Жить нужно ради любви

Истины Толстого в «Войне и мире» Туминаса

 

Наш журнал продолжает проект «Журфак Театрала», в рамках которого студенты факультета журналистики МГУ встречаются с актерами, режиссерами, театральными менеджерами и педагогами, посещают нашумевшие спектакли и премьеры, а затем пишут заметки, лучшие из которых мы публикуем. На этот раз студенты побывали на премьере спектакля «Война и мир» Римаса Туминаса и сегодня делятся своими впечатлениями и оценками.

Главным событием не только 100-летнего юбилея Театра Вахтангова, но и всего театрального сезона стала премьера спектакля «Война и мир» в постановке Римаса Туминаса. Переработав главный роман русской литературы и обнажив его смыслы, Туминас сократил «Войну и мир» до мира. Он не выводит на сцену ни Кутузова, ни Наполеона, не разыгрывает массовых сцен – ни батальных, ни народных. О войне и политике здесь говорят только как о факторе, влияющем на мирную жизнь человека, определяющем его личностные качества и нравственный выбор. Режиссера, как и прежде, больше всего интересует мир людей – их взаимоотношений, радостей и трагедий.

В каждой сцене слово «мир» имеет свой смысловой оттенок. Это не только «отсутствие войны», но и «вселенная, общество, люди». А еще «мир» как земной шар (недаром на сцену в какой-то момент выносят небольшой глобус). Получается «Мир и мир» на фоне разрушающей войны, бушующей где-то далеко от светских салонов.

Спектакль точен, меток и лаконичен. Очищая текст от избыточности, сокращая его до самой сути, Туминас провозглашает идеи Толстого еще громче, придает им объем и четко выраженную форму. Его не интересуют «переходные» состояния героев, как, например, переоценка Болконским ценностей под небом Аустерлица (наверное, поэтому этой сцены нет в спектакле). Режиссер показывает «результат» исканий героя: вот он уходит на войну, готовый пожертвовать чем и кем угодно ради славы, а вот возвращается, осознавая, что жить нужно для себя и семьи, которая становится продолжением его «я-мира». Эгоизм пропадает только на смертном одре. Тогда князь Андрей, наконец, понимает: жить нужно было ради любви.

Образ Болконского вообще гипертрофированно безэмоционален и холоден, а в исполнении Виктора Добронравова – суров и монументален. Разговаривая с мучителем-отцом (Евгений Князев) и с другом Пьером (Павел Попов), сватаясь к юной Наташе (Ольга Лерман), герой говорит одинаково безучастно, напоминая гордой осанкой и отсутствием лишних движений гипсовую статую. Но внутри – несчастный человек. Война обманула его ожидания и потеряла всякий смысл, жена, брошенная ради карьеры и славы, умерла при родах, невеста, которую он то ли любил, то ли просто забавлялся, как с милым котенком (что читается в сцене, когда Наташа бьет его по ногам, а он, улыбаясь, их подставляет), предала, едва не сбежав с другим. Наверное, поэтому монолог Болконского об обмане звучит так разочарованно трагично.

Здесь все хотят быть счастливыми, а оказываются обманутыми. И это главная тема спектакля Туминаса. Вот так просто и сложно одновременно. Наташа мечтает о Болконском, но попадает под лживое обаяние Анатоля (Владимир Логвинов). Пьер обманут Элен (Яна Соболевская), у которой свое понимание счастья. А надежды Сони (Мария Волкова) на брак с Николаем (Юрий Цокуров) растоптаны графиней Ростовой (Ирина Купченко).

Графиня-мать так жестока не только с неродной Соней, но и со старшей дочерью, которую по ошибке решила воспитывать в строгости. И в этом кроется причина холодности, внешнего равнодушия и отстраненности Веры (Лада Чуровская) от других детей – их-то купали в любви и прощали им шалости. Девушка тоже ищет счастья, родительской нежности и тепла. Она кладет голову на плечо отцу, ожидая, что он ее приласкает. Но граф Ростов (Андрей Ильин) с женой молча встают и уходят. Вера изо всех сил старается заглушить в себе обиды, нежно любить младших сестер и брата и научиться беззаботно радоваться жизни. Но она как тень – ее практически не замечают домочадцы. Зато замечает Римас Туминас. И нам бы всем заметить и полюбить несчастную Веру. Ведь недаром автор дал ей это имя?

Так у режиссера звучит еще одна мысль Толстого: семья – это почва для формирования человеческой души. И это утверждение справедливо и для Ростовых, и для Болконских, и для Курагиных, дети которых – это плоды родительских амбиций и (не)любви.

Другой урок Толстого, раскрытый нам Туминасом: «Простота – необходимое условие прекрасного». Оставить артистов наедине с серой стеной, на которой нет абсолютно ничего, – такой простой, но вместе с тем отважный ход, который «обнажает» тонкости актерской игры и понимание того современного театра, для которого важен способ мышления, а не яркая мишура декораций и экранов. Только свет, артист и серая стена, которая то приближается, то отдаляется, то поворачивается – словно подсказывая, что вот сейчас все пойдет «под откос».

Еще одно средство выразительности – музыка, которая задевает нужные струны души, становится отдельным героем и помогает рассказать о чувствах, когда уже не хватает слов. Оглушающе громко она звучит для Наташи после смерти князя Андрея. И героиня кружится в вальсе удушающей скорби, притопывая ножкой, отказываясь верить в случившееся. Рефреном здесь откликается первый бал, когда под ту же музыку Наташа порхала белой нежной птичкой в танце с Болконским.

Говорят, чтобы наполнить светом других людей, нужно самому быть духовно богатым. Это абсолютно про Туминаса. После его «Войны и мира» хочется все еще раз прочувствовать, обдумать и побыть наедине с собой, сохраняя высокие пронзительные чувства, пробужденные пятичасовым колдовством.

Проект «Журфак Театрала» организован совместно с факультетом журналистики МГУ в рамках спецкурса «Театральная журналистика» (под руководством доцента Тамары Яковой).

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

  • Константин Хабенский озвучил свою стратегию

    Сегодня, 24 ноября, в МХТ им. Чехова прошел сбор труппы, на котором новый художественный руководитель озвучил свои планы на два сезона вперед.    «Разрешите, я сниму маску в прямом и в переносном смысле», – сказал Константин Хабенский и начал сбор труппы с поздравлений всем, кто победоносно вернулся, а это Андрей Бурковский, Дарья Мороз, Игорь Золотовицкий и Николай Симонов – главный художник МХТ им. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    К столетию Театра им. Вахтангова Римас Туминас выпускает спектакль по одному из главнейших произведений в пантеоне русской классики – роману Льва Толстого «Война и мир». Главнейшему хотя бы потому, что едва ли не каждый зритель знаком с романом со школьной скамьи, а стало быть, сомнения и споры неизбежны. ...
  • Эдуард Бояков покинул пост худрука МХАТа им. Горького

    Эдуард Бояков ушел с должности художественного руководителя МХАТа им. Горького. Об этом он сообщил в Facebook. «Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал несмотря на то, что у меня пятилетний контракт. ...
  • Владимир Кехман планирует провести сокращение штата во МХАТе

    Новый глава МХАТа им. Горького Владимир Кехман рассказал, что собирается проводить масштабное сокращение штата нетворческих сотрудников театра ввиду сильного дисбаланса между творческим и управленческим коллективами. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Людям захотелось чего-то антидепрессивного»

    В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Казанова. Ars Vivendi». Художественный руководитель МГТ выступил и как режиссёр-постановщик, и как исполнитель главной роли – итальянца-авантюриста и покорителя женских сердец. ...
  • Жить нужно ради любви

    Наш журнал продолжает проект «Журфак Театрала», в рамках которого студенты факультета журналистики МГУ встречаются с актерами, режиссерами, театральными менеджерами и педагогами, посещают нашумевшие спектакли и премьеры, а затем пишут заметки, лучшие из которых мы публикуем. ...
  • Чеховская история о дамочке, рассказанная собакой

    В «Школе драматического искусства» состоялась премьера спектакля «Собака с дамочкой». Гоша Мнацаканов, студент пятого курса режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), предложил зрителям необычную сюрреалистическую историю, собранную из произведений Чехова. ...
  • В «Сатириконе» проходит выставка к 110-летию Аркадия Райкина

    В театре «Сатирикон» наступили праздничные дни – 24 октября отмечается 110-летие Аркадия Исааковича Райкина и день рождения театра. В фойе «Планеты КВН» открылась выставка, где можно увидеть редкие фото, личные вещи и знаменитые маски Аркадия Райкина, ретро-трансляции его выступлений. ...
Читайте также