Сезон доносов

 

Что год грядущий нам готовит? Этим немудрёным вопросом журнал «Театрал» в сентябре традиционно открывал новый театральный сезон. И речь преимущественно шла об ожидаемых премьерах. Теперь такой вопрос неактуален. Под занавес минувшего сезона вдруг выяснилось, что главным событием года стали не успешные премьеры и не удачные актерские работы: главным событием стали доносы.
 
А судя по тому, как на эти доносы оперативно и громко откликаются соответствующие органы и штатные пропагандисты, сомнений не осталось – донос отныне в тренде. И в наступающем сезоне этот нержавеющий отечественный жанр сулит еще немало нам открытий чудных. Благо ресурсов для громкого и публичного «стука» куда следует теперь сильно прибавилось. Это в прошлые дремучие времена забытый ныне заслуженный доносчик России Фаддей Булгарин строчил кляузы в Третье отделение царской охранки, обличая Пушкина, Некрасова, Лермонтова в прозападнических настроениях, в либерализме, в недостаточной патриотичности.
 
Теперь же доносы можно строчить в социальных сетях, в анонимных «унитазках» и всевозможных «тук-туках», не опасаясь быть опознанным и заслуженно оплёванным. Булгарину такие возможности и не снились, хотя он не без успеха создавал и развивал свои читательские сети. По странной иронии судьбы именно он почти двести лет назад стал издавать первый в России театральный альманах «Русская Талия», в котором впервые были опубликованы отрывки «Горя от ума». А затем стал редактором «Северной пчелы» – одной из немногих газет, которой в условиях жесткой николаевской цензуры дозволялось освещать вопросы культуры. И здесь он, уже ничуть не стесняясь, публиковал открытые доносы на писателей, поэтов и драматургов. Демонстративная патриотичность и громкое радение за любовь к России-матушке были особенно забавны в устах «Фаддея» – урожденного Януша Тадеуша Кшиштофа Булгарина. И ладно бы только поляка, что, в общем, не возбраняется, но еще и ветерана наполеоновской армии, награждённого орденом Почётного легиона. Такой вот заслуженный «патриот» учил Вяземского, Пушкина, Грибоедова… как надо Родину любить.
 
За двести минувших лет мало что изменилось на просторах Отечества. Разве что «стук» стал громче и отвратительней, а правильной любви к Родине учат штатные патриоты, обладающие видом на жительство и недвижимостью уже не в Польше, а в Италии, Англии и прочих уютных местах вечно загнивающего Запада. Той остервенелости, с которой они накинулись на театр «Современник» и Лию Ахеджакову, Булгарин мог бы только позавидовать. Ему приходилось хотя бы читать Пушкина, прежде чем доносы строчить. А нынешним стукачам совсем не обязательно смотреть спектакль, чтобы поливать грязью уважаемый театр и замечательную актрису. Им достаточно фейков, чтобы поднять вой. И уже в черносотенной роли выступают под этот вой «Офицеры России», уже в лучших традициях Третьего отделения охранки заявляет себя Следственный комитет, грозя проверить не анонимных доносчиков, а спектакль и театр «Современник». Уже общественный комитет Минкульта грозится заняться проверкой театральных репертуаров на предмет правильного патриотизма… 
 
Министр культуры Ольга Любимова, проявив несвойственное ныне высоким чинам гражданское мужество, не пошла на поводу у стукачей и, напомнив о конституционном запрете цензуры, обнадежила театры заявлением: никаких проверок репертуаров министерство не допустит. Негромкая театральная общественность, расслабленная летними отпусками, облегченно вздохнула, нестройно выразила свое презрение доносчикам и (еще тише) призналась в поддержке «Современнику» и Лие Ахеджаковой.
 
Но все это лишь раззадорило стукачей анонимных и публичных. Объём грязи во всевозможных «унитазках» и количество соловьиного помета в различных эфирах только увеличилось. Из мутных чуланов интернета полились мутные потоки доносов на Марка Варшавера – известного и всеми уважаемого директора «Ленкома» на Сергея Женовача – успешного режиссера и худрука МХТ имени Чехова, на Виктора Рыжакова – профессора Школыстудии МХАТ, худрука «Современника», на Евгения Марчелли, лишь недавно возглавившего Театр Моссовета… Стукачи, чувствуя полную безнаказанность, не просто цинично треплют достойные имена, они уже взывают к карательным органам и властным структурам, требуя принять меры и призвать художников к ответу по откровенно надуманным обвинениям. Все это, судя по тенденциям, обещает нам не столько сезон аншлагов и премьер, сколько сезон травли и доносов. Поэтому, возвращаясь к заслуженно забытому Булгарину, не мешает нам вспомнить и строки Николая I, который после булгаринского фельетона на Пушкина написал главе своей охранки Бенкендорфу: «Вы можете сказать от моего имени Пушкину, что столь низкие и подлые оскорбления, как те, которыми его угостили, бесчестят того, кто их произносит, а не того, к кому они обращены. Единственное оружие против них – презрение». 

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите, я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
  • Владимир Кехман планирует провести сокращение штата во МХАТе

    Новый глава МХАТа им. Горького Владимир Кехман рассказал, что собирается проводить масштабное сокращение штата нетворческих сотрудников театра ввиду сильного дисбаланса между творческим и управленческим коллективами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Заслуженный иноагент России

    В старые добрые времена существовала публичная форма челобитных под названием «наказы избирателей». Почти в каждой серьезной газете в той или иной форме непременно присутствовала рубрика с подобным названием, и в ней публиковали приличные обращения граждан к депутатам. ...
  • И эта мафия бессмертна

    Неловко признаться молодому читателю, и особенно читательнице, но я на эту тему писал еще в прошлом веке – лет сорок назад. Молодой репортер не жалел тогда остроты пера в борьбе с темными пятнами на белоснежном фоне советской действительности и смело разоблачал билетную мафию, процветающую в Москве. ...
  • Сезон доносов

    Что год грядущий нам готовит? Этим немудрёным вопросом журнал «Театрал» в сентябре традиционно открывал новый театральный сезон. И речь преимущественно шла об ожидаемых премьерах. Теперь такой вопрос неактуален. ...
  • Сезон закрытых дверей

    Театральная жизнь приближается к летнему финишу. По сложившейся традиции, к этому приятному периоду готовятся последние в сезоне премьеры, формируются саквояжи для гастролей и намечаются маршруты отпусков. Прошлое закрытие сезона выпало как раз на разгар пандемийной войны, и там уже было не до традиций. ...
Читайте также