Советская типология театральных коллективов оставила в наследство современному менеджменту столь сложное явление, как «областной театр». Некогда он выполнял довольное внятную идеологическую функцию – ему предписывалось «удовлетворять культурные запросы жителей области», а на деле – обеспечивать прилежащую к большим городам территорию «правильным репертуаром».
Затем времена поменялись, функции стали размытыми, идеологию отменили, но термин остался как атавизм – на усмотрение местных администраций и управлений культуры. Чаще всего, госзадание, адресованное «областному» театру, отличается от «городского» тем, что «областной» должен, как правило, хотя бы раз в сезон, проводить областные гастроли в то время, как «городской» от подобной участи избавлен. Впрочем, это самая приблизительная градация и многое зависит от конкретного региона.
На этом фоне театры Ленинградской области – явление совершенно особое. Здесь их пять, причем три из них расположены в центре Санкт-Петербурга (это театр «На Литейном», театр «Комедианты», Театр на Васильевском), а два – в соседних городах: Выборге (театр драмы и кукол «Святая крепость») и Лодейном поле (театр-студия «Апрель»).
Творческие программы у всех разные, уровень финансирования и зарабатываемых средств, понятно, тоже, но у них есть некая общность проблем, которая нуждается не только в анализе, но и в переходе к новейшим практикам театрального менеджмента. Поэтому художественный руководитель театра «На Литейном» Сергей Морозов выступил с инициативой создать форум-фестиваль «Область театра» - для того, чтобы коллеги по цеху (прежде всего, менеджеры, работающие в северо-западном регионе) могли собраться за общим столом, поговорить о наболевшем и поделиться опытом решения проблем.
Форум проходил c 12 по 16 октября в городе Кириши Ленинградской области, где нет своего театра, но есть нефтеперерабатываюший завод, а при нем – Дворец культуры, который и стал на пять дней основной площадкой для всех мероприятий: круглые столы, мастер-классы, лекции (это – для менеджеров), тренинги, уроки сцендвижения (для артистов) и, наконец, показы спектаклей (как для рядовых зрителей, так и всех участников форума).
– На наш взгляд, это событие может стать настоящим прорывом в жизни региона, – считает художественный руководитель-директор театра «На Литейном» Сергей Морозов. – Мы впервые собрали в большое количество представителей культуры не в Петербурге, а в областном городе. И надеемся, что масштаб форума будет расширяться. В этом году в нем участвовали порядка 250-ти сотрудников театра Северо-Западного региона: руководители, артисты и режиссеры, администраторы и специалисты отделов продвижения. Для них мы создали образовательную программу ТОП (Творчество / Организация / Продвижение) от 30-ти ведущих спикеров из Москвы и Петербурга.
В числе спикеров были директор РАМТа Софья Апфельбаум, директор МХТ им. Чехова Марина Андрейкина, директор международных фестивалей «Новый европейский театр» и «Точка доступа» Филипп Вулах, координатор грантовых и международных программ СТД Надежда Гришачёва, импресарио Федор Елютин, профессор РГИСИ Наталья Скороход, художник Вера Мартынов, режиссер Илья Барабанов и многие другие. Но главное еще и то, что тематический подбор лекций примечательной злободневностью.
Так, например, юрист Алексей Пухалев, рассказал, как избежать судебных исков в случаях, если в драматических спектаклях используются государственные (муниципальные) знаки и символы. Проще говоря, насколько правдоподобным (соответствующим действительности) может быть костюм современного российского полицейского, если такой персонаж встречается в сюжете пьесы. Или другие, не менее острые вопросы: если в спектакль надо включить государственный флаг, герб или гимн, то в каком сюжетном контексте делать этого категорически нельзя дабы постановка не вызвала нареканий правоохранительных органов?
Современное российское законодательство настолько обросло сопутствующей документацией и подзаконными актами, что найти лазейку, позволяющую безболезненно использовать государственные символы и знаки, с каждым днем становится труднее. Впрочем, другие вопросы менеджмента страдают в этом ряду не меньше. Марина Андрейкина прочла лекцию о «подводных камнях» в авторском и смежном праве РФ, где год от года ситуация осложняется бесчисленными инициативами, во-первых, жестче отсеивать «нежелательные» темы в искусстве, а во-вторых, строже контролировать вопросы финансовых отчислений.
Спорных моментов много. В каких случаях, например, музыкальный фрагмент, используемый в спектакле, будет считаться цитатой, а в каких – грубым заимствованием; как режиссеру отстоять свои права, если другой режиссер вероломно воспользовался его замыслом. И один из самых насущных вопросов: как быть, если режиссер провел кастинг, поставил спектакль, но после премьеры художественный руководитель поменял исполнителей, сделал самостоятельные вводы и разрешил артистам вносить перемены в заданный рисунок роли (ситуация особенно характерна для регионов, где приглашенный режиссер после постановки возвращается, например, в Москву, а судьба спектакля ложится на плечи местного коллектива).
Сразу скажем – единого, универсального ответа на эти и подобные вопросы правового характера нет, а потому лекции порой перерастали в брифинг, и каждый эксперт, ссылаясь на собственный опыт, рассказывал, как находил компромисс в той или иной ситуации, как спасал свой коллектив из-под удара, как отстаивал права своих авторов, артистов, режиссеров… И ключевым аспектом здесь становился «баланс интересов» (пожалуй, самое часто встречавшееся на форуме слово), соблюсти который подвластно не каждому менеджеру.
За пять дней, что продолжался форум, экспертный десант осветил целое множество острых и злободневных тем, включая вопросы новейших медиатехнологий, которые приходят на службу театру (как в области сценографии, так и в области коммуникации).
И здесь, как ни странно, проявилась довольно ощутимая разница во взглядах ведущих театральных менеджеров и рядовых администраторов, ведь оказалось, что в Ленинградской области довольно много театральных работников, которые искренне не понимают, в чем преимущество интернет-продаж на фоне старого и «столь привычного» способа продавать билеты в окошке перед началом спектакля. Удивлялись, что многие столичные театры давно уже отказались от услуг распространителей билетов; не пригоняют на спектакль детей целыми классами; перестали печатать рекламные листовки; заменили бумажный документооборот на электронный и т.д. Звучали относительно новые слова – SMM, «настройки таргета» (это – о рекламе на электронных ресурсах с внятно заданной целевой аудиторией), «фидбек» (отклик), а также всевозможные «скрипты», «краудсорсинг», «ретвит», «тайм-менеджмент», «батл», «хештег» и, конечно, «бэбилаб», «бэби-театр», «сторителлинг», «видеомэппинг», «культурные индустрии» и многое другое.
По этому поводу, кстати, председатель СТД Александр Калягин сказал в своем приветственном письме участникам форума буквально следующее:
– Для деятелей старшего поколения это может показаться пугающей тенденцией, а для нового поколения – без этих нововведений нет будущего в театре. Без прогресса не развивается ни одна сфера человеческой деятельности. И театр совершенствуется, ищет новые формы, ошибается и снова пускается на поиски – это процесс бесконечный, живой, требующий привлечения новых технологических открытий.
Программа была поделена на три потока: ТОП. Творчество (артисты и режиссеры), Организация (менеджеры и администраторы) и Продвижение (PR, SMM и литературная часть).
Делегация из Ленинградской области в большей степени состояла из заместителей руководителей и начальников подразделений (главный администратор, завлит, пресс-секретарь и т.д.). И, конечно, артисты и режиссеры. Но были в составе и художественные руководители.
Незадолго до начала форума автор этих строк поинтересовался у Сергея Морозова: мол, а артистам это зачем? И получил такой ответ:
– Бэби-театр, сторителлинг, импровизация как способ создания спектакля, инклюзия, практика CLASS ACT, remote-театр... Даже если произойдет хотя бы базовое знакомство с новыми творческими технологиями, общение с профессионалами в этих начинаниях, это может стать толчком как к самостоятельному развитию, так и к приглашению профессионалов для создания проекта / спектакля.
Затем времена поменялись, функции стали размытыми, идеологию отменили, но термин остался как атавизм – на усмотрение местных администраций и управлений культуры. Чаще всего, госзадание, адресованное «областному» театру, отличается от «городского» тем, что «областной» должен, как правило, хотя бы раз в сезон, проводить областные гастроли в то время, как «городской» от подобной участи избавлен. Впрочем, это самая приблизительная градация и многое зависит от конкретного региона.
На этом фоне театры Ленинградской области – явление совершенно особое. Здесь их пять, причем три из них расположены в центре Санкт-Петербурга (это театр «На Литейном», театр «Комедианты», Театр на Васильевском), а два – в соседних городах: Выборге (театр драмы и кукол «Святая крепость») и Лодейном поле (театр-студия «Апрель»).
Творческие программы у всех разные, уровень финансирования и зарабатываемых средств, понятно, тоже, но у них есть некая общность проблем, которая нуждается не только в анализе, но и в переходе к новейшим практикам театрального менеджмента. Поэтому художественный руководитель театра «На Литейном» Сергей Морозов выступил с инициативой создать форум-фестиваль «Область театра» - для того, чтобы коллеги по цеху (прежде всего, менеджеры, работающие в северо-западном регионе) могли собраться за общим столом, поговорить о наболевшем и поделиться опытом решения проблем.

– На наш взгляд, это событие может стать настоящим прорывом в жизни региона, – считает художественный руководитель-директор театра «На Литейном» Сергей Морозов. – Мы впервые собрали в большое количество представителей культуры не в Петербурге, а в областном городе. И надеемся, что масштаб форума будет расширяться. В этом году в нем участвовали порядка 250-ти сотрудников театра Северо-Западного региона: руководители, артисты и режиссеры, администраторы и специалисты отделов продвижения. Для них мы создали образовательную программу ТОП (Творчество / Организация / Продвижение) от 30-ти ведущих спикеров из Москвы и Петербурга.
В числе спикеров были директор РАМТа Софья Апфельбаум, директор МХТ им. Чехова Марина Андрейкина, директор международных фестивалей «Новый европейский театр» и «Точка доступа» Филипп Вулах, координатор грантовых и международных программ СТД Надежда Гришачёва, импресарио Федор Елютин, профессор РГИСИ Наталья Скороход, художник Вера Мартынов, режиссер Илья Барабанов и многие другие. Но главное еще и то, что тематический подбор лекций примечательной злободневностью.

Современное российское законодательство настолько обросло сопутствующей документацией и подзаконными актами, что найти лазейку, позволяющую безболезненно использовать государственные символы и знаки, с каждым днем становится труднее. Впрочем, другие вопросы менеджмента страдают в этом ряду не меньше. Марина Андрейкина прочла лекцию о «подводных камнях» в авторском и смежном праве РФ, где год от года ситуация осложняется бесчисленными инициативами, во-первых, жестче отсеивать «нежелательные» темы в искусстве, а во-вторых, строже контролировать вопросы финансовых отчислений.
Спорных моментов много. В каких случаях, например, музыкальный фрагмент, используемый в спектакле, будет считаться цитатой, а в каких – грубым заимствованием; как режиссеру отстоять свои права, если другой режиссер вероломно воспользовался его замыслом. И один из самых насущных вопросов: как быть, если режиссер провел кастинг, поставил спектакль, но после премьеры художественный руководитель поменял исполнителей, сделал самостоятельные вводы и разрешил артистам вносить перемены в заданный рисунок роли (ситуация особенно характерна для регионов, где приглашенный режиссер после постановки возвращается, например, в Москву, а судьба спектакля ложится на плечи местного коллектива).
Сразу скажем – единого, универсального ответа на эти и подобные вопросы правового характера нет, а потому лекции порой перерастали в брифинг, и каждый эксперт, ссылаясь на собственный опыт, рассказывал, как находил компромисс в той или иной ситуации, как спасал свой коллектив из-под удара, как отстаивал права своих авторов, артистов, режиссеров… И ключевым аспектом здесь становился «баланс интересов» (пожалуй, самое часто встречавшееся на форуме слово), соблюсти который подвластно не каждому менеджеру.

И здесь, как ни странно, проявилась довольно ощутимая разница во взглядах ведущих театральных менеджеров и рядовых администраторов, ведь оказалось, что в Ленинградской области довольно много театральных работников, которые искренне не понимают, в чем преимущество интернет-продаж на фоне старого и «столь привычного» способа продавать билеты в окошке перед началом спектакля. Удивлялись, что многие столичные театры давно уже отказались от услуг распространителей билетов; не пригоняют на спектакль детей целыми классами; перестали печатать рекламные листовки; заменили бумажный документооборот на электронный и т.д. Звучали относительно новые слова – SMM, «настройки таргета» (это – о рекламе на электронных ресурсах с внятно заданной целевой аудиторией), «фидбек» (отклик), а также всевозможные «скрипты», «краудсорсинг», «ретвит», «тайм-менеджмент», «батл», «хештег» и, конечно, «бэбилаб», «бэби-театр», «сторителлинг», «видеомэппинг», «культурные индустрии» и многое другое.
По этому поводу, кстати, председатель СТД Александр Калягин сказал в своем приветственном письме участникам форума буквально следующее:
– Для деятелей старшего поколения это может показаться пугающей тенденцией, а для нового поколения – без этих нововведений нет будущего в театре. Без прогресса не развивается ни одна сфера человеческой деятельности. И театр совершенствуется, ищет новые формы, ошибается и снова пускается на поиски – это процесс бесконечный, живой, требующий привлечения новых технологических открытий.
Программа была поделена на три потока: ТОП. Творчество (артисты и режиссеры), Организация (менеджеры и администраторы) и Продвижение (PR, SMM и литературная часть).
Делегация из Ленинградской области в большей степени состояла из заместителей руководителей и начальников подразделений (главный администратор, завлит, пресс-секретарь и т.д.). И, конечно, артисты и режиссеры. Но были в составе и художественные руководители.
Незадолго до начала форума автор этих строк поинтересовался у Сергея Морозова: мол, а артистам это зачем? И получил такой ответ:
– Бэби-театр, сторителлинг, импровизация как способ создания спектакля, инклюзия, практика CLASS ACT, remote-театр... Даже если произойдет хотя бы базовое знакомство с новыми творческими технологиями, общение с профессионалами в этих начинаниях, это может стать толчком как к самостоятельному развитию, так и к приглашению профессионалов для создания проекта / спектакля.