«Вперед – к Островскому»

О новом фестивальном проекте «Балтийского дома»

 

Почти целый век назад, в преддверии столетнего юбилея великого русского драматурга, Луначарский призывал театральных людей вернуться «назад, к Островскому!», подчеркивая важность традиций национального театра предшествующего времени. С тех пор прошло ещё сто лет и за полтора года до новой юбилейной даты Александра Николаевича лозунг перефразирован в названии фестивального проекта «Балтийского дома» «Вперед к Островскому». Не только перефразирован, но и переосмыслен.

Казалось бы, Островскому грех жаловаться на невнимание театров и зрителей, его пьесы ставятся регулярно и повсеместно, но....  Полтора десятка пьес из полусотни Островским написанных еще можно считать репертуарными, но значительная часть его драматургического наследия практиками театра так и не освоено. Да и с теоретиками такая же история – за последние десятилетия вышла всего пара книг ему посвященных. Для примера, в Англии о своем национальном гении Шекспире только за один год выходит несколько работ. Право же, это просто обидно…

Первый всероссийский фестиваль «Вперед к Островскому!» собрал спектакли театров из Москвы, Петербурга, Казани, Ульяновска, Воронежа и Владикавказа и Владимира, поставленные в разные годы последнего двадцатилетия. Практически вся фестивальная афиша состояла из «хитов» Островского – «Гроза», «Бесприданница», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Доходное место». Понятно, что когда речь идёт о постановке шедевров, спектакль так или иначе должен носить программный характер. Поэтому, несмотря на достаточно скромный масштаб фестиваля – всего восемь спектаклей, некоторое представление об основных тенденциях подходов театра XXI века к драматургии Островского он, конечно, продемонстрировал. Начиная от традиционного «дорежиссерского» Островского в «На всякого мудреца довольно простоты» Малого театра со сценическими приемами его эпохи: монологами в публику, апартами, комедийностью скорее водевильного, чем сатирического, толка. И заканчивая актуализацией драматургии Островского путём переноса сюжета «Бесприданницы» в наши дни в спектакле Ульяновского театра им. Гончарова. Еще один пример временного смещения, но только в советскую эпоху – в спектакле Михаила Бычкова «Гроза» (Воронежский камерный театр).

Об актуальности ситуаций пьес Островского спорить не приходиться, сегодняшняя действительность с шумными коррупционными скандалами, банкротствами, финансовыми аферами и бешенными деньгами делает их сегодня еще более узнаваемыми, чем, скажем, лет пятьдесят назад. А уж тем более не устарели характеры русских людей, которые столь колоритно Александром Николаевичем описаны – человек вообще меняется мало. Но как настоящий реалист и психолог он тесно связывает характеры и ситуации со своим временем, его стилем, речью, поведением. Что и является главной проблемой в попытках его радикального осовременивания. И разве не современно звучит Островский во внешне традиционном «Доходном месте» Владимирского академического театра драмы, мастерски выстроенном режиссером Дмитрием Астраханом по законам психологического театра.

«Мир Островского» вполне органично соединяется с традициями интеллектуального европейского театра в стильных «Волках и овцах» Анджея Бубеня («Балтийский дом»). А в эстетизированном почти хореографическом «Глумове» Александра Славутского (Театр им. Качалова, Казань) можно обнаружить связь с французской драматургией, которую Островский прекрасно знал.  Театральная традиционность по-своему переосмыслена в совершенно очаровательном фарсовом «Лесе» Богдана Петканина (Русский театр им. Вахтангова, Владикавказа). И актерская «Женитьба Белугина» «Балтийского дома» (режиссер Валентина Виноградова) сыгранная свежо и азартно смотрится не менее современно, чем сегодняшние вербатимы и инклюзивы.

Конечно же, Островский – актерский драматург, фестиваль это ещё раз доказал, представив череду первоклассных актерских работ. Жадов Александра Аладышева, Юсов Николая Горхова, Мурзавецкая Натальи Парашкиной, Лыняев Сергея Андрейчука, Турусина Светланы Романовой, Буланов Роберта Кисиева, Лариса Огудалова Анны Дулебовой... да всех и не перечислить. Потому что именно человек в центре внимания Островского, русский человек во всей яркости и сложности его натуры.

О сценической судьбе драматургии Островского и проблемах его сегодняшнего осмысления шла речь на вошедшем в фестивальную программу Круглом столе, собравшем теоретиков и практиков театра: руководителя фестиваля Сергея Шуба, ректора Щепкинского училища Бориса Любимова, заведующего кафедрой русского театра РГИСИ Александра Чепурова, руководителя Школы русской драмы Семена Сытника, режиссеров Анатолия Праудина, Геннадия Тростянецкого, Григория Козлова и других участников фестиваля.  Общий пафос собрания, может быть, наиболее точно выразила в своем выступлении писатель и критик, автор книги «В спорах о России. Островский» Татьяна Москвина: «Вселенная Островского еще ждёт своих героев».

Возвращаясь ещё раз к Луначарскому, хочется напомнить, что на его призыв выдающиеся режиссеры того времени ответили целой чередой новаторских постановок пьес Островского, вошедших в историю театра ХХ: «Лес» и «Доходное место» Мейерхольда, «Гроза» Таирова, «Горячее сердце» Станиславского, «Мудрец» Эйзенштейна. Хочется верить, что звучащий сегодня лозунг «Вперед к Островскому!», как призыв к полномасштабному осмыслению и освоению его творчества, будет услышан. И, может быть, предстанет во всей своей эпической мощи «Снегурочка». Возможно, кто-то почувствует шекспировский размах в исторических пьесах Островского. А кто-то откроет наконец зрителям красоту драматической поэмы «Не от мира сего» – последнего произведения великого драматурга. Итак, вперед – к Островскому!

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Вологде показали спектакль памяти Варлама Шаламова

    Дни памяти писателя Варлама Шаламова прошли в Вологде 15 и 16 января, они открыли череду мероприятий, запланированных к 115-летию со дня рождения писателя и 40-летию со дня его смерти. «Это первый этап мероприятий, которые мы в этом году запланировали провести к 115-летию со дня рождения писателя. ...
  • Инклюзивный спектакль «Роботы» покажут в Новосибирске

    16 января в новосибирской Лаборатории современного искусства состоится премьера инклюзивного спектакля Полины Кардымон «Роботы». В постановке по текстам поэта Федора Сваровского приняли участие студийцы проекта Инклюзион. ...
  • Григорович-фест проходит в Большом театре

    В Большом театре проходит Григорович-фест, посвященный 95-летию хореографа Юрия Григоровича. По традиции Большой отмечает юбилей, собрав в одной фестивальной афише спектакли, поставленные маэстро: оригинальные балеты и созданные им редакции балетов классического наследия. ...
  • «Вперед – к Островскому»

    Почти целый век назад, в преддверии столетнего юбилея великого русского драматурга, Луначарский призывал театральных людей вернуться «назад, к Островскому!», подчеркивая важность традиций национального театра предшествующего времени. ...
Читайте также