В сентябре 2021 года Театр юных москвичей Московского дворца пионеров отмечает свое 85-летие. Создание школьного театра – всегда уникальный сюжет, наполненный трудом многих педагогов и учеников. История Театра юных москвичей началась в 1936 году в Доме пионеров на Стопани. Во время войны кружковцы в составе фронтовых бригад выступали перед бойцами, а в 1945 двадцать ребят получили медали «За оборону Москвы». В 1962 пионерская театральная студия переехала в Московский Дворец пионеров на Воробьевых горах, а в 1966, объединив разные театральные направления, стала называться Театр юных москвичей.
Сегодняшний ТЮМ вобрал в себя вокальный ансамбль «Соловушка», театр кукол, «Мастерскую исполнительских искусств» Андрея Задубровского, образовательный театр Сергея Розова. Среди выпускников ТЮМа — гордость российской культуры: режиссеры Леонид Нечаев («Про Красную шапочку», телемюзикл 1977 года с Яной Поплавской в главной роли), Владимир Андреев (художественный руководитель театра имени Ермоловой в 1990-2012), актеры Ролан Быков, Игорь Кваша, Сергей Никоненко, певица Тамара Синявская, актриса Наталья Гундарева. Леонид Нечаев вспоминал: «Слава Богу, что Володя Штейн (основатель театра «Волшебная лампа» — прим.авт.) притащил меня в Дом пионеров, а то мотать бы мне с однокашниками срока по три. Палатки мы переворачивали, по чердакам лазали… Мы были голодные, как собаки. Ребята скидывались мне на булочку французскую, я был самый большой, а дома-то пусто». Среди известных выпускников последних лет – сестры Кутеповы, Елена Стародуб, Игорь Угольников, Даниил Спиваковский, Виктория Толстоганова, Виктор Рыжаков.
Сегодня театральное направление Московского дворца пионеров активно развивается под руководством Ассель Сабитовой при участии Сергея Викторовича Розова. Большинство спектаклей текущего репертуара поставил талантливый режиссер, выпускник «Класс-центра» Сергея Казарновского и театрального института имени Б. Щукина Андрей Андреевич Задубровский.
В ТЮМе можно получить базовое актерское образование, познакомиться с прикладными театральными профессиями, пройти предвузовскую подготовку. Педагогов по эстрадному и академическому вокалу, художественному чтению, сценическому движению, хореографии, театральному мастерству дополняют педагоги по искусству сценографии, грима, техническим театральным специальностям.
К тюмовскому юбилею выпускники и педагоги рассказывают, что значит для них Театр юных москвичей.
Режиссер Андрей Задубровский поделился, в чем особенность театральной традиции Московского дворца пионеров:
— В начале мы рассказываем студийцам об известных выпускниках ТЮМа. Такого количества знаменитостей не выпускал ни один другой школьный театр. И ребята понимают, что ТЮМ — отличная живая площадка для старта в реальную жизнь искусства.
Я сам прошел через «Класс-центр» Сергея Казарновского и на себе испытал необходимость сосуществования общего и дополнительного образования. В расписании «Класс-центра» общеобразовательные и дополнительные предметы были перемешаны, и это было здорово. Во Дворце пионеров не так, но, например, в 11 классе лицея мы набираем театральный класс «Т». Там ребята углубленно занимаются языками, в их учебном плане есть театральное мастерство, сценическая речь, история театра, проектная деятельность через призму театрального образования. Многие потом поступают в вузы по разным театральным специальностям, но мы не заваливаем их конкурсами и фестивалями, они сами решают, что им ближе и нужнее.
Мы рассказываем, в чем отличие мхатовской и вахтанговской школ, школы Малого театра, почему нужно готовить разные программы. Предлагаем после 10 класса пройти творческие испытания и увидеть, сколько эмоций это забирает, как проходят прослушивания.
— Как строится репертуар ТЮМа?
— В ТЮМе есть проект «Театр и школа». Его придумал Сергей Викторович Розов, сын известного драматурга. Спектакли там ставятся по произведениям школьной программы. Например, в конце 2019 года группа Татьяны Юрьевны Ронами выпустила спектакль «Мальчики» по сценам из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Главная задача этого проекта в том, что дети полноправно участвуют в постановке спектакля, разбираются с текстом, с мотивами героев, сами тянут за разные ниточки. Мой спектакль в рамках проекта «Театр и школа» по «Онегину» они назвали «Таня Ларина»: школьники сказали, что этот роман в стихах про Татьяну. После спектаклей бывают обсуждения. Зрителям нравится, что на сцене ровесники, это располагает к дискуссии.
В «Мастерской исполнительских искусств» выбор материала для грядущего спектакля не ограничивается школьной программой. Мы выпустили спектакль «Как это важно...» по мотивам «Маленького принца», приуроченный к 120-летию автора, спектакль «Преданная» о жизни и канонизации Жанны д’Арк. Во время работы студийцы сами знакомятся с литературой и историей, многое узнают и делятся знаниями со зрителем.
— Как ищется этика воспитательных моментов?
— Я выпускник вахтанговской школы, окончил курс Владимира Петровича Поглазова. Нас учили: если ты решил связать жизнь с театром, важно оставаться человеком театра. Если выбрал материал — значит, об этом ты не можешь молчать, это переполняет тебя. Когда ставится задача такого этичного осознания, многое отшелушивается. В Москве, насколько мне известно, такого формата для школьников нет: школьный театр, где в тесной паритетной связке с педагогами заправляют дети.
Для спектакля «Муму» по Тургеневу многие ходы придумала наша выпускница Тоня Разумовская. Она 12 лет занималась в ТЮМе, переиграла десятки ролей, набрала высший балл по ЕГЭ, поступила на журфак МГУ. Тоня, как и другие студийцы ТЮМа, соавтор многих спектаклей. По полгода мы работаем с ребятами над спектаклями, все пробуются на все роли, и в процессе репетиций ребенок понимает, что он сам занял свое место».
…Знаменитый педагог ТЮМа 1950-60-х Евгения Васильевна Галкина сказала когда-то: «Одно из главных наблюдений моей жизни: на хореографию, гимнастику, пение детей приводят родители. В театр дети приходят сами. По Вите Татарскому сразу было видно, что он пришел приобщиться к профессии. В свои 13 лет он всегда был серьезен. Его даже звали не Витей, а Виталичем. Данный ему от природы удивительный голос поражал уже тогда, и было ясно, что его призвание – радио». Автор и ведущий радиопередачи «Встреча с песней», народный артист России Виктор Татарский вспоминал: «Сергей Никоненко, я, Володя Штейн, Леня Нечаев, — мы были «центровыми». Так звали тех, кто жил в центре, на Арбате, в пределах Садового кольца. Помните «Место встречи изменить нельзя»? Это все происходило в наших дворах и переулках. Правили там настоящие урки. Они всю жизнь могли перекорёжить. Трудно представить, как бы сложились наши судьбы, если бы не Евгения Васильевна».
«В Театр юных москвичей я пришел не от хорошей жизни. Я рос на окраине в рабочей семье, учился неважно, дрался во дворе. В восьмом классе прочитал объявление о наборе в ТЮМ. Разве я мог знать тогда, что театр станет делом всей моей жизни?» (основатель и руководитель театра «На Юго-Западе» Валерий Белякович). «У педагогов студии не было специальной задачи — подготовить актеров. «И все-таки, — говорит народный артист РСФСР Сергей Никоненко, — многие из нас получили здесь профессиональную ориентацию. Я не был исключением. Это дополнительное образование оказалось для нас самым важным и нужным».
Вадим Курилов, владелец коммуникационного агентства, педагог ораторского мастерства, актер:
— Я учился в ТЮМе с 1976 по 1982 год. Моим педагогом была Изольда Васильевна Хвацкая. У Изольды Васильевны были гремящие на Москву спектакли: «Марсианские хроники» по Рэю Брэдбери (1978), «Сказки Лукоморья», «Отважное сердце», «Бей, барабан». Был потрясающий спектакль об отношениях матери и дочерей «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» (1979). У Изольды Васильевны играли Елена Стародуб, потом ставшая примой театров «На Покровке» и «Модерн», Оксана Баршева, потом известная радиоведущая Ксения Ларина, Варвара Пушкарская, Анна Нестерова, Андрей Давыдов, Александр Казаков. Игорь Угольников, играл конферансье в кабаре «Нерыдай».
Изольда Васильевна открыла мне мир театра. Наша группа была экспериментальной, раньше таких маленьких не брали: 1-4 класс. Так получилось, что все мои друзья детства родом из ТЮМа. В 1981 году пришли Александр Николаевич Тюкавкин и Татьяна Михайловна Прялкина, и с сезона 1982-1983 главным режиссером стал Тюкавкин. Петухов продолжал работать во Дворце пионеров, а позже снова стал педагогом ТЮМа. Из запомнившихся мне спектаклей Петухова 1970-х «А зори здесь тихие», который назывался «Жили-были на свете девочки». Вспоминаю об этом потому, что в ТЮМе идет сейчас новый спектакль «А зори здесь тихие». В первом составе спектакля Петухова, по моим воспоминаниям, играл Павел Абдалов, сейчас известный киноактер. В театральном зале была оркестровая яма, из нее появлялся силуэт длинноволосой девушки, и она читала стихотворение Валентина Николаевича от лица нерожденных детей этих девочек:
Жили-были на свете девочки,
Им бы нас материнством согреть.
Но победы жизнями делают,
И они не смогли уцелеть…
— Можно сказать, что ТЮМ повлиял на выбор профессии?
— Конечно. Но сначала я стал преподавателем английского языка, который начал учить в третьем классе Клуба интернациональной дружбы Дворца пионеров. Все, что я делал в Центре интенсивного обучения иностранным языкам профессора Китайгородской, было моей реализацией актерских и режиссерских желаний и возможностей. Каждый урок был спектаклем с отдельным сюжетом. В итоге я в соавторстве написал два учебника американского английского по методу Китайгородской, которые стали большой пьесой, а каждый урок был написан как акт пьесы. После этого я радикально изменил свою жизнь и ушел в рекламу, но и там каждое пиар-мероприятие становилось проработанным спектаклем.
Еще с 1980-90-х я увлекался работой с голосом и речью. Моим первым учителем была диктор Лора Еремина, ведущая программы «Поэтическая тетрадь» на Всесоюзном радио. В 90-е у меня была возможность заниматься с педагогом по сценречи Верой Камышниковой, сейчас завкафедрой сценречи ГИТИСа и потрясающим Виктором Мархасевым из Школы-студии МХАТ.
В 2013 году я ушел из рекламы и вернулся к преподаванию. На этот раз не английского, а голоса и речи. Снова нашел для себя учителя - Кристин Линклейтер, известный режиссёр и педагог, автор метода «Освобождение природного голоса» Я учился у неё лично пять лет. Моя учеба у Кристин Линклейтер, работа с голосом, речью и текстом подтолкнули меня к возвращению в театр и кино: все началось в 2019 году с театральной студии Seasons Project, теперь с режиссером Виктором Алферовым у нас возник независимый театральный проект. Я начал сниматься в кино и в музыкальных клипах.
Все это — безусловные отголоски и влияние ТЮМа, с которым в детстве было связано столько важного и теплого. Я необычайно рад, что ТЮМ жив, что в нем происходят прекрасные перемены, идут яркие спектакли! Поздравляю ТЮМ с юбилеем! Это очень важное для меня место на карте Москвы, определившее всю мою жизнь.
Кирилл Крок, директор Театра Вахтангова:
— Театр юных москвичей для меня — это близкое родное сердце. Знакомство с ТЮМом для меня началось, когда я был мальчиком из Дворца пионеров Ворошиловского района. В Московский дворец пионеров мы приехали на городской конкурс детских театральных коллективов. В конце семидесятых для нас это было событие планетарного масштаба: мы впервые выступали на сцене Пионерского театра. Я был просто потрясён, что это случилось. На следующий год я уже пришел заниматься в ТЮМ. Так началась моя история любви с этим театром. Здесь я работал монтировщиком, осветителем сцены, освоил азы закулисных театральных профессий, без которых спектакль не может начаться, и за этот опыт я безмерно благодарен ТЮМу. Моими педагогами были Валентин Николаевич Петухов и Татьяна Михайловна Прялкина, ее спектакли «Питер Пэн» 1983 года и «Бэмби» 1984-го — это было какое-то детское театральное счастье. Опыт, полученный под руководством Петухова и Прялкиной, помогает мне до сих пор в очень важных жизненных делах. О ТЮМе остались самые тёплые воспоминания, и я хочу передать искренние поздравления театру, а также пожелать молодым ребятам определиться с выбором профессии еще в школе. Чтобы им, как когда-то мне, в этом помог ТЮМ.
Сегодняшний ТЮМ вобрал в себя вокальный ансамбль «Соловушка», театр кукол, «Мастерскую исполнительских искусств» Андрея Задубровского, образовательный театр Сергея Розова. Среди выпускников ТЮМа — гордость российской культуры: режиссеры Леонид Нечаев («Про Красную шапочку», телемюзикл 1977 года с Яной Поплавской в главной роли), Владимир Андреев (художественный руководитель театра имени Ермоловой в 1990-2012), актеры Ролан Быков, Игорь Кваша, Сергей Никоненко, певица Тамара Синявская, актриса Наталья Гундарева. Леонид Нечаев вспоминал: «Слава Богу, что Володя Штейн (основатель театра «Волшебная лампа» — прим.авт.) притащил меня в Дом пионеров, а то мотать бы мне с однокашниками срока по три. Палатки мы переворачивали, по чердакам лазали… Мы были голодные, как собаки. Ребята скидывались мне на булочку французскую, я был самый большой, а дома-то пусто». Среди известных выпускников последних лет – сестры Кутеповы, Елена Стародуб, Игорь Угольников, Даниил Спиваковский, Виктория Толстоганова, Виктор Рыжаков.
Сегодня театральное направление Московского дворца пионеров активно развивается под руководством Ассель Сабитовой при участии Сергея Викторовича Розова. Большинство спектаклей текущего репертуара поставил талантливый режиссер, выпускник «Класс-центра» Сергея Казарновского и театрального института имени Б. Щукина Андрей Андреевич Задубровский.
В ТЮМе можно получить базовое актерское образование, познакомиться с прикладными театральными профессиями, пройти предвузовскую подготовку. Педагогов по эстрадному и академическому вокалу, художественному чтению, сценическому движению, хореографии, театральному мастерству дополняют педагоги по искусству сценографии, грима, техническим театральным специальностям.
К тюмовскому юбилею выпускники и педагоги рассказывают, что значит для них Театр юных москвичей.
Режиссер Андрей Задубровский поделился, в чем особенность театральной традиции Московского дворца пионеров:
— В начале мы рассказываем студийцам об известных выпускниках ТЮМа. Такого количества знаменитостей не выпускал ни один другой школьный театр. И ребята понимают, что ТЮМ — отличная живая площадка для старта в реальную жизнь искусства.
Я сам прошел через «Класс-центр» Сергея Казарновского и на себе испытал необходимость сосуществования общего и дополнительного образования. В расписании «Класс-центра» общеобразовательные и дополнительные предметы были перемешаны, и это было здорово. Во Дворце пионеров не так, но, например, в 11 классе лицея мы набираем театральный класс «Т». Там ребята углубленно занимаются языками, в их учебном плане есть театральное мастерство, сценическая речь, история театра, проектная деятельность через призму театрального образования. Многие потом поступают в вузы по разным театральным специальностям, но мы не заваливаем их конкурсами и фестивалями, они сами решают, что им ближе и нужнее.
Мы рассказываем, в чем отличие мхатовской и вахтанговской школ, школы Малого театра, почему нужно готовить разные программы. Предлагаем после 10 класса пройти творческие испытания и увидеть, сколько эмоций это забирает, как проходят прослушивания.
— Как строится репертуар ТЮМа?
— В ТЮМе есть проект «Театр и школа». Его придумал Сергей Викторович Розов, сын известного драматурга. Спектакли там ставятся по произведениям школьной программы. Например, в конце 2019 года группа Татьяны Юрьевны Ронами выпустила спектакль «Мальчики» по сценам из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Главная задача этого проекта в том, что дети полноправно участвуют в постановке спектакля, разбираются с текстом, с мотивами героев, сами тянут за разные ниточки. Мой спектакль в рамках проекта «Театр и школа» по «Онегину» они назвали «Таня Ларина»: школьники сказали, что этот роман в стихах про Татьяну. После спектаклей бывают обсуждения. Зрителям нравится, что на сцене ровесники, это располагает к дискуссии.

— Как ищется этика воспитательных моментов?
— Я выпускник вахтанговской школы, окончил курс Владимира Петровича Поглазова. Нас учили: если ты решил связать жизнь с театром, важно оставаться человеком театра. Если выбрал материал — значит, об этом ты не можешь молчать, это переполняет тебя. Когда ставится задача такого этичного осознания, многое отшелушивается. В Москве, насколько мне известно, такого формата для школьников нет: школьный театр, где в тесной паритетной связке с педагогами заправляют дети.
Для спектакля «Муму» по Тургеневу многие ходы придумала наша выпускница Тоня Разумовская. Она 12 лет занималась в ТЮМе, переиграла десятки ролей, набрала высший балл по ЕГЭ, поступила на журфак МГУ. Тоня, как и другие студийцы ТЮМа, соавтор многих спектаклей. По полгода мы работаем с ребятами над спектаклями, все пробуются на все роли, и в процессе репетиций ребенок понимает, что он сам занял свое место».
…Знаменитый педагог ТЮМа 1950-60-х Евгения Васильевна Галкина сказала когда-то: «Одно из главных наблюдений моей жизни: на хореографию, гимнастику, пение детей приводят родители. В театр дети приходят сами. По Вите Татарскому сразу было видно, что он пришел приобщиться к профессии. В свои 13 лет он всегда был серьезен. Его даже звали не Витей, а Виталичем. Данный ему от природы удивительный голос поражал уже тогда, и было ясно, что его призвание – радио». Автор и ведущий радиопередачи «Встреча с песней», народный артист России Виктор Татарский вспоминал: «Сергей Никоненко, я, Володя Штейн, Леня Нечаев, — мы были «центровыми». Так звали тех, кто жил в центре, на Арбате, в пределах Садового кольца. Помните «Место встречи изменить нельзя»? Это все происходило в наших дворах и переулках. Правили там настоящие урки. Они всю жизнь могли перекорёжить. Трудно представить, как бы сложились наши судьбы, если бы не Евгения Васильевна».
«В Театр юных москвичей я пришел не от хорошей жизни. Я рос на окраине в рабочей семье, учился неважно, дрался во дворе. В восьмом классе прочитал объявление о наборе в ТЮМ. Разве я мог знать тогда, что театр станет делом всей моей жизни?» (основатель и руководитель театра «На Юго-Западе» Валерий Белякович). «У педагогов студии не было специальной задачи — подготовить актеров. «И все-таки, — говорит народный артист РСФСР Сергей Никоненко, — многие из нас получили здесь профессиональную ориентацию. Я не был исключением. Это дополнительное образование оказалось для нас самым важным и нужным».
Вадим Курилов, владелец коммуникационного агентства, педагог ораторского мастерства, актер:
— Я учился в ТЮМе с 1976 по 1982 год. Моим педагогом была Изольда Васильевна Хвацкая. У Изольды Васильевны были гремящие на Москву спектакли: «Марсианские хроники» по Рэю Брэдбери (1978), «Сказки Лукоморья», «Отважное сердце», «Бей, барабан». Был потрясающий спектакль об отношениях матери и дочерей «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки» (1979). У Изольды Васильевны играли Елена Стародуб, потом ставшая примой театров «На Покровке» и «Модерн», Оксана Баршева, потом известная радиоведущая Ксения Ларина, Варвара Пушкарская, Анна Нестерова, Андрей Давыдов, Александр Казаков. Игорь Угольников, играл конферансье в кабаре «Нерыдай».
Изольда Васильевна открыла мне мир театра. Наша группа была экспериментальной, раньше таких маленьких не брали: 1-4 класс. Так получилось, что все мои друзья детства родом из ТЮМа. В 1981 году пришли Александр Николаевич Тюкавкин и Татьяна Михайловна Прялкина, и с сезона 1982-1983 главным режиссером стал Тюкавкин. Петухов продолжал работать во Дворце пионеров, а позже снова стал педагогом ТЮМа. Из запомнившихся мне спектаклей Петухова 1970-х «А зори здесь тихие», который назывался «Жили-были на свете девочки». Вспоминаю об этом потому, что в ТЮМе идет сейчас новый спектакль «А зори здесь тихие». В первом составе спектакля Петухова, по моим воспоминаниям, играл Павел Абдалов, сейчас известный киноактер. В театральном зале была оркестровая яма, из нее появлялся силуэт длинноволосой девушки, и она читала стихотворение Валентина Николаевича от лица нерожденных детей этих девочек:
Жили-были на свете девочки,
Им бы нас материнством согреть.
Но победы жизнями делают,
И они не смогли уцелеть…

— Конечно. Но сначала я стал преподавателем английского языка, который начал учить в третьем классе Клуба интернациональной дружбы Дворца пионеров. Все, что я делал в Центре интенсивного обучения иностранным языкам профессора Китайгородской, было моей реализацией актерских и режиссерских желаний и возможностей. Каждый урок был спектаклем с отдельным сюжетом. В итоге я в соавторстве написал два учебника американского английского по методу Китайгородской, которые стали большой пьесой, а каждый урок был написан как акт пьесы. После этого я радикально изменил свою жизнь и ушел в рекламу, но и там каждое пиар-мероприятие становилось проработанным спектаклем.
Еще с 1980-90-х я увлекался работой с голосом и речью. Моим первым учителем была диктор Лора Еремина, ведущая программы «Поэтическая тетрадь» на Всесоюзном радио. В 90-е у меня была возможность заниматься с педагогом по сценречи Верой Камышниковой, сейчас завкафедрой сценречи ГИТИСа и потрясающим Виктором Мархасевым из Школы-студии МХАТ.
В 2013 году я ушел из рекламы и вернулся к преподаванию. На этот раз не английского, а голоса и речи. Снова нашел для себя учителя - Кристин Линклейтер, известный режиссёр и педагог, автор метода «Освобождение природного голоса» Я учился у неё лично пять лет. Моя учеба у Кристин Линклейтер, работа с голосом, речью и текстом подтолкнули меня к возвращению в театр и кино: все началось в 2019 году с театральной студии Seasons Project, теперь с режиссером Виктором Алферовым у нас возник независимый театральный проект. Я начал сниматься в кино и в музыкальных клипах.
Все это — безусловные отголоски и влияние ТЮМа, с которым в детстве было связано столько важного и теплого. Я необычайно рад, что ТЮМ жив, что в нем происходят прекрасные перемены, идут яркие спектакли! Поздравляю ТЮМ с юбилеем! Это очень важное для меня место на карте Москвы, определившее всю мою жизнь.
Кирилл Крок, директор Театра Вахтангова:
— Театр юных москвичей для меня — это близкое родное сердце. Знакомство с ТЮМом для меня началось, когда я был мальчиком из Дворца пионеров Ворошиловского района. В Московский дворец пионеров мы приехали на городской конкурс детских театральных коллективов. В конце семидесятых для нас это было событие планетарного масштаба: мы впервые выступали на сцене Пионерского театра. Я был просто потрясён, что это случилось. На следующий год я уже пришел заниматься в ТЮМ. Так началась моя история любви с этим театром. Здесь я работал монтировщиком, осветителем сцены, освоил азы закулисных театральных профессий, без которых спектакль не может начаться, и за этот опыт я безмерно благодарен ТЮМу. Моими педагогами были Валентин Николаевич Петухов и Татьяна Михайловна Прялкина, ее спектакли «Питер Пэн» 1983 года и «Бэмби» 1984-го — это было какое-то детское театральное счастье. Опыт, полученный под руководством Петухова и Прялкиной, помогает мне до сих пор в очень важных жизненных делах. О ТЮМе остались самые тёплые воспоминания, и я хочу передать искренние поздравления театру, а также пожелать молодым ребятам определиться с выбором профессии еще в школе. Чтобы им, как когда-то мне, в этом помог ТЮМ.