И эта мафия бессмертна

 

Неловко признаться молодому читателю, и особенно читательнице, но я на эту тему писал еще в прошлом веке – лет сорок назад. Молодой репортер не жалел тогда остроты пера в борьбе с темными пятнами на белоснежном фоне советской действительности и смело разоблачал билетную мафию, процветающую в Москве. Любой театрал тогда хорошо знал, что достать билеты в «Ленком», «Современник», на Таганку... и уж тем более – в Большой легальным путем, то есть в кассе театра, практически нереально.

После ночных дежурств в строго определенные дни в очередях перед театрами везло лишь единицам счастливчиков. Им доставалось по паре билетов на балконы или галерку, все остальное улетало в руки перекупщиков. Билетная мафия уверенно контролировала доступ в храмы искусств, получая на этом серьезные деньги. Разоблачительные репортажи время от времени выходили в самых серьезных изданиях. И никогда не оставались незамеченными. На мои публикации в «Известиях» отвечали самые большие милицейские начальники, потому что тогда все министерства и ведомства были обязаны реагировать на критические материалы прессы. Начальники и реагировали – они сообщали, что материал рассмотрен, что по следам публикации будет проведена проверка, приняты необходимые меры восстановления социалистической законности, и билетная мафия потерпит сокрушительное поражение. Проходил год, другой, начальники менялись, менялась власть, страна и эпохи, а билетные перекупщики продолжали торговать дорогой к храму.

Нынешний театральный сезон не стал исключением. И даже проклятый ковид с его ограничениями не потрепал ряды умельцев делать шальные деньги на любви к искусству. Изменилась лишь технология выкачивания этих денег из карманов доверчивых театралов, и изменилось отношение полицейских начальников к этой проблеме и к публикациям о ней. Умельцы используют любой шанс, подаренный им цифровой эпохой, и действуют значительно более масштабно и цинично, чем добропорядочная советская мафия. Она хоть и нарушала закон, перепродавая втридорога билеты, но билеты эти были реальными, и по ним можно было попасть в любимый театр. Теперь же отпетые мошенники, не напрягаясь ночными дежурствами у касс, с легкостью впаривают наивным согражданам фальшивые билеты на фальшивых сайтах, которые почти как близнецы-братья похожи на официальные сайты театров. И сограждане теряют немалые деньги, потому что цена мафиозных билетов раза в два-три выше цены билетов реальных, причем теряют бессмысленно, так как по этим билетам в театр попасть нельзя. У театров страдает репутация, потому что обманутому зрителю трудно объяснить, почему его билет фальшив и почему тогда театр не борется с фальшивым сайтом-близнецом. И уже нынешние молодые репортеры пишут свои заметки про нынешних билетных мошенников, с легкостью создающих фишинговые сайты, чтобы втереться в доверие и забраться в карман неосторожного театрала. А нынешним полицейским начальникам до этих публикаций нет никакого дела. Их давно не обязывают отвечать и реагировать, они и не реагируют.

Надо признать – России есть чем гордиться. В неблагородном деле создания фишинговых ресурсов за последние два года наша страна уверенно вышла на первое место в мире, хоть в этом наконец опере - див нелюбимые Соединенные Штаты. Третье место надежно сохраняет за собой Панама. Так что билетная мафия может трудиться с особым патриотическим подъемом, что она, впрочем, и делает. Только с начала лета количество фальшивых театральных сайтов увеличилось более чем в десять раз. Многие из них почти зеркально похожи на сайты официальные, и зритель, не отличающийся дотошностью, не замечает разницы, не слышит голосов администраций театров, призывающих к осторожности, и покупается на происки мошенников. Число обманутых и обворованных театралов растет стремительно и безнадежно. Театры их защитить не в состоянии. Да и не их это функция. Для борьбы с незаконными сайтами у нас существует Роскомнадзор – организация, быть может, и не самая эффективная, но в некоторых случаях очень даже способная душить неугодные ресурсы. С независимыми СМИ и блогерами она справляется так успешно, закрывая их уже десятками, что на фишинговые сайты и билетную мафию, видимо, не остается никаких сил.

Та же история и с правоохранителями. Они вроде по долгу службы обязаны ловить мошенников, наносящих ущерб гражданам и учреждениям культуры. И опыта у наших органов хоть отбавляй, судя по тому, с каким успехом они находят сетевых «хомячков», поставивших даже несколько лет назад неосторожный лайк на нелояльном сайте. Ловят этих «хомячков» без устали, статьи для них находят с легкостью и на нары их отправляют без сожаления. Но этот благородный процесс отнимает, видимо, тоже столько сил, что на борьбу с реальными злоумышленниками их уже не остается. И фишинг процветает. И билетная мафия продолжает стричь купоны, оставаясь непобедимой при любых режимах, законах и органах.

Совсем недавно группа сознательных граждан, решивших положить конец откровенному мошенничеству в сетях, обратилась в МВД с предложением дополнить Уголовный кодекс статьей о фишинге, карающей за подобные преступления. В МВД откликнулись. Глава департамента цифровых технологий, связи и защиты информации товарищ Войнов сообщил общественности, что в дополнении УК нет никакой нужды, так как в кодексе хватает статей для наказания правонарушителей. Но если это так, то получается, что у бездействующих органов просто нет желания, воли или приказа свыше решить наконец проблему мафии, которая бессмертна.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • И эта мафия бессмертна

    Неловко признаться молодому читателю, и особенно читательнице, но я на эту тему писал еще в прошлом веке – лет сорок назад. Молодой репортер не жалел тогда остроты пера в борьбе с темными пятнами на белоснежном фоне советской действительности и смело разоблачал билетную мафию, процветающую в Москве. ...
  • Сезон доносов

    Что год грядущий нам готовит? Этим немудрёным вопросом журнал «Театрал» в сентябре традиционно открывал новый театральный сезон. И речь преимущественно шла об ожидаемых премьерах. Теперь такой вопрос неактуален. ...
  • Сезон закрытых дверей

    Театральная жизнь приближается к летнему финишу. По сложившейся традиции, к этому приятному периоду готовятся последние в сезоне премьеры, формируются саквояжи для гастролей и намечаются маршруты отпусков. Прошлое закрытие сезона выпало как раз на разгар пандемийной войны, и там уже было не до традиций. ...
  • С мечтой о драме

    Наш апрельский номер опять не о весне. Ровно год назад мир рухнул в ковидное безумие, театры закрыли двери, страны опустили «железный занавес», люди забились по домам, погружаясь в омут онлайна. Тогда никто еще не предполагал, что этот планетарный кошмар затянется так надолго. ...
Читайте также