«Речь идет об атмосфере абсурда, в которой мы существуем»

Киновед Андрей Плахов рассказал «Театралу» о российских картинах на Каннском Фестивале

 
На 74-м Каннском фестивале, проходящем с 6 по 17 июля, представлено несколько российских  картин – это «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова,  «Дело» Алексея Германа-младшего и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко. Об этих фильмах «Театралу» рассказал киновед Андрей ПЛАХОВ, который  сейчас находится на кинофоруме.

 Андрей Степанович, расскажите, о российских фильмах-участниках фестиваля.
– Вчера состоялся конкурсный показ фильма «Петровы в гриппе». Эту картину здесь ждали, реакция была очень заинтересованная и неравнодушная. Это, конечно, было связано еще и с той ситуацией, в которой находится Серебренников. После премьеры картины его показали на экране, и публика долго приветствовала Кирилла, демонстрируя свою солидарность с ним и одновременно приветствуя его картину.

Трудно пока говорить о том, как конкретно был воспринят фильм, я еще не читал критических оценок, они появятся только в течении сегодняшнего дня. Но, мне кажется, что фильм обладает некоей силой воздействия, в нем есть режиссерская энергия и есть много смыслов, которые можно считывать с той или иной степенью глубины.

Мы знаем, что в основе лежал роман Алексея Сальникова, достаточно интеллектуальный, непростой по своей структуре, иногда даже замороченный, если можно так сказать. Но, тем не менее, в нем содержатся те вещи, которые очевидно стали платформой для поисков Кирилла Серебренникова для его собственного высказывания.

Как я это воспринял?  Да, это отражение того бредового и лихорадочного состояния, в котором находится российское общество, пребывает уже с времен краха советской системы и перехода к нынешнему этапу. Мы чувствуем, что прошлое продолжает существовать в сознании героев и очень многое определяет в их поведении, ментальности, но, к сожалению, настоящее вырисовывается в достаточно или мрачных, или галлюцинаторных красках. Именно как галлюцинации тяжело больного гриппом или как сейчас это уже начинает, конечно, ассоциироваться с новой болезнью, ковидом. В любом случае, это нездоровое состояние общества, и Кирилл Серебреников передает это ощущение в своем фильме. Безусловно, это также его личное высказывание о той атмосфере изоляции, в которой он вынужденно оказался.

 Насколько это будет понятно западному зрителю?
– Мне кажется, что в общих чертах все это понятно и западному зрителю, хотя, какие-то детали неизбежно будут ускользать, и до какой степени глубины может быть воспринят этот фильм здесь, на Каннском фестивале, и вообще за границей, ответа на этот вопрос я не знаю.

 А как, в этом смысле, обстоит дело с другими нашими картинами?
– Фильм Алексея Германа, который был показан на фестивале в программе «Особый взгляд», вольно или невольно, перекликается с фильмом Серебренникова, хотя Герман, по-моему, сам отрицал эту связь. Наверное, прямой связи действительно нет, но косвенная все равно ассоциативно возникает, потому что речь идет о домашнем аресте. И потому что речь идет опять же об атмосфере абсурда и зашкаливающей несправедливости, в которой мы существуем, и которая становится сюжетом именно этого фильма. Когда ученого-литературоведа обвиняют в хищении каких-то там пятнадцати стульев, что само по себе довольно смешно и дико звучит. В общем, этот фильм в каком-то смысле более доступен восприятию дистанционного зрителя, зрителя, который не живет в этой реальности. В этой картине более простой сюжет, более понятные мотивировки, но, вместе с тем, это тоже авторское высказывание режиссера, не случайно фильм включен в программу «Особый взгляд». Также как включен в эту программу и фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки».

 Что вы можете сказать об этой дебютной работе?
– Это совершенно другая история, снятая молодой женщиной-режиссером, ученицей Александра Сокурова. Она родилась на Северном Кавказе, и об этом регионе она сняла свой фильм. Она показывает тоже очень сдвинутую реальность, но сдвинутую уже не только в силу какого-то тотального абсурдизма жизни, а в силу обстоятельств, которые пережил и продолжает переживать этот регион. Это – терроризм (в фильме слышится эхо Беслана), все герои, в разной степени, но травмированы этим. Травмированы войной, ее близким дыханием. Если ее нет сейчас, то она все равно где-то прячется очень недалеко и в любой момент может настигнуть. Поэтому ощущение тревожности очень сильно передано в этом фильме, и это производит сильно эмоциональное впечатление. Но с другой стороны показано, что героиня – молодая женщина, фактически жертва Беслана, – хочет вырваться из той изоляции и того гетто, в котором она оказалась у своей патриархальной семьи – отца и брата. Находясь, как б в плену, хотя и в хорошем плену, где ее все любят, помогают ей, но при этом нет свободы. Она выбирает в конце свободу, но, в то же время, есть намек на то, что она еще окончательно не решила, что выбрать свободу или родину, куда она еще может вернуться и там остаться.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Сцена Театра Табакова на Чистых закрывается на реконструкцию

    Сегодня, 2 июля, в Театре Олега Табакова состоится 100-й спектакль «Мадонна с цветком», после чего историческая сцена на Чистых прудах закроется на реконструкцию. Не Табакерка – Подвал. Табаков назвал свой театр именно так. ...
  • «Не бывает маленьких пожертвований»

    За последние несколько месяцев в стране и мире произошли события, которые затронули все сферы нашей жизни. Журнал «Театрал» узнал у представителей благотворительных фондов, чьими попечителями являются российские актеры, как осуществляется деятельность этих организаций в столь непростое время. ...
  • Депкульт уволил директора Театра Маяковского

    Сегодня, 1 июля, стало известно, что в Департаменте культуры Москвы приняли решение сменить директора в Театре им. Маяковского. О том, что Александр Стульнев уволен, сообщил в своих соцсетях бывший художественный руководитель Маяковки Миндаугас Карбаускис. ...
  • В прокат вышел трагифарс о закулисье «Главная роль»

    30 июня в российский прокат вышла комедия «Главная роль», которая «впечатляюще препарирует отношения между режиссёрами, актёрами и аудиторией». В главных ролях – Пенелопа Крус и Антонио Бандерас. Премьера трагифарса о закулисье и о природе актерской популярности состоялась на Венецианском кинофестивале, в основном конкурсе. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Слухи об увольнении Райхельгауза сильно преувеличены

    В последние дни на страницах СМИ и в телеграм-каналах активно обсуждается тема возможных вскоре замен руководителей ряда московских театров. В числе наиболее вероятных газета «МК» назвала «Гоголь-центр», «Современник» и «Школу современной пьесы». ...
  • Депкульт снял с постов Рыжакова, Аграновича и Райхельгауза

    Столичный Департамент культуры поменял руководство трех московских театров. Не продлил договоры с худруками Гоголь-центра, «Современника» и «Школы современной пьесы», а также назначил новых директоров в первые два театра. ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Кадровые перестановки возможны в Театре Наций

    В Театре Наций могут сменить директора. Об этом сообщила журналистка Ксения Собчак в своем Телеграм-канале.   «В "Театре Наций" сменят директора, Мария Ревякина будет уволена, хотя и доверенным лицо Путина была, и в расстрельном списке навальнистов числится. ...
Читайте также