С 6 по 9 октября в Севастополе на сцене Театра юного зрителя пройдёт фестиваль актёрских монологов «Словотворение». В преддверии форума «Театрал» побеседовал с председателем жюри конкурса, главой Севастопольского СТД Евгением Журавкиным.
- Евгений, расскажите, как давно проводится фестиваль и как возникла эта идея?
- Фестиваль будет проводиться в четвертый раз. В прошлом году мы планировали его на апрель-май, но, к сожалению, из-за «короны» весь год у нас прошел, как говорится, впустую. И вот в этом октябре, наконец, решили его провести. Хотя ограничения еще остаются, но тем не менее.
- А почему такое название – «Словотворение»?
- Потому что главное в этой истории – «творить словом» и ничем иным! А придумала название Аксинья Норманская - мой заместитель по СТД и по организации фестиваля.
- Как происходит отбор участников?
- В основном все участники из нашего региона, то есть из Севастополя, хотя это не жесткое правило. К нам буквально вчера добавились два человека из Самары, они готовы прилететь на конкурс. Участвуют и наши коллеги и друзья из Симферополя. Что касается основных правил для участников, то желательно, в первую очередь, иметь некое профессиональное отношение к театру, и по времени выступление должно длится не более восьми-девяти минут.
- Есть какие-то возрастные ограничения?
- Никаких! Конечно же, более активна молодежь, которая еще не все сыграла в своей жизни, и которая хочет открыть для других какие-то новые краски своих возможностей, своего дарования. Тем не менее, у нас и весьма солидные артисты выступали и в прошлом году, и в позапрошлом. И в этом будут! Лично у меня особое отношение к людям, которые не остановились в развитии, не закостенели, не «наловили» каких-то звезд с небес и находятся до сих пор в творческом поиске. Они не боятся конкурировать с молодежью, не стесняются выйти на сцену и вот так сольно - с монологом - держать зал...
- Публика в этом году сможет присутствовать?
- Да, но ограничение – половина зала. В прошлый раз у нас была организована прямая трансляция, надеюсь, в этом году она тоже состоится. Ролики с прошлого фестиваля в полном варианте или отдельные монологи существуют на ютубе, и их можно посмотреть. Молодежь перед подачей заявки я даже прошу посмотреть, что это такое, как это было и кто победил, а кто занял вторые-третьи места. Но на самом деле, вы знаете, проигравших здесь нет, потому что самостоятельно подготовить материал - выбрать, найти, а потом выйти на зрителя, на взыскательную публику, которая хорошо разбирается в театральных делах, – это совсем не просто. Когда я на первом «Словотворении» сам вышел вне конкурса кое-что читать, то понял, что это такое и как это страшно и непривычно без поддержки режиссера, без свето-звуковых эффектов… Практически, ты - наедине с публикой.
- А что вы сами читали тогда?
- Я тогда объединил оба монолога из «Моцарта и Сальери» в некую единую композицию. Потом я даже сделал на основе этого целый моноспектакль и выступал с ним несколько раз. Но именно этот опыт на фестивале мне помог понять, что одно дело, - когда мурлычешь дома сам себе что-то под нос и кажешься себе гениальным, и совсем другое - когда выходишь на зрителя. Вся эта пыльца вдруг сваливается, и ты остаешься абсолютно беззащитным, потому что тебя просто «всасывает», поглощает внимание зала. И если ты не готов к этому, то можешь растеряться и получить совсем не те ощущения, о которых мечтал...
- В этом году вы будете тоже что-то читать вне конкурса?
- В рамках открытия-закрытия я всегда что-то читаю, наверное, чтобы как-то проверить себя. Буду и на этот раз, а что именно - еще выбираю.
- Тематически вы никак не ограничивает участников?
- Конечно же, нет! Ведь как эта идея родилась? Годы идут, что-то уже не сыграешь никогда. Ты хочешь что-то сыграть, но репертуарная политика театра складывается таким образом, что это невозможно или по каким-то другим причинам. А материал живет в душе и хочет какой-то реализации. Так почему бы нет? Почему бы не подарить актеру радость этой работы и общение со зрителями именно в этом материале?
Идея изначально очень творческая! Например, молодежь хочет блеснуть какими-то новыми гранями. Тот, кто постарше, хочет свои какие-то «гештальты закрыть», как сейчас говорят… Разобраться с какими-то ролями, которые не случились в жизни или случились, но не так, как виделось.
Но это не конкурс «последних возможностей» - даже ведущие артисты театров, которые играют главные роли, участвуют в этом конкурсе несмотря на то, что они много и очень серьезно заняты в репертуаре. Казалось бы, о чем еще мечтать, но тем не менее…
Дело в том, что когда работаешь с режиссерами, чаще всего обширные пространные монологи сокращаются, удаляются: «Там и так все понятно. Ты здесь повернись, там просто сядь на стул. Не нужен этот монолог». Часто в современном театре вычеркиваются страницы текста. А ведь этот монолог, может быть, и составляет суть роли, а ею подчас пренебрегают... И этот фестиваль позволяет вернуть вот эти вычеркнутые монологи на сцену. Понимаете, как это бывает здорово! Кроме того, это может быть как абсолютно любая проза, так и поэтическое творчество. Почему нет? Есть опыт, когда люди даже сами себе пишут монологи, выступают с ними и иногда добиваются довольно высоких результатов, как-то неожиданно открываясь и открывая новые темы.
- А стихи свои никто не читает?
- Да, конечно же, бывает, что человеку очень важно «прозвучать» со своими стихами. В этом году тоже будет два авторских материала. Один, посвящен «Бесам» Достоевского, а тему другого пока еще не знаю. Автор ее тщательно скрывает, но тем интересней!
- Победители или просто участники прошлых лет продолжают участвовать в следующих конкурсах или это разовая история?
- Большинство тех, кто в этом году подали заявки, уже участвовали в конкурсе, и выигрывали, в том числе. Дело в том, что у нас, помимо Гран-при, первого, второго, третьего мест, существует еще много разных премий, то есть, практически, никто не остается без награды. Ведь у нас есть и зрительское, и журналистское и даже «заграничное» жюри, которое смотрит выступления в онлайн-трансляции в Израиле, Америке, Украине. Помимо денежных вознаграждений, есть еще и творческие – например, поездка в Москву или в Санкт-Петербург.
Кто-то из своих монологов уже составляет целую чтецкую программу, которая, в принципе, должна быть у каждого артиста «в кармане». То есть это дело не умирает по завершении конкурса, а продолжается.
- Не было идеи, впоследствии сделать какой-то совместный проект с участниками?
- На «Ночь искусств» нам удалось объединить несколько участников и выступить, тем самым напомнить о себе. А монологи, связанные с античной темой мы на День театра, 27 марта, читали в Античном театре.
- В этот раз прологом к вашему фестивалю, насколько я знаю, стал детский конкурс?
- Да, в этом году директор фестиваля Андрей Маймусов предложил в преддверии нашего провести еще «Словотворение. Дети». На самом деле, эта идея витала в воздухе, наверное, уже года два: не провести ли фестиваль-конкурс для наших юных артистов, которые обучаются в многочисленных театральных студиях Севастополя. Немного жаль, что я в связи с предстоящей премьерой, просто не знаю, как успею всюду. С репетиции буду срываться туда, а потом возвращаться обратно на спектакль. Мне очень хотелось бы поучаствовать, но, независимо от моего присутствия «Словотворение. Дети» состоится. Все будут услышаны, одобрены и благословлены.
- Всех, кто подал заявки, включали в программу или для детей проводился предварительный отбор?
- У нас нет никакого предварительного отбора, возможно он проводится руководителями севастопольских детских студий. Зато я знаю, какая идет кипучая работа. К нам даже в театр приходят юные артисты и репетируют со своими педагогами и с актерами, которые что-то им подсказывают. И на самом деле, вот такое движение накануне этого события кажется для меня очень «теплым» и важным. Когда происходит обмен мнениями, репетиции, все пребывают в некоем творческом возбуждении - вот это хорошо! Так и должен жить артист, мне кажется.
- Евгений, расскажите, как давно проводится фестиваль и как возникла эта идея?
- Фестиваль будет проводиться в четвертый раз. В прошлом году мы планировали его на апрель-май, но, к сожалению, из-за «короны» весь год у нас прошел, как говорится, впустую. И вот в этом октябре, наконец, решили его провести. Хотя ограничения еще остаются, но тем не менее.
- А почему такое название – «Словотворение»?
- Потому что главное в этой истории – «творить словом» и ничем иным! А придумала название Аксинья Норманская - мой заместитель по СТД и по организации фестиваля.
- Как происходит отбор участников?
- В основном все участники из нашего региона, то есть из Севастополя, хотя это не жесткое правило. К нам буквально вчера добавились два человека из Самары, они готовы прилететь на конкурс. Участвуют и наши коллеги и друзья из Симферополя. Что касается основных правил для участников, то желательно, в первую очередь, иметь некое профессиональное отношение к театру, и по времени выступление должно длится не более восьми-девяти минут.
- Есть какие-то возрастные ограничения?
- Никаких! Конечно же, более активна молодежь, которая еще не все сыграла в своей жизни, и которая хочет открыть для других какие-то новые краски своих возможностей, своего дарования. Тем не менее, у нас и весьма солидные артисты выступали и в прошлом году, и в позапрошлом. И в этом будут! Лично у меня особое отношение к людям, которые не остановились в развитии, не закостенели, не «наловили» каких-то звезд с небес и находятся до сих пор в творческом поиске. Они не боятся конкурировать с молодежью, не стесняются выйти на сцену и вот так сольно - с монологом - держать зал...
- Публика в этом году сможет присутствовать?
- Да, но ограничение – половина зала. В прошлый раз у нас была организована прямая трансляция, надеюсь, в этом году она тоже состоится. Ролики с прошлого фестиваля в полном варианте или отдельные монологи существуют на ютубе, и их можно посмотреть. Молодежь перед подачей заявки я даже прошу посмотреть, что это такое, как это было и кто победил, а кто занял вторые-третьи места. Но на самом деле, вы знаете, проигравших здесь нет, потому что самостоятельно подготовить материал - выбрать, найти, а потом выйти на зрителя, на взыскательную публику, которая хорошо разбирается в театральных делах, – это совсем не просто. Когда я на первом «Словотворении» сам вышел вне конкурса кое-что читать, то понял, что это такое и как это страшно и непривычно без поддержки режиссера, без свето-звуковых эффектов… Практически, ты - наедине с публикой.
- А что вы сами читали тогда?
- Я тогда объединил оба монолога из «Моцарта и Сальери» в некую единую композицию. Потом я даже сделал на основе этого целый моноспектакль и выступал с ним несколько раз. Но именно этот опыт на фестивале мне помог понять, что одно дело, - когда мурлычешь дома сам себе что-то под нос и кажешься себе гениальным, и совсем другое - когда выходишь на зрителя. Вся эта пыльца вдруг сваливается, и ты остаешься абсолютно беззащитным, потому что тебя просто «всасывает», поглощает внимание зала. И если ты не готов к этому, то можешь растеряться и получить совсем не те ощущения, о которых мечтал...
- В этом году вы будете тоже что-то читать вне конкурса?
- В рамках открытия-закрытия я всегда что-то читаю, наверное, чтобы как-то проверить себя. Буду и на этот раз, а что именно - еще выбираю.
- Тематически вы никак не ограничивает участников?
- Конечно же, нет! Ведь как эта идея родилась? Годы идут, что-то уже не сыграешь никогда. Ты хочешь что-то сыграть, но репертуарная политика театра складывается таким образом, что это невозможно или по каким-то другим причинам. А материал живет в душе и хочет какой-то реализации. Так почему бы нет? Почему бы не подарить актеру радость этой работы и общение со зрителями именно в этом материале?
Идея изначально очень творческая! Например, молодежь хочет блеснуть какими-то новыми гранями. Тот, кто постарше, хочет свои какие-то «гештальты закрыть», как сейчас говорят… Разобраться с какими-то ролями, которые не случились в жизни или случились, но не так, как виделось.
Но это не конкурс «последних возможностей» - даже ведущие артисты театров, которые играют главные роли, участвуют в этом конкурсе несмотря на то, что они много и очень серьезно заняты в репертуаре. Казалось бы, о чем еще мечтать, но тем не менее…
Дело в том, что когда работаешь с режиссерами, чаще всего обширные пространные монологи сокращаются, удаляются: «Там и так все понятно. Ты здесь повернись, там просто сядь на стул. Не нужен этот монолог». Часто в современном театре вычеркиваются страницы текста. А ведь этот монолог, может быть, и составляет суть роли, а ею подчас пренебрегают... И этот фестиваль позволяет вернуть вот эти вычеркнутые монологи на сцену. Понимаете, как это бывает здорово! Кроме того, это может быть как абсолютно любая проза, так и поэтическое творчество. Почему нет? Есть опыт, когда люди даже сами себе пишут монологи, выступают с ними и иногда добиваются довольно высоких результатов, как-то неожиданно открываясь и открывая новые темы.
- А стихи свои никто не читает?
- Да, конечно же, бывает, что человеку очень важно «прозвучать» со своими стихами. В этом году тоже будет два авторских материала. Один, посвящен «Бесам» Достоевского, а тему другого пока еще не знаю. Автор ее тщательно скрывает, но тем интересней!
- Победители или просто участники прошлых лет продолжают участвовать в следующих конкурсах или это разовая история?
- Большинство тех, кто в этом году подали заявки, уже участвовали в конкурсе, и выигрывали, в том числе. Дело в том, что у нас, помимо Гран-при, первого, второго, третьего мест, существует еще много разных премий, то есть, практически, никто не остается без награды. Ведь у нас есть и зрительское, и журналистское и даже «заграничное» жюри, которое смотрит выступления в онлайн-трансляции в Израиле, Америке, Украине. Помимо денежных вознаграждений, есть еще и творческие – например, поездка в Москву или в Санкт-Петербург.
Кто-то из своих монологов уже составляет целую чтецкую программу, которая, в принципе, должна быть у каждого артиста «в кармане». То есть это дело не умирает по завершении конкурса, а продолжается.
- Не было идеи, впоследствии сделать какой-то совместный проект с участниками?
- На «Ночь искусств» нам удалось объединить несколько участников и выступить, тем самым напомнить о себе. А монологи, связанные с античной темой мы на День театра, 27 марта, читали в Античном театре.
- В этот раз прологом к вашему фестивалю, насколько я знаю, стал детский конкурс?
- Да, в этом году директор фестиваля Андрей Маймусов предложил в преддверии нашего провести еще «Словотворение. Дети». На самом деле, эта идея витала в воздухе, наверное, уже года два: не провести ли фестиваль-конкурс для наших юных артистов, которые обучаются в многочисленных театральных студиях Севастополя. Немного жаль, что я в связи с предстоящей премьерой, просто не знаю, как успею всюду. С репетиции буду срываться туда, а потом возвращаться обратно на спектакль. Мне очень хотелось бы поучаствовать, но, независимо от моего присутствия «Словотворение. Дети» состоится. Все будут услышаны, одобрены и благословлены.
- Всех, кто подал заявки, включали в программу или для детей проводился предварительный отбор?
- У нас нет никакого предварительного отбора, возможно он проводится руководителями севастопольских детских студий. Зато я знаю, какая идет кипучая работа. К нам даже в театр приходят юные артисты и репетируют со своими педагогами и с актерами, которые что-то им подсказывают. И на самом деле, вот такое движение накануне этого события кажется для меня очень «теплым» и важным. Когда происходит обмен мнениями, репетиции, все пребывают в некоем творческом возбуждении - вот это хорошо! Так и должен жить артист, мне кажется.