О премьере балета «Чайка», которая состоялась 1 июля на Новой сцене Большого, на сайте «Театрал» уже была опубликована рецензия нашего музыкального обозревателя, но в рамках рубрики «Журфак «Театрала» мы публикуем сегодня два текста начинающих авторов – наших студентов-стажеров, которые тоже посмотрели новую постановку Александра Молочникова.
Акция «Чайка»
Автор: Софья Суслова
1 июля на Новой сцене Большого театра состоялась последняя премьера этого сезона – балет «Чайка», ставший совместным творением хореографа-постановщика Юрия Посохова, режиссера Александра Молочникова и композитора Ильи Демуцкого.
Для Молочникова эта постановка уже вторая для Большого – до этого режиссер представил оперу «Телефон. Медиум» на Камерной сцене в 2019 году. Демуцкий и Посохов ранее работали вместе с Кириллом Серебренниковым над балетами «Герой нашего времени» и «Нуреев», и наверное, именно поэтому в балете с его яркими декорациями, смешением современной и классической хореографии, хорошо прописанными драматическими героями чувствуется что-то «серебренниковское».
Сам Антон Павлович – очень «театральный» писатель, его «проза жизни» замечательно смотрится на сцене, в драме, поэтому и балет получился скорее драматическим: большое значение имели именно типажи и характеры артистов, которых выбирает режиссёр, а уже вслед за этим идет хореография.
Главные партии в премьерный день исполняли Артем Овчаренко – Треплев, Светлана Захарова – Аркадина, Артемий Беляков – Тригорин, Мария Виноградова – Нина Заречная. Четыре героя и два поколения – авангард против классического искусства.
Хотя балет и посвящен герою Овчаренко-Треплеву, художнику-акционисту, который проводит «акцию» самосожжения, метафорично буквально убивает чайку в дуэте с Виноградовой-Заречной и лирично заканчивает жизнь самоубийством в финале, особенные овации и восторг зрителей получают Захарова и Беляков, чьи герои – представители классического балета. Беляков-Тригорин в сексуальном, страстном танце с Виноградовой, героиня-провинциалка которой намеренно подбирается к знавшему богему театральной жизни Тригорину, стал настоящей звездой сцены. А Захаровой даже не пришлось играть – роль примы она исполняет отменно, но с надрывом и каким-то отчаянием, особенно в сцене с большими игрушками, вернувшими героиню и ее брата в детство. Наблюдая за этим трио – Захаровой, Беляковым и Виноградовой – совершенно забываешь, кто же главный герой балета.
Тем не менее, Овчаренко, очень органично выглядящий в образе с татуировками и в кожаной куртке, прекрасно «отыграл» - кажущаяся на первый взгляд легкой современная хореография не так проста, а перформанс уже не просто артиста балета, а актера запомнится надолго. Яркие сцены, где Треплев пытается повторить хореографию Тригорина, убивает чайку, прогоняет Заречную, примеряет свою старую форму, а после приходит к самоубийству, становятся ступеньками к пониманию всего драматизма в образе героя – этот балет совершенно ушел за рамки балета, и если герой разочаровывается в своих «авангардных» идеях, то сама постановка буквально кричит о современности и акционизме.
Очень харизматичен образ Полины Андреевны в исполнении Анны Тихомировой: ее сцены даже рассмешить могли в какой-то момент. А вот трагичный образ влюбленной в Треплева Маши с куклой в роли Медведенко (кадры с репетиций заставляли гадать, что же это за кукла) оставил неоднозначное впечатление. Партию Маши исполнила Анна Балукова и исполнила очень убедительно – безответная влюбленность, только усиленная абсурдной сценой свадьбы с куклой, показалась очень нежной и печальной, но без знания текста или либретто героиня осталась бы не понята.
Чехов определял свою пьесу как комедию, однако дуэт Посохова и Молочникова показал, насколько она трагична: сам балет стал настоящим театральным представлением, где на первое место вышли характеры артистов, каждый отыгрывал эмоции не только телом, танцем, но и лицом, взглядом, костюмом, с помощью декораций, которыми занимался Томас Пай. Атмосфера какой-то российской дачи 1980-х годов воссоздана им очень достоверно. А более трехсот костюмов продумала Эмма Райотт, которая прежде участвовала в постановке «Орландо». Костюмы - простые, но прекрасно дополняющие характеры артистов. Так что «Чайка» стала по-настоящему ярким завершением 245-ого театрального сезона в Большом, который был очень насыщенным, несмотря на коронавирус.
Чайка
Автор: Арина Кузнецова
Новый балет Большого театра – это не первая постановка комедии «Чайка» Антона Чехова в формате балета. Свои версии создавали Родион Щедрин, выступавший и композитором, и автором либретто, Борис Эйфман, выбравший для своей постановки музыку Сергея Рахманинова, а также Джон Ноймайер на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
На этот раз разработкой «балетной версии» занимались хореограф Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий и режиссер-постановщик Александр Молочников. Посохов и Демуцкий уже сотрудничали, работая над «Героем нашего времени» и «Нуреевым», спектаклях поставленных Кириллом Серебренниковым. К работе над «Чайкой» также привлекли сценографа Тома Пая и художника по костюмам Эмму Райотт, которая совсем недавно работала с Большим над балетом «Орландо» Кристиана Шпука.
Либретто сделало «Чайку» максимально приближенной к балетным реалиям: Аркадина становится не просто известной актрисой, как было в пьесе, а прима-балериной и народной артисткой, Треплев на протяжении всех четырех действий ищет новые хореографические формы, а Нина Заречная становится участницей «индустриальной мистерии».
Театр со всей серьезностью отнесся к последней премьере сезона. В постановке задействованы ведущие артисты труппы: Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Екатерина Шипулина, Артем Овчаренко, Артемий Беляков, Владислав Лантратов, Мария Виноградова, Кристина Кретова, Игорь Цвирко и другие. В первый день премьерных показов в главных партиях вышли Светлана Захарова, Артем Овчаренко, Мария Виноградова и Артемий Беляков.
Многое в версии Молочникова доведено до абсолюта. Это и отношения Аркадиной, исполненной Светланой Захаровой, с сыном (именно их режиссер называет главными героями чеховского произведения), и акт самосожжения Треплева, чью партию танцевал Артем Овчаренко, и Тригорин, возбуждающийся, увидев кровь чайки на руках Заречной. Все это отражает своей хореографией Посохов. Связь матери и сына, которая скрыта даже от них самих, выражена в синхронных движениях и похожих реакциях, а также в сцене, где Аркадина после пожара разматывает бинты Треплева, которые являются и его оковами. Дуэт Марии Виноградовой и Артемия Белякова, исполнивших партии Заречной и Тригорина, выглядит нарочито сексуально и даже провокационно, что позволяет зрителю почувствовать ту эйфорию, в которой прибывает Тригорин.
Либретто Александра Молочникова и Ольги Хенкиной вообще очень эмоционально. В постановке появляется эпизод из детства Аркадиной и Сорина, полный их воспоминаний. По-новому раскрываются последние сцены произведения: встреча Треплева с Заречной и его самоубийство. Они требуют огромной драматической отдачи от артистов, исполняющих эти партии. Мария Виноградова и Артем Овчаренко смогли передать одновременное ощущение единения и отчаяния. В следующей сцене Овчаренко исполнил соло, в котором его персонаж осознал, что потерял себя и свое творчество, и освободился от этого гнетущего чувства, совершив самоубийство.
Создателям постановки удалось актуализировать произведение Чехова. Треплев, весь покрытый татуировками, совершает акт самосожжения, а Тригорин предстает на сцене в образе обольстителя. Однако балетная версия «Чайки» с уважением относится к оригиналу. Текст произведения легко «считывается» при просмотре, зрителю не приходится догадываться, какой герой оказывается перед ним в той или иной сцене и какие чувства испытывает. Это все та же пьеса, давно известная каждому со времен школьных уроков литературы.
Акция «Чайка»

1 июля на Новой сцене Большого театра состоялась последняя премьера этого сезона – балет «Чайка», ставший совместным творением хореографа-постановщика Юрия Посохова, режиссера Александра Молочникова и композитора Ильи Демуцкого.
Для Молочникова эта постановка уже вторая для Большого – до этого режиссер представил оперу «Телефон. Медиум» на Камерной сцене в 2019 году. Демуцкий и Посохов ранее работали вместе с Кириллом Серебренниковым над балетами «Герой нашего времени» и «Нуреев», и наверное, именно поэтому в балете с его яркими декорациями, смешением современной и классической хореографии, хорошо прописанными драматическими героями чувствуется что-то «серебренниковское».
Сам Антон Павлович – очень «театральный» писатель, его «проза жизни» замечательно смотрится на сцене, в драме, поэтому и балет получился скорее драматическим: большое значение имели именно типажи и характеры артистов, которых выбирает режиссёр, а уже вслед за этим идет хореография.
Главные партии в премьерный день исполняли Артем Овчаренко – Треплев, Светлана Захарова – Аркадина, Артемий Беляков – Тригорин, Мария Виноградова – Нина Заречная. Четыре героя и два поколения – авангард против классического искусства.
Хотя балет и посвящен герою Овчаренко-Треплеву, художнику-акционисту, который проводит «акцию» самосожжения, метафорично буквально убивает чайку в дуэте с Виноградовой-Заречной и лирично заканчивает жизнь самоубийством в финале, особенные овации и восторг зрителей получают Захарова и Беляков, чьи герои – представители классического балета. Беляков-Тригорин в сексуальном, страстном танце с Виноградовой, героиня-провинциалка которой намеренно подбирается к знавшему богему театральной жизни Тригорину, стал настоящей звездой сцены. А Захаровой даже не пришлось играть – роль примы она исполняет отменно, но с надрывом и каким-то отчаянием, особенно в сцене с большими игрушками, вернувшими героиню и ее брата в детство. Наблюдая за этим трио – Захаровой, Беляковым и Виноградовой – совершенно забываешь, кто же главный герой балета.
Тем не менее, Овчаренко, очень органично выглядящий в образе с татуировками и в кожаной куртке, прекрасно «отыграл» - кажущаяся на первый взгляд легкой современная хореография не так проста, а перформанс уже не просто артиста балета, а актера запомнится надолго. Яркие сцены, где Треплев пытается повторить хореографию Тригорина, убивает чайку, прогоняет Заречную, примеряет свою старую форму, а после приходит к самоубийству, становятся ступеньками к пониманию всего драматизма в образе героя – этот балет совершенно ушел за рамки балета, и если герой разочаровывается в своих «авангардных» идеях, то сама постановка буквально кричит о современности и акционизме.
Очень харизматичен образ Полины Андреевны в исполнении Анны Тихомировой: ее сцены даже рассмешить могли в какой-то момент. А вот трагичный образ влюбленной в Треплева Маши с куклой в роли Медведенко (кадры с репетиций заставляли гадать, что же это за кукла) оставил неоднозначное впечатление. Партию Маши исполнила Анна Балукова и исполнила очень убедительно – безответная влюбленность, только усиленная абсурдной сценой свадьбы с куклой, показалась очень нежной и печальной, но без знания текста или либретто героиня осталась бы не понята.
Чехов определял свою пьесу как комедию, однако дуэт Посохова и Молочникова показал, насколько она трагична: сам балет стал настоящим театральным представлением, где на первое место вышли характеры артистов, каждый отыгрывал эмоции не только телом, танцем, но и лицом, взглядом, костюмом, с помощью декораций, которыми занимался Томас Пай. Атмосфера какой-то российской дачи 1980-х годов воссоздана им очень достоверно. А более трехсот костюмов продумала Эмма Райотт, которая прежде участвовала в постановке «Орландо». Костюмы - простые, но прекрасно дополняющие характеры артистов. Так что «Чайка» стала по-настоящему ярким завершением 245-ого театрального сезона в Большом, который был очень насыщенным, несмотря на коронавирус.
Чайка

Новый балет Большого театра – это не первая постановка комедии «Чайка» Антона Чехова в формате балета. Свои версии создавали Родион Щедрин, выступавший и композитором, и автором либретто, Борис Эйфман, выбравший для своей постановки музыку Сергея Рахманинова, а также Джон Ноймайер на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
На этот раз разработкой «балетной версии» занимались хореограф Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий и режиссер-постановщик Александр Молочников. Посохов и Демуцкий уже сотрудничали, работая над «Героем нашего времени» и «Нуреевым», спектаклях поставленных Кириллом Серебренниковым. К работе над «Чайкой» также привлекли сценографа Тома Пая и художника по костюмам Эмму Райотт, которая совсем недавно работала с Большим над балетом «Орландо» Кристиана Шпука.
Либретто сделало «Чайку» максимально приближенной к балетным реалиям: Аркадина становится не просто известной актрисой, как было в пьесе, а прима-балериной и народной артисткой, Треплев на протяжении всех четырех действий ищет новые хореографические формы, а Нина Заречная становится участницей «индустриальной мистерии».
Театр со всей серьезностью отнесся к последней премьере сезона. В постановке задействованы ведущие артисты труппы: Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Екатерина Шипулина, Артем Овчаренко, Артемий Беляков, Владислав Лантратов, Мария Виноградова, Кристина Кретова, Игорь Цвирко и другие. В первый день премьерных показов в главных партиях вышли Светлана Захарова, Артем Овчаренко, Мария Виноградова и Артемий Беляков.
Многое в версии Молочникова доведено до абсолюта. Это и отношения Аркадиной, исполненной Светланой Захаровой, с сыном (именно их режиссер называет главными героями чеховского произведения), и акт самосожжения Треплева, чью партию танцевал Артем Овчаренко, и Тригорин, возбуждающийся, увидев кровь чайки на руках Заречной. Все это отражает своей хореографией Посохов. Связь матери и сына, которая скрыта даже от них самих, выражена в синхронных движениях и похожих реакциях, а также в сцене, где Аркадина после пожара разматывает бинты Треплева, которые являются и его оковами. Дуэт Марии Виноградовой и Артемия Белякова, исполнивших партии Заречной и Тригорина, выглядит нарочито сексуально и даже провокационно, что позволяет зрителю почувствовать ту эйфорию, в которой прибывает Тригорин.
Либретто Александра Молочникова и Ольги Хенкиной вообще очень эмоционально. В постановке появляется эпизод из детства Аркадиной и Сорина, полный их воспоминаний. По-новому раскрываются последние сцены произведения: встреча Треплева с Заречной и его самоубийство. Они требуют огромной драматической отдачи от артистов, исполняющих эти партии. Мария Виноградова и Артем Овчаренко смогли передать одновременное ощущение единения и отчаяния. В следующей сцене Овчаренко исполнил соло, в котором его персонаж осознал, что потерял себя и свое творчество, и освободился от этого гнетущего чувства, совершив самоубийство.
Создателям постановки удалось актуализировать произведение Чехова. Треплев, весь покрытый татуировками, совершает акт самосожжения, а Тригорин предстает на сцене в образе обольстителя. Однако балетная версия «Чайки» с уважением относится к оригиналу. Текст произведения легко «считывается» при просмотре, зрителю не приходится догадываться, какой герой оказывается перед ним в той или иной сцене и какие чувства испытывает. Это все та же пьеса, давно известная каждому со времен школьных уроков литературы.