«На грани сказки и жесткой реальности»

Режиссер Игорь Яцко – о спектакле-бенефисе Валентины Талызиной в Театре Моссовета

 
22 января в Театре Моссовета состоялась премьера спектакля-бенефиса Валентины Талызиной «Волки и овцы», приуроченного к 87-летию актрисы. О том, как проходила работа над постановкой, рассказывает режиссер Игорь Яцко.

– Хотелось создать мир, который балансировал бы на грани сказки и жесткой реальности. Переносить действие в наши дни – это для меня примитивный и плоский прием, хотя очень действенный. Решили вернуться к автору. Тем более, у Островского скоро юбилей – 200 лет со дня рождения.

Постановка пьесы «Волки и овцы» – инициатива Валентины Илларионовны. Она какими-то окольными путями на меня вышла и появилась на моем творческом вечере. Это стало совершенной неожиданностью. Мне сказали: «Придет Талызина, хочет вас поздравить». Возможно, она узнала обо мне благодаря «Звезде Театрала»: в 2020-м она получила «Легенду сцены», а я стал лауреатом в номинации «Лучший спектакль. Малая форма» за «Опасные связи». 

На Пасху мне поступил звонок с предложением поставить спектакль. Я ответил, что у меня много работы и пока нет понимания, как и что делать. Но потом мысли закрутились. Мы встретились с Валентиной Илларионовной у нее на даче, сели в беседке и стали разговаривали о роли, о концепции, о пьесе, о художественной составляющей... Она предложила ансамбль актеров, с которыми я потом познакомился. Мне все понравились, я согласился.

Конечно, Валентина Илларионовна предлагала свои идеи, потому что спектакль был ее мечтой. И для ее воплощения Талызина искала режиссера. Она меня сразу предупредила: «Говорят, у меня сложный характер, но это, может быть, и не совсем так...» Потом у нас были всякие репетиции... Но мне нравится, что мы друг к другу относимся с уважением, любовью и юмором. В Валентине Илларионовне очень много юмора. И в пьесе Островского тоже.

Зрители смеются: то на галерке остров молодежи заливается, то вдруг молчаливый, настороженный партер взрывается. При этом острота вопросов, которые ставит Островский, от юмора никуда не девается.

Во время репетиций мы наклоняли текст. Например, хотели открыть не коварство Мурзавецкой, а ее человечность. Нам очень важна была тема милосердия, сострадания, любви – ее подлинной любви к племяннику-алкоголику, у которого талант только песни петь. Она так тает перед ним! В этом есть что-то русское... Когда Талызина делает Мурзавецкую, сложно отличить, где она сама, а где образ и актерская игра – настолько актриса присваивает текст. Но при всей спонтанности, он очень структурирован, потому что Валентина Илларионовна тщательно работает над ролью.

Очень важно, что у нас есть романсы, которые исполняют актеры, и архивные кадры молодой Талызиной. Когда мы сочиняли спектакль, я понимал, что это должен быть и Островский, и Талызина, и творческий вечер, и бенефис, и воспоминания. Все это соединилось в роли Мурзавецкой.

Когда мы с художниками сочиняли спектакль, то решили, что в нем должно быть что-то и от российской земли, и от болота. В то же время нужна была вертикаль. Поэтому на сцене дом, в котором прослеживаются элементы храмовой архитектуры, но вертикали этой постройки разрушены. Конечно, еще хотелось передать мистику, которая связана, как писал Шекспир, с внутренними пузырями земли. Но это не должно было стать каким-то иллюстративным ходом. Самое главное – текст, ситуации и положения. Вот на таком перекрестье мы сделали спектакль, где в конце концов все заполняет атмосфера праздника.



Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Премьера в театре Моссовета спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ»: фоторепортаж

    1 октября в Театре Моссовета, открывшем свой 100-й юбилейный сезон, состоялась премьера спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» в постановке худрука театра Евгения Марчелли. Евгений Марчелли представил неожиданную интерпретацию событий шекспировской трагедии, согласно которой главный герой сам в какой-то мере является носителем злой энергии, разъедающей его изнутри и во многом определяющей его поступки. ...
  • В аварии погибли актрисы театра кукол

    О трагедии в Краснотурьинском театре кукол сообщил на сайте СТД РФ его председатель Александр Калягин. Он выразил соболезнования коллективу театра, родным и близким актрис Юлии Арабей и Кристины Шварц, которые погибли в результате аварии. ...
  • Премия «Белый слон» объявит итоги без церемоний

    Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» решила не проводить церемонию награждения лауреатов. Вместо этого экспертный совет планирует опубликовать ее итоги 16 января 2023 года.   «Координационная группа экспертного совета Национальной премии киноведов и кинокритиков «Белый слон» решила в этом году не отказываться от традиционного, в 25-й раз, подведения итогов кинематографического года. ...
  • Восемь фильмов Олега Ефремова

    1 октября исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Олега Ефремова. «Театрал» подготовил подборку фильмов с его участием. Мой младший брат (1962) Режиссер Александр Зархи. Олег Ефремов в фильме играет Виктора Денисова, старшего брата Димки, которого сыграл молодой Александр Збруев. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Театр Романа Виктюка будет работать как военкомат

    Театр Романа Виктюка переформатировали в военкомат. Об этом в своем Telegram-канале сообщила журналист, обозреватель ликвидированного радио «Эхо Москвы» Ксения Ларина. На официальном сайте Театра Романа Виктюка говорится, что спектакли с 24 сентября по 9 октября отменяются по «техническим причинам». ...
  • Мобилизация пришла в театры

    Сотрудников Драматического театра Комсомольска-на-Амуре призвали в рамках частичной мобилизации. Информация об этом опубликована на сайте учреждения. «Сегодня трое наших лучших из лучших отправились на военную службу. ...
  • «Россия, повернись к нам передом!»

    Новый театральный сезон наш журнал открыл новым форматом международного фестиваля «Мир русского театра» – мы впервые провели этот форум в онлайне. Решение это было вынужденным, и надо признать, дирекция форума почти до последнего сомневалась, что идею удастся реализовать. ...
  • Из-за мобилизации с Театра Виктюка сняли афишу «Мертвых душ»

    С фасада Театра Романа Виктюка, где открыли призывной пункт, сняли баннер спектакля «Мертвые души». На это обратил внимание Телеграмм-канал «Осторожно, Москва».   Подруга одного из мобилизованных рассказала каналу, что афиша привлекла внимание призывников и провожающих их друзей и родственников – они начали ее фотографировать. ...
Читайте также