: строго графический «Сын» Ф. Зеллера в РАМТе и буйно образный «Король Лир» в Театре Вахтангова. Сейчас все делятся впечатлениями о спектакле Дмитрия Крымова «Моцарт. Дон Жуан. Генеральная репетиция», и, кроме общей увлеченности, каждый отмечает свои детали и нюансы  –  их так много в этой работе, что хватит и на десятки рецензий, и на сотни мнений. Сильное впечатление оставили «Братья Карамазовы» Льва Додина, не только актерским классом, который в МДТ привычен, но самим сценическим миром, созданным Додиным, который написал на основе романа совершенно новую «пьесу». В ней свойства одних героев перетекают в свойства других, густейший замес идей, пороков и добродетелей – и есть «карамазовщина» во всех ее изводах и вариациях, да и условный город Скотопригоньевск становится моделью нашего общего сегодняшнего мироздания. Замечательно, что «Золотая Маска» привезла этот спектакль в Москву в рамках программы «Достоевский и театр» (да и сам фестиваль прошел, на мой взгляд, в замечательном рабочем режиме). Привезла и «Преступление и на…» Константина Богомолова, спектакль, идущий в театре «Приют комедианта», и это еще одно мое сильное впечатление. Работы Додина и Богомолова соединяются в сложный и необычайно интересный контекст, причем, не столько в связи с Достоевским, сколько, в гораздо большей степени, в отношении театральных приключений знаменитой русской идеи и способов преобразования этой самой идеи в блестящие сценические тексты.

Были еще откровенные театральные удовольствия –  от стремительного, легкого и горького «Горя от ума» Алексея Бородина и филигранной, сплетенной из тонких кружев «Школы жен» Миндаугаса Карбаускиса в Театре им. Маяковского.

Разочарования сезона

Частные разочарования были, но, мне кажется, они не стоят упоминания на фоне сезона, в котором театральная воля победила скверную эпидемическую ситуацию.

Тенденции

Тенденция сегодня находится за пределами театра, внутри которого, слава Богу, пока еще развивается множество самых разных тенденций. Другое дело, что происходящее за театральными стенами может не только отразиться на подмостках, но и изрядно испортить нашему театру жизнь.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет октябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ ОКТЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах второго осеннего номера вы прочтете:  почему Константин Райкин высказался против инициативы чиновников проверять репертуары театров; чему Евгений Цыганов не перестает удивляться; чего ждать от объединения Александринки и Псковского театра: интервью с Дмитрием Месхиевым; в чем природа глобальной агрессии: личное мнение Андрея Макаревича; какие театральные работы минувшего сезона зрители считают лучшими: шорт-лист премии «Звезда Театрала»; почему билетная мафия непобедима: авторская колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; как Дмитрий Крымов прочитал Чехова; зачем Семён Спивак обратился к теме художника и власти; каким запомнил Спартака Мишулина Александр Ширвиндт: авторская колонка худрука Театра сатиры в «Театрале»; что подтолкнуло Алексея Гуськова стать фотомоделью; как Владимир Машков «очеловечил» исторических персонажей; почему Театр им. ...
  • Вышел в свет сентябрьский «Театрал»

    23 АВГУСТА 2021 ГОДА ВЫХОДИТ В СВЕТ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ» ЗА СЕНТЯБРЬ. На страницах сентябрьского номера вы прочтете: где актриса БДТ Карина Разумовская предпочитает в творчестве риск; почему в новом сезоне главным жанром будет донос: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; как поддержать своих кумиров: «Звезда Театрала» объявляет шорт-лист; о чем Александр Молочников поставил «Чайку» в Большом театре; зачем «Ленкому Марка Захарова» понадобилось «Доходное место»; чем привлекателен для Аллы Демидовой эксперимент; почему «Современник» оказался в центре скандала; какие задачи ставит перед собой и коллективом новый директор театра «Практика» Елена Кузьмакова; почему фестиваль «Мир русского театра» в этом году не состоится; чего ждут театральные деятели от просветительского форума «Область театра»; как Театру им. ...
  • Репетиция апокалипсиса

    Пока столичные театры взяли паузу, «Практика» играет свои премьеры на территории Музея Москвы, где обоснуется с нового сезона. 22 июля здесь покажут спектакль Марины Брусникиной «В кольцах» по повести «Несчастливая Москва» – фантасмагории, которая за три года до ковида напророчила «атаку» неизвестной эпидемии. ...
  • «Чайка. Прерванный полет»: премьера Александра Молочникова в Большом

    На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета «Чайка» – по одной из самых востребованных пьес в мире. Практически нет ни одного мало-мальски известного режиссера, в чьем послужном списке её бы не было. ...
Читайте также