Пять тысяч вариантов

Как создавался новый сезон «Живых Меморий»

 

Сразу скажу, своими глазами увидеть все закулисье большого медиа-проекта, объединяющего в себе жанры моноспектакля, анимации и документального сериала, невозможно. Слишком много людей работают в «Живых мемориях» одновременно. А художники анимации и композиторы – их труд практически интимен, они редко кого пускают посмотреть на то, как рождается замысел, в прямом смысле слова вырисовывается затея. Но для «Театрала» авторы проекта – Михаил и Ирина Разумовские – сделали  исключение. Ровно месяц (работа над «Мемориями» длится полгода) мы могли видеть, как из яркой мечты создаются эти нежнейшие серии – про страну, людей, историю и нас с вами.

Документы эпохи

К середине декабря десять артистов были уже отсняты в студии, съемки закончились. Замечательные Инна Чурикова, Елизавета Боярская, Полина Агуреева, Виктория Исакова, Игорь Петренко, Антон Шагин, Владислав Ветров, Александр Клюквин и Александр Коршунов  оживили воспоминания жены Фёдора Достоевского, дочери Льва Толстого, инженера и мецената Петра Перцова, крестьянина Павла Зайцева. Пианист Денис Мацуев озвучил отрывок из мемуаров Сергея Рахманинова.

Работа над анимацией же была в самом разгаре.  Художник и режиссер анимации первой серии 2 сезона (той самой, что посвящена Сергею Рахманинову) – Мария Нистратова  работает в смешанной авторской технике, – вся ее квартира похожа на маленький завод по производству анимации. Сначала она рисует всех героев «своего» отрывка на рисовой бумаге, потом вырезает маникюрными (!) ножницами, затем прокрашивает. Каждое здание Москвы, которое мы увидим на фоне,  вырезано и нарисовано. Все герои, сам Рахманинов. В серии есть панорама накрытого праздничного стола, десятки разных блюд. Так вот каждое из этих блюд Мария нарисовала не «из головы». А выяснив, как выглядели эти яства в XIX веке.

После рисованной анимации идет этап выкладки на световом планшете. Мария делает 12 кадров фотоаппаратом, чтобы потом из них собрать одну секунду анимации. За три отведенных ей на серию месяца, Маша закончить работу не успела. Вышло пять. Но оно и понятно, с такой скрупулезной работой не только в качестве художника анимации. Но и с историческим материалом. Приведем пример – Мария «выкладывает» кадр с каретой, которая подъезжает к усадьбе. Смотрит на него и вдруг произносит –  «а какое расстояние было между каретой и лошадью?» И все. Работа останавливается, Мария звонит кому-то, консультируется, выясняет детали.

Авторы проекта – Ирина и Михаил Разумовские свой проект называют документально-анимационным. Увидев малую часть производства, хочется сказать, что  «Живые мемории» – проект документальный не потому, что в нем есть документальная хроника, фотографии и т.д., а потому что все художники основываются на документах эпохи. Чтобы создать мир анимации, они работают с документами.

Стопка акварелей

Еще одна техника, в которой работают художники «Мемориий» – рисованная. Неимоверный труд. Акварелью «отрисовано» каждое новое движение героя, каждый жест и дуновение ветерка в 6 серии сезона, лицом и голосом которой стал Антон Шагин. Серия описывает историю Василия Петровича Комардёнкова, художника, сценографа и педагога в Строгановке. На столе у художницы Юлии Кривошеиной возвышаются стопки из сотен страниц. Эти сотни – один кадр. Если стопку начать листать – увидишь движения героя. Старая школа, когда прорисовывается каждый кадр.

Так как шестая серия – серия про сценографа, Михаил Разумовский предложил перенести место действия в театр. Идею ему «подсказала» постановка Сергея Васильевича Женовача по Юрию Олеше в МХТ имени Чехова.  Для вдохновения Михаил подсказал Юле сходить в Музей Давида Боровского, в Музей Бахрушина. И она придумала «пространство» шестой серии таким образом, что зритель увидит самый настоящий поворотный круг сцены. Сам «поворот» Юля делала реально – сделав макет и снимая на телефон, – но впечатление движения в серии – абсолютное!

Мудборд с Толстым

Еще одна «святая святых» «Живых Меморий» – квартира Анны Леоновой, художницы, работающей в компьютерной технике (что редкость для этого проекта). Рисует она только в планшете, но все её образы выглядят высокохудожественно и рукотворно. Чтобы вдохновиться и придумать пространство серии по воспоминаниям дочери Льва Толстого (ее озвучивает сама Инна Чурикова), Анна создала на своём рабочем месте мудборд, главным персонажем которого стал Лев Николаевич. Анна несколько дней провела в музее-усадьбе в Хамовниках, в итоге даже паркет и стулья «толстовской» серии «подлинные».

Когда анимация сдана, а композитор проекта Кирилл Парастаев уже сочинил музыку, за дело принимается режиссер монтажа Сергей Кузнецов. Он, вместе с авторами проекта, доводит каждую серию до идеала, – отслеживает пропорции, расставляет паузы, убирает акценты. А дальше сериям «Живых меморий» дарится звук.

Шуршащее платье

Звук у проекта трехсоставный. Есть «родной», – когда артист, который начитывает текст. Затем  музыка, которую написал Кирилл Парастаев. И, наконец, озвучание каждого «отрисованного» действия в студии. Если едет телега с каретой, то актер шумового озвучания имитирует этот звук. Так «простукивается», «прохлопывается» и, в конечном счете, проживается  каждое действие.

Художники редко присутствуют на этой стадии работы над проектом, но если вдруг это происходит, зачастую они принимают участие  в «озвучке».  Например, на Ане Леоновой, художнике третьей серии,  было шуршащее платье, когда она пришла в студию. В этот момент Инна Михайловна Чурикова на экране поизносит фразу «Выходит мать, шурша шелками…» И тут же режиссер озвучания подключился: «Слушайте, давайте мы запишем – на вас идеальная одежда». Так Аня «зашуршала шелками». Но есть звуки, которые не сделать в «шумовой». Допустим, звук улицы, гулкость комнаты, скрип закрывающейся деревянной (именно деревянной, это важно!) двери, крик птицы… Все это ищется в фонотеке, и подставляется во все серии всё тем же режиссёром Сергеем Кузнецовым.

Финал – это мастеринг всего звука. Он необходим,  чтобы все это звуковое разнообразие «не посыпалось» в кинотеатре, не «перекрыло» голос артиста. При сведении звука обязательно присутствует композитор. Кириллу важно, чтобы то, что он написал, было слышно всем, и при этом точно так же слышно было голос артиста.  Ведь «Живые Мемории» хоть и мультижанровый проект, главное в нем все-таки слово. Слово,  сказанное и записанное артистом. Все остальное делается для того, чтобы это слово подкрепить и закрепить в памяти зрители.

После финальной смены, которая у проекта еще впереди, «Мемории» отправляются на получение прокатного удостоверения. А дальше – премьера в кинотеатре, показы по стране и выход в онлайн. 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • «Покраснел бы и Бергман»

    На 75-м Каннском кинофестивале показали фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», единственную российскую картину вошедшую в основной конкурс киносмотра. Вот что о ней пишут в западных СМИ.  Screen daily (Jonathan Romney): «В фильме «Жена Чайковского» семейная жизнь русской иконы изображена как мука, напряженная настолько, что покраснел бы и Бергман или, если уж на то пошло, Кен Рассел, который трактовал ту же историю в своем фильме «Любители музыки». ...
  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
Читайте также