
А судя по тому, как на эти доносы оперативно и громко откликаются соответствующие органы и штатные пропагандисты, сомнений не осталось – донос отныне в тренде. И в наступающем сезоне этот нержавеющий отечественный жанр сулит еще немало нам открытий чудных. Благо ресурсов для громкого и публичного «стука» куда следует теперь сильно прибавилось. Это в прошлые дремучие времена забытый ныне заслуженный доносчик России Фаддей Булгарин строчил кляузы в Третье отделение царской охранки, обличая Пушкина, Некрасова, Лермонтова в прозападнических настроениях, в либерализме, в недостаточной патриотичности.
Теперь же доносы можно строчить в социальных сетях, в анонимных «унитазках» и всевозможных «тук-туках», не опасаясь быть опознанным и заслуженно оплёванным. Булгарину такие возможности и не снились, хотя он не без успеха создавал и развивал свои читательские сети. По странной иронии судьбы именно он почти двести лет назад стал издавать первый в России театральный альманах «Русская Талия», в котором впервые были опубликованы отрывки «Горя от ума». А затем стал редактором «Северной пчелы» – одной из немногих газет, которой в условиях жесткой николаевской цензуры дозволялось освещать вопросы культуры. И здесь он, уже ничуть не стесняясь, публиковал открытые доносы на писателей, поэтов и драматургов. Демонстративная патриотичность и громкое радение за любовь к России-матушке были особенно забавны в устах «Фаддея» – урожденного Януша Тадеуша Кшиштофа Булгарина. И ладно бы только поляка, что, в общем, не возбраняется, но еще и ветерана наполеоновской армии, награждённого орденом Почётного легиона. Такой вот заслуженный «патриот» учил Вяземского, Пушкина, Грибоедова… как надо Родину любить.
За двести минувших лет мало что изменилось на просторах Отечества. Разве что «стук» стал громче и отвратительней, а правильной любви к Родине учат штатные патриоты, обладающие видом на жительство и недвижимостью уже не в Польше, а в Италии, Англии и прочих уютных местах вечно загнивающего Запада. Той остервенелости, с которой они накинулись на театр «Современник» и Лию Ахеджакову, Булгарин мог бы только позавидовать. Ему приходилось хотя бы читать Пушкина, прежде чем доносы строчить. А нынешним стукачам совсем не обязательно смотреть спектакль, чтобы поливать грязью уважаемый театр и замечательную актрису. Им достаточно фейков, чтобы поднять вой. И уже в черносотенной роли выступают под этот вой «Офицеры России», уже в лучших традициях Третьего отделения охранки заявляет себя Следственный комитет, грозя проверить не анонимных доносчиков, а спектакль и театр «Современник». Уже общественный комитет Минкульта грозится заняться проверкой театральных репертуаров на предмет правильного патриотизма…

Но все это лишь раззадорило стукачей анонимных и публичных. Объём грязи во всевозможных «унитазках» и количество соловьиного помета в различных эфирах только увеличилось. Из мутных чуланов интернета полились мутные потоки доносов на Марка Варшавера – известного и всеми уважаемого директора «Ленкома» на Сергея Женовача – успешного режиссера и худрука МХТ имени Чехова, на Виктора Рыжакова – профессора Школыстудии МХАТ, худрука «Современника», на Евгения Марчелли, лишь недавно возглавившего Театр Моссовета… Стукачи, чувствуя полную безнаказанность, не просто цинично треплют достойные имена, они уже взывают к карательным органам и властным структурам, требуя принять меры и призвать художников к ответу по откровенно надуманным обвинениям. Все это, судя по тенденциям, обещает нам не столько сезон аншлагов и премьер, сколько сезон травли и доносов. Поэтому, возвращаясь к заслуженно забытому Булгарину, не мешает нам вспомнить и строки Николая I, который после булгаринского фельетона на Пушкина написал главе своей охранки Бенкендорфу: «Вы можете сказать от моего имени Пушкину, что столь низкие и подлые оскорбления, как те, которыми его угостили, бесчестят того, кто их произносит, а не того, к кому они обращены. Единственное оружие против них – презрение».