Алексей Франдетти: «Пришли на оперу, а получили микс из шоу, мюзикла и цирка»

 

Режиссер Алексей Франдетти поставил в Мариинском театре оперу Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини».  Действие он перенес из Рима XVI века в киностудию «Чинечитта», где снимал свои картины Феллини. Премьерные показы прошли под управлением дирижера Валерия Гергиева, музыкального руководителя постановки.   

— Ваш спектакль — о режиссёре, похожем на Федерико Феллини. Почему именно Феллини?
 
— Во-первых, потому что фамилии созвучны. А во-вторых, я очень люблю фильм «» и творчество великого итальянца Федерико Феллини. В этом фильме речь идет о режиссере, который долго выискивает правильный замысел, равно как и Челлини Берлиоза долго ищет, как же ему сделать Персея. Поэтому для меня здесь рифма нашлась мгновенно.  
 
— Эта оперная постановка о борьбе художника за любовь и вдохновение с отсылками к лучшим образцам итальянского кино. Какие картины Феллини вас вдохновляли?
 
— Я пересмотрел практически всего Феллини. Не буду кривить душой, конечно же, посмотрел и экранизацию мюзикла «Девять», поскольку так или иначе музыкальное кино как раз на тему «» . Мне очень помогла картина «Сладкая жизнь», которая тоже имела непосредственное отношение к нашему спектаклю. В постановке есть также отрывки из фильма «Дорога».

— Вы сказали, что в какой-то момент творческие работники внутри оперы Берлиоза стали приобретать черты творческих сотрудников киностудии Чинечитта. Легко ли было к этому прийти?
 
— Изначально, как только родился замысел, он сразу стал спокойно перекладываться на все, что происходит в опере. Во втором акте целый хор поет о драгоценных камнях и драгоценностях. И мне показалось, что в данном случае главная драгоценность — это талант и навыки, которыми обладают работники студии. И тут тоже все зарифмовалось.
 
— Как проходила ваша совместная работа с Валерием Гергиевым?
 
— Маэстро провел больше десятка репетиций с оркестром, был за пультом, прорабатывал партии с оркестром и с каждым составом солистов. Мы с ним многое обсуждали. Но самое главное — он мне очень помог, сказав: «Алексей, не бойтесь безумия. Это должна быть безумная опера, отпустите свою фантазию». Что, собственно говоря, мы и сделали. Поэтому в опере есть карнавал, киносъемочная группа, цитаты из мирового кино. У меня в этом смысле были абсолютно развязаны руки, потому что шеф сказал безумствовать, значит, безумствуем!
    
 — Предложение поставить оперу в Мариинке было неожиданным для вас?
 
— Болеем чем неожиданным. Когда я узнал, что в Мариинском театре собрались ставить «Летучую мышь», мне почему-то казалось что раздастся звонок и позовут меня. Звонка не случилось. Но когда вдруг раздался звонок из приемной Гергиева и прозвучало имя Гектора Берлиоза, я сначала растерялся, потому что с этой оперой я не был знаком. Но уже через сутки я ехал в Санкт-Петербург с клавиром в руках, прослушав несколько версий этой оперы.
 
— Какое первое впечатление на вас произвела опера «Бенвенуто Челлини»?
 
— Это большая серьезная опера. Мне изначально показалось, что это гора, на которую тяжело взобраться. Но в результате, благодаря всей команде, мы на нее поднялись. И теперь радостно стоим на ней и машем руками. В опере — большой объём музыки — три с лишним часа, очень много событий, много параллельного действия. Мизансценирование должно было быть четко выстроено. И маэстро Гергиев мне в этом смысле очень помогал, советовал, где лучше расположить вокалиста, чтобы его было слышно в тот или иной отрезок партии.
    
— Вы подчеркиваете, что используете любую возможность, чтобы на сцене были артисты мимического ансамбля, балета, цирковые артисты. Насколько оперу Берлиоза удалось наполнить хореографией?
 
— Там не нужно было это делать специально, потому что у Берлиоза несколько сцен, где прописаны артисты балета. И нам надо было только по-своему это трактовать, исходить из нашей концепции. Важно, чтобы танцевали хорошо, это, собственно, и происходит на сцене Мариинского театра (хореограф Ирина Кашуба).
 
— Первые премьерные показы уже состоялись. Как публика реагирует на оперу? Довольны ли вы результатом?
 
— У меня всегда к себе есть вопросы, не могу сказать, что я доволен на сто процентов. По многочисленным отзывам в инстаграм, зрители отмечают, что пришли на оперу, а получили микс из шоу, мюзикла и цирка. Очень многие говорят, что это смешно. А для меня было важно, чтобы юмор из этой музыки не уходил и чтобы в зале звучал смех. Могу точно сказать, что мы добились этого результата.  

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите, я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
  • Владимир Кехман планирует провести сокращение штата во МХАТе

    Новый глава МХАТа им. Горького Владимир Кехман рассказал, что собирается проводить масштабное сокращение штата нетворческих сотрудников театра ввиду сильного дисбаланса между творческим и управленческим коллективами. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Профессия наша – создавать жизнь»

    К юбилею актрисы театра «Школа драматического искусства», заслуженной артистки РФ Марии Зайковой мы поговорили о начале творческого пути, новых ролях и работе со студентами. –  Мария, как Анатолий Александрович Васильев повлиял на ваше отношение к театру? ...
  • «Чистая правда о чистом гении»

    Сегодня, 29 ноября, юбилей отмечает народный артист, художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Пётр и Валерий Тодоровские, Никита Михалков, Владимир Бортко, Алексей Учитель, Валерий Фокин, Владимир Хотиненко, Глеб Панфилов, Николай Лебедев – в фильмах большинства из перечисленных режиссёров он сыграл ещё на заре своей кинокарьеры. ...
  • «Современник» поздравляет Евгения Миронова с юбилеем

    Сегодня юбилей отмечает художественный руководитель Театра Наций, народный артист Евгений Миронов. Достаточно перечислить имена больших театральных и кинорежиссёров, с которыми он работал на сцене и съемочной площадке, перечислить героев, которых ему посчастливилось сыграть, перечислить названия фестивалей и инициатив, к которым он имеет отношение, чтобы всего перечисленного вдруг стало недостаточно для определения того, кто есть Евгений Миронов. ...
  • Алексей Золотовицкий: «Я очень любил бегать на галёрку»

    Алексея Золотовицкого – сына Игоря Золотовицкого и Веры Харыбиной – еще в школе «записали» в артисты. Но он поначалу сопротивлялся судьбе – окончил журфак МГУ. И все же актерские гены взяли вверх… – Алексей, первый театр, в который вы попали в своей жизни, это был Театр сатиры, где работала ваша мама? ...
Читайте также