«Настоящий патриотизм не агрессивен»

Композитор документально-анимационного сериала «Живые мемории» – о специфике проекта

 

Композитор документально-анимационного сериала  «Живые мемории» Кирилл Парастаев рассказал о специфике работы над проектом и поделился размышлениями о том, почему чувствовать связь поколений сегодня особенно важно.

– Кирилл, в чем для вас как для композитора особенность работы над документальным проектом?

– При работе над вторым сезоном я придерживался стиля, выработанного в первом. Всегда шел от артиста, то есть мне присылали записанный на диктофон отрывок, и я старался извлечь музыку из услышанного. Ведь в любом повествовании она уже есть, ее нужно только услышать. Моя задача была «не помешать» той мелодии, которая заложена в тексте, а помочь ей проявиться.

– Как часто вы сталкивались с тем, что ваше видение не совпадало с актёрским видением того же героя, как преодолевали внутренний конфликт?

– Иногда, действительно, непросто соотнести услышанное со своими ощущениями. И тогда я стараюсь максимально отстранится от своих впечатлений.

– «Живые мемории» – проект, сочетающий в себе документальное и художественное. Для вас как композитора насколько это сочетание усложняло написание музыки?

– Люди, которые пишут воспоминания, уже так или иначе пишут художественную прозу. Наверное, у каждого из нас есть образ прошлого.

– История какого героя оказалась наиболее музыкальной?

– История Василия Комарденкова, ее записывал Антон Шагин.

– Как вы готовитесь к написанию музыки? Читаете о герое дополнительно? Эта информация помогает вам увидеть больше – то, что за актёрским текстом?

– И авторы проекта, и актёры выбирают такие воспоминания, такие отрывки, что характеры героев в них оказываются максимально проявлены. Это что касается драматургии. А что касается фактов о герое, то, конечно, я их добираю, читаю в процессе работы, потому что историю каждого пропускаешь через себя, тебе становятся интересны их судьбы. 

– Все воспоминания, мемуары объединяет общая тема – судьба России. Была ли на этот счёт заранее сочиненная стратегия, или объединяющая интонация складывалась интуитивно?

– Мотив, объединяющий фрагменты мемуаров, складывался, скорее, интуитивно, неслучайно случайно. Тема объедения, общности – самая главная, на мой взгляд, в проекте и проходит через все серии.

Мы сегодняшние – наследники тех людей, наследники того, что они несут в своих воспоминаниях, и зачастую узнаем истории истинного подвига духа.

Лично меня они очень вдохновляют, откликаются во мне. Современных молодых людей зачастую любят обвинять то в одном, то в другом, в невозможности, в нежелании что-либо делать, в потере смыслов. Я же считаю эти заявления пустыми и несправедливыми. Слушая героев «Живых мемории», понимаю, что каждое следующее поколение очень похоже на предыдущее. Мы тоже способны творить, создавать произведения искусства и совершать открытия.

– Чья история больше всего вас вдохновила, поразила?

– Сложно выделить одну судьбу. Но история генерала Туркула, можно сказать, поразила больше остальных. Гражданская война. Полк покидает город, где стоял продолжительное время. Солдаты, офицеры успели здесь  обжиться, со всеми познакомиться, а теперь уходят из города, понимая, что идут на верную гибель. Этот исход белых офицеров, описанный событиями одного дня, впечатлил меня больше всего.

– Вы уже отчасти ответили, в чем вы видите важность проекта «Живые мемории»: это рифма времени... продолжите свою мысль.

– Сегодня очень много говорят о патриотизме, но зачастую эти разговоры приобретают достаточно агрессивную форму. В свою очередь проект «Живые мемории» тоже родился от патриотизма, правда, совсем другого свойства – от здравого патриотизма.

Самое главное, что авторы ничего специально не придумывали. Они взяли за основу реальные воспоминания реальных людей. И передали то, как люди жили, чувствовали, какие совершали поступки, без какой-либо дополнительной трактовки. Перед нами оказалась целая жизнь, о которой, как выяснилось, мы очень мало знали и с которой в то же время можем обнаружить много рифм. Связь времён – это не просто красивое словосочетание, в «Живых мемориях» оно наполнено смыслом, который позволяет ощутить некое единство. Единство людей, живших тогда с живущими сегодня.

Вообще единение – это очень актуальное сегодня слово. Неслучайно финальная серия посвящена Павлу Зайцеву, простому крестьянину и его нелёгкой судьбе. Она только подтверждает ту мысль, которая звучит в каждой истории проекта: трудные времена люди должны переносить вместе –  не по отдельности, не каждый сам за себя.

– Общее переживание объединяет?

– Конечно! Это же все наши люди: и те, кто прошёл Гражданскую войну с красными, и те, кто был в рядах белогвардейцев. Это все мы. Мы такие, какие есть. И нам самим важно не разделяться ни на одних, ни на вторых, ни на третьих.

Поделиться в социальных сетях:




Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Римас Туминас: «Авантюра меня спасла от юбилея»

    20 января один из самых значимых театральных режиссеров мира Римас Туминас отмечает семидесятилетие. Делает он это по-туминасовски – почти уединившись вдали от коллег и почитателей. И пока вахтанговцы посвящают юбилею своего Маэстро декаду его спектаклей и череду поздравлений на сайте театра, сам именинник трудится в Венеции. ...
  • Римас Туминас: «Талант не спасет, если нет вкуса»

    Главный подарок к своему 70-летию Римас Туминас преподнес своим зрителям и себе сам. Он поставил в Театре Вахтангова грандиозный спектакль «Война и мир», который стал одним из самых масштабных событий в театральной жизни России. ...
  • «Каждый спектакль Римаса – это событие, которое нельзя пропустить»

    Сегодня, 20 января, юбилей отмечает художественный руководитель Театра Вахтангова Римас Туминас. О самом русском литовце, поставившем едва ли не всех наших классиков, от Пушкина до Толстого, и в театральном мире ставшем абсолютной величиной, – худруки московских театров. ...
  • Ирония романтика Римаса Туминаса

    Для Римаса Туминаса величина художника измеряется величиной его идейного запроса, точнее, величиной идеи, которой художник способен увлечься. Большие художники увлекаются большими идеями. Врубель для него – огромная величина, потому что увлекся Демоном. ...
Читайте также