«Искусство должно объединять людей, а не делать их врагами»

Худрук русского театра в Австралии ответил на вопросы «Театрала»

 
«Театрал» побеседовал с основателем и худруком Театра Живой Поэзии «Эмпирей» (Мельбурн, Австралия) Вячеславом МИЛЛЕРОМ.
 
Вячеслав, какова сейчас ситуация в вашем театре в связи с происходящими в мире событиями?
– Мы в своей работе ни от кого не зависим, мы работаем не за зарплату и гонорары. Никакой существенной государственной поддержки не ждем. В случае аншлагов, наши дорогостоящие постановки только окупаются. Но я уверен, что австралийское правительство нас ни в чем не ограничит из-за того, что мы – русский театр. У нас в основном русскоязычный зритель, но темы наших спектаклей – международные, которыми и должно заниматься высокое искусство – и борьба добра и зла – одна из основных таких тем. Так что формально на нашу работу никак не повлияют российско-украинские отношения. Но душа болит за всё происходящее...
Наши соотечественники здесь имеют разные мнения по поводу того, что происходит между Россией и Украиной. Австралийское телевидение, естественно, принимает сторону западного мира, все поддерживают Украину, выходят на демонстрации против военной операции. На площади в Мельбурне собираются люди – и украинцы, и россияне – с украинскими флагами.

Не планируете ли вы какие-то театральные акции в связи с событиями на Украине?
 – Мои акции – это мои стихи, спектакли и пьесы. И одно событие произойдет уже в ближайшие дни. Я прочту свое стихотворение «Братская могила» для русского телевидения в Австралии и с надеждой, что его услышат и на Родине – чтобы донести мои мысли и чувства до соотечественников. Кроме того, мы попробуем перевести стихотворение на английский, чтобы этот ролик показать и на национальном австралийском телевидении с субтитрами.

Что касается моей позиции, то я уверен в том, что мы – братские народы. Я считаю, что народы здесь совершенно ни при чем – ни один, ни другой. И мне очень жаль как украинский, так и русский народ – потому что оба, в конце концов, сильно пострадают от этой вот взаимной вдруг откуда ни возьмись появившейся ненависти. Я считаю, что всё нужно решать мирным путем. Люди не должны страдать от амбиций политиков и политических склок. Это моя гражданская позиция, и я пытаюсь максимально ее донести, как в своей русскоязычной среде, так и среди австралийцев. Я, кстати говоря, сам родом из Донбасса, и прекрасно понимаю, что эта грызня не народов, а тех, кому это было выгодно.
Мало того, я считаю, что на многих из людей искусства, тоже лежит ответственность за происходящее. Понимаете, что происходит: культурные, духовно богатые люди идут в театр. Искусство, особенно театральное, должно воспитывать человеческий дух, делать так, чтобы люди задумывались о смысле жизни, задавали себе нравственные вопросы, искали на них ответы. Что же на самом деле на сегодня представляет собой большинство постановок в мире, и в России в частности? Театр в своей погоне за массовым зрителем стал мало отличаться от пошлых телевизионных ток-шоу: зрителя исключительно развлекают, опустошая его душу. А если это драмы по классическим произведениям, то многие режиссеры, опять же в погоне за массовостью, извращают классику, чтобы тоже развлечь зрителя, а не духовно обогатить. У человека не остается альтернативы: телевидение, кино, интернет и даже, к огромному сожалению, теперь еще и театр – манипулируют животными инстинктами, а не развивают интеллект и интуицию, вдалбливают в сознание людей безнравственность, вседозволенность и антигуманизм, – поэтому люди и превращаются в животных, а вернее, как в моей одноименной пьесе, в пустых бездушных манекенов. Отсюда и возникает взаимная ненависть друг к другу как в отдельном социуме, так и между братскими народами.
А ведь искусство должно объединять людей, а не делать их врагами.

Вячеслав, последний раз мы беседовали с вами почти два года назад, когда только началась пандемия. Как театры в Австралии переживают ковидные ограничения?
За последние два года у нас в Мельбурне было два полугодовых периода изоляции. Не знаю, как насчет австралийских англоязычных театров, но наш, русский театр, не прекращал работу и в это время. Мы репетировали и транслировали наши спектакли онлайн. При нашем театре еще есть студия, где обучение сценической речи тоже продолжалось в этом режиме. Конечно, репетиции, так же, как и показ спектаклей онлайн не могут сравниться с живым общением. Но усиленная работа над текстом пьес в этот период позволила нам не потерять времени даром и находиться в форме, а показ в интернете – поддерживать интерес к нашему творчеству зрителей, пусть и «на медленном огне».

Репетировать в зале после последнего карантина мы вышли только в начале февраля. Как и в других странах, у нас все ограничения, связанные с коронавирусом, смягчаются. Еще на прошлой репетиции мы должны были работать в масках, а буквально со вчерашнего дня это требование отменили.

– Над какой постановкой работаете в настоящее время?
– Сейчас мы работаем над двумя новыми спектаклями. Один – “Манекены” полностью авторский (автор пьесы и сихотворений, режиссер и ведущий актер – ваш покорный слуга). Этот спектакль о том, что люди теряют человеческие чувства, эмпатию, сострадание, становятся равнодушными к чужому горю. Спасти человечность, по моей пьесе, способно высокое искусство. И если мы, деятели культуры, никак на ситуацию не повлияем, все человечество превратится в бездушных манекенов, у которых нет ни мыслей, ни чувств, ни воли. Это мое личное глубокое убеждение, которое я передаю в этой пьесе. “Манекены” – большой четырехчасовой спектакль со сложной композицией. Каждый из моих актеров будет играть несколько ролей, переходя из одной ипостаси в другую. Кроме того, это спектакль в спектакле, и в какой-то момент они будут играть самих себя – актеров.

Вторая работа – «Полет волков», постановка о Владимире Высоцком. Это не биографическая и не просто песенная композиция. Здесь Владимир Семенович предстанет не только как поэт, певец и актер, но и в образе вожака волчьей стаи, который призывает своих сородичей возвыситься над рутинной жизнью хищников. Через этот образ я тоже постараюсь передать высокое предназначение искусства. Сюжетная линия выстроена таким образом, что песни Высоцкого будут перекликаться с моими стихами и моим же рассказом. Всё это прозвучит в моем исполнении, и иногда с подключением голоса великого барда. В этом спектакле также задействованы многие наши актеры.

Несмотря на то, что главное в спектаклях «Эмпирея» – текст: стихи и проза, каждый из них еще и ярко иллюстрирован благодаря видеопроекциям, которые служат не только частью сценографии, но и полнее раскрывают внутренний мир героя. Мы – одни из первых в мире, если не первые, стали применять эту технику еще 15 лет назад, и с тех пор все наши спектакли, включая «Манекены» и «Полет волков», оформленные прекрасной музыкой, имеют некий симбиоз не только театрального, поэтического и музыкального искусства, но и кино.

На какое количество зрителей вы арендуете зал?
– Наш зал в Мельбурне рассчитан примерно на 300 зрителей. В Сиднее, и других крупных городах Австралии, где мы гастролируем, такое же количество мест. Возможно, мы арендуем в Сиднее зал побольше, рассматриваем даже вероятность показа в знаменитом здании Опера Хаус.

В связи с нашей спецификой, мы не можем показывать спектакль каждый вечер, как это делают многие театры в России – для этого у нас не достаточно русскоязычного зрителя. Мы готовим один спектакль в течении одного-трех лет, а демонстрируем его по одному-два раза в разных австралийских городах. Иногда мы выезжаем на гастроли в Россию. Так в прошлые годы мы побывали на фестивалях в Москве, Таганроге и Бресте. Кстати, в 2020 году мы собирались на ваш фестиваль «Мир русского театра» в Париж, но, к сожалению, он так и не состоялся.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
  • «Дань художественному безумию и свободе»

    «Черных монах» гамбургского театра Thalia, поставленный Кириллом Серебренниковым, открыл 76-й Авиньонский фестиваль. Что о спектакле российского режиссера писали в зарубежных СМИ? «Беспрецедентный драматический транс» Зритель, окруженный мощными образами и ангельскими песнопениями, попадает в космический круговорот, где искусство, любовь, гений и безумие играют рука об руку. ...
  • «Последний поезд» станет «первым»

    Вчера, под занавес юбилейного 95 сезона «Ленкома Марка Захарова», состоялся предпремьерный показ – сдача творческому совету театра   спектакля «Последний поезд» по пьесе Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» (Авторская версия Сергея Плотова). ...
Читайте также