Сезон доносов

 
Что год грядущий нам готовит? Этим немудрёным вопросом журнал «Театрал» в сентябре традиционно открывал новый театральный сезон. И речь преимущественно шла об ожидаемых премьерах. Теперь такой вопрос неактуален. Под занавес минувшего сезона вдруг выяснилось, что главным событием года стали не успешные премьеры и не удачные актерские работы: главным событием стали доносы.
 
А судя по тому, как на эти доносы оперативно и громко откликаются соответствующие органы и штатные пропагандисты, сомнений не осталось – донос отныне в тренде. И в наступающем сезоне этот нержавеющий отечественный жанр сулит еще немало нам открытий чудных. Благо ресурсов для громкого и публичного «стука» куда следует теперь сильно прибавилось. Это в прошлые дремучие времена забытый ныне заслуженный доносчик России Фаддей Булгарин строчил кляузы в Третье отделение царской охранки, обличая Пушкина, Некрасова, Лермонтова в прозападнических настроениях, в либерализме, в недостаточной патриотичности.
 
Теперь же доносы можно строчить в социальных сетях, в анонимных «унитазках» и всевозможных «тук-туках», не опасаясь быть опознанным и заслуженно оплёванным. Булгарину такие возможности и не снились, хотя он не без успеха создавал и развивал свои читательские сети. По странной иронии судьбы именно он почти двести лет назад стал издавать первый в России театральный альманах «Русская Талия», в котором впервые были опубликованы отрывки «Горя от ума». А затем стал редактором «Северной пчелы» – одной из немногих газет, которой в условиях жесткой николаевской цензуры дозволялось освещать вопросы культуры. И здесь он, уже ничуть не стесняясь, публиковал открытые доносы на писателей, поэтов и драматургов. Демонстративная патриотичность и громкое радение за любовь к России-матушке были особенно забавны в устах «Фаддея» – урожденного Януша Тадеуша Кшиштофа Булгарина. И ладно бы только поляка, что, в общем, не возбраняется, но еще и ветерана наполеоновской армии, награждённого орденом Почётного легиона. Такой вот заслуженный «патриот» учил Вяземского, Пушкина, Грибоедова… как надо Родину любить.
 
За двести минувших лет мало что изменилось на просторах Отечества. Разве что «стук» стал громче и отвратительней, а правильной любви к Родине учат штатные патриоты, обладающие видом на жительство и недвижимостью уже не в Польше, а в Италии, Англии и прочих уютных местах вечно загнивающего Запада. Той остервенелости, с которой они накинулись на театр «Современник» и Лию Ахеджакову, Булгарин мог бы только позавидовать. Ему приходилось хотя бы читать Пушкина, прежде чем доносы строчить. А нынешним стукачам совсем не обязательно смотреть спектакль, чтобы поливать грязью уважаемый театр и замечательную актрису. Им достаточно фейков, чтобы поднять вой. И уже в черносотенной роли выступают под этот вой «Офицеры России», уже в лучших традициях Третьего отделения охранки заявляет себя Следственный комитет, грозя проверить не анонимных доносчиков, а спектакль и театр «Современник». Уже общественный комитет Минкульта грозится заняться проверкой театральных репертуаров на предмет правильного патриотизма… 
 
Министр культуры Ольга Любимова, проявив несвойственное ныне высоким чинам гражданское мужество, не пошла на поводу у стукачей и, напомнив о конституционном запрете цензуры, обнадежила театры заявлением: никаких проверок репертуаров министерство не допустит. Негромкая театральная общественность, расслабленная летними отпусками, облегченно вздохнула, нестройно выразила свое презрение доносчикам и (еще тише) призналась в поддержке «Современнику» и Лие Ахеджаковой.
 
Но все это лишь раззадорило стукачей анонимных и публичных. Объём грязи во всевозможных «унитазках» и количество соловьиного помета в различных эфирах только увеличилось. Из мутных чуланов интернета полились мутные потоки доносов на Марка Варшавера – известного и всеми уважаемого директора «Ленкома» на Сергея Женовача – успешного режиссера и худрука МХТ имени Чехова, на Виктора Рыжакова – профессора Школыстудии МХАТ, худрука «Современника», на Евгения Марчелли, лишь недавно возглавившего Театр Моссовета… Стукачи, чувствуя полную безнаказанность, не просто цинично треплют достойные имена, они уже взывают к карательным органам и властным структурам, требуя принять меры и призвать художников к ответу по откровенно надуманным обвинениям. Все это, судя по тенденциям, обещает нам не столько сезон аншлагов и премьер, сколько сезон травли и доносов. Поэтому, возвращаясь к заслуженно забытому Булгарину, не мешает нам вспомнить и строки Николая I, который после булгаринского фельетона на Пушкина написал главе своей охранки Бенкендорфу: «Вы можете сказать от моего имени Пушкину, что столь низкие и подлые оскорбления, как те, которыми его угостили, бесчестят того, кто их произносит, а не того, к кому они обращены. Единственное оружие против них – презрение». 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Театр простодушных покажет спектакль в ЗИЛе

    28 августа в культурном центре «ЗИЛ» представят спектакль «Prost-O-Сложном» — документальный проект, посвященный актерам «Театра Простодушных», которые со сцены расскажут свои истории и поделятся своими суждениями о любви, смерти, семье, мечтах. ...
  • «Сатирикон» открыл фотовыставку на тему «бездомности»

    На Никитском бульваре в Москве открылась фотовыставка «Предчувствие дома. Этюды». Труппа театра «Сатирикон» и фотограф Александр Иванишин провели фотосессию, «декорациями» которой выступило здание театра, которое перестраивают с 2015 года. ...
  • Антон Адасинский представил фильм на фестивале в Выборге

    На фестивале российского кино «Окно в Европу», который прошел в Выборге, презентовали фильм «Билет на Божественную комедию» режиссера, актера, композитора Антона Адасинского.    Это вольная экранизация «Божественной комедии» Данте, поставленная по мотивам киномюзикла «Золото». ...
  • Во дворе Александринки представят музыкальный проект

    13 и 14 августа Александринский театр превратит двор Новой сцены в концертную площадку. В летнем музыкальном проекте «По дворам» выступит группа «Сансара» и Найк Борзов.     Специально для питерского open-air концерта лидер «Сансары» Саша Гагарин подготовил акустическую программу вместе с мультиинструменталистом Антоном Макаровым и виолончелистом Искандеором Ханнановым. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
Читайте также