«Когда оживают куклы..»

Авторские секреты мастерства

 
Станислав Хубецов в профессии оказался случайно — в поисках работы попробовал себя в кукольном мастерстве. Поначалу служил в театре, однако максимальную творческую свободу приобрел, работая самостоятельно. Куклы, «ожившие» в его руках, разъехались по всему миру: они живут в Испании, Китае, на Кипре, в Австралии, Америке и в Германии. «Театрал» заглянул в мастерскую кукольника на Таганской улице в Москве.       
 
— Станислав, вы ведь кукольник-самоучка?

— Да. Идея создавать кукол взялась от безработицы, долгое время я не мог понять, чем мне заниматься, хотя окончил Суриковский институт. Моя основная профессия — монументалист, я планировал заниматься росписями церквей. И естественно хотел быть в художественной профессии, но все никак не складывалось. После института пришлось искать дополнительные работы, в какой-то момент я даже отказался от художества, работал в мебельном. И однажды случайно увидел вакансию в театре, прошел собеседование, думал, буду там художником, создавать эскизы, декорации. Сходил на спектакль, был в восторге и подумал: «Боже мой, почему взрослые сюда не ходят?!» Так через какое-то время я начал делать кукол. Сначала давали небольшой объем: расписать куклу, допустим. Потом просили сделать несложную механику для куклы. И так по чуть-чуть я начал изучать это мастерство. Я общался с кукольниками и они мне рассказывали нюансы изготовления тростевой куклы — театр был именно с уклоном на тростевую. И постепенно я начал понимать, как это работает. Потом мне этого стало мало и захотелось изучать других кукол: перчаточных — это самые элементарные, которые я начал делать, планшетных и марионеток. Потихоньку, благодаря заказам, начал узнавать и других кукол. Меня спрашивали, могу ли я сделать такую-то куклу, я естественно не умел, но говорил, что могу. 

— Кто, по-вашему, профессионал?

— Если человек обладает определенными навыками, может считать себя профессионалом, вне зависимости от того, есть ли у него образование или нет. В нынешнее время очень большое значение имеет желание человека что-то делать и его навыки. Я думаю, уже размывается грань между профессионалом и непрофессионалом.


— Насколько важно для кукольника специальное образование?  

— Раньше я думал, что очень важно пройти какую-то школу и она безусловно полезна, с точки зрения коммуникации, связей — легче устроиться в театр. Образование нужно, но если у человека нет возможности поступить, то он все может изучить сам. Знаю, что в Питере хорошая школа, в Москве есть отделения при институтах, в Нижнем Новгороде. Тому, кто интересуется этой профессией, я посоветовал бы быть терпеливым, плюс взвесить все «за» и «против». Если заниматься куклами отдельно, без театра, как я, быть только на заказах, нужно понимать, что на куклах много не заработаешь. Плюс необходимо будет оплачивать мастерскую. Но это очень интересная профессия — мир механики, когда оживают куклы, которых ты сам создаешь.
 
— Какие знания и умения вам пригодились в этой профессии прежде всего?

— Мне очень пригодилось мое институтское художественное образование, потому что у меня уже было свое видение, мастерство владения кистью. И мне помогли навыки, которые у меня были с детства: конструировать, склонность что-то делать своими руками. Я всегда очень любил работать с деревом, металлом, камнем. Так вышло, что все это сошлось в одной профессии: здесь можно рисовать, конструировать, вырезать из дерева и все это можно воплотить в одном предмете.


— У кого из мастеров-кукольников вы учились?

— Есть мировые кукольники, с которыми я не контактировал, но видел их работу и она меня восхищала, мне хотелось сделать что-то подобное. То есть не конечный образ, а с точки зрения механики, взять конкретный блок механики и применить его в своей работе, сделать из него свою куклу, но с какими-то дополнительными возможностями. Очень многому я научился у известного на весь мир кукольника из Томска Владимира Захарова.   

— Возможно ли в кукольном деле что-либо изобрести или уже все основное придумано?

— Можно, наверное. Захаров же изобрел уникальную  куклу на запястье с полной механикой оживления, это было можно сказать недавно. Структура у моих кукол на запястье как у Захарова, а детально я исполняю иначе, есть различия. Недавно вот я сделал механического попугая, он отправится в Доминикану. Я не знал, в каком решении его воплотить, но увидел у одного англичанина идею по блоку крыльев и в итоге сделал подобное. Заказчик доволен.   

— С чего начинается процесс создание куклы?

— Все начинается с общения с конкретным человеком, для которого я создаю куклу. Надо узнать, что это за кукла, какой персонаж, что он должен делать в спектакле, обсуждаем, какая нужна механика, говорим о постановке. После общения я создаю несколько вариантов  эскизов и показываю их, утверждаем один и уже на базе эскиза начинаю делать куклу. Потом я делаю эскиз в размере куклы, какой она должна быть, я сразу просчитываю все размеры, какая и где механика будет, это нужно прежде всего для меня. Часто ко мне приходят с изготовленным эскизом. И после я начинаю лепить — если это тростевая кукла, моделирую из пластилина, снимаю форму, выкладываю ее папье-маше, оставляю сушить, пока она сушится, создаю руки. Это многоэтапный процесс, в котором  используется очень много материалов. 

 
— Сколько времени проходит с момента сбора информации до появления куклы?

— Где-то месяц-полтора. Но если я делаю сразу несколько кукол, на один спектакль могут заказать шесть кукол, допустим, то их можно параллельно всех вести. Ты слепил голову, отформовал, она сушится и в этот момент лепишь вторую. И так далее.И пока они сушатся, вырезаешь руки. Формы высохли — занимаешься папье-маше. И они продолжают сушиться. Ты опять делаешь что-то другое, готовишь гапиты. Все детали подготовил, головы высохли, вставляешь в гапит, начинаешь делать механику. Собрал одну куклу, подготовил механику, расписал и отправляешь ее в швейный цех, где шьют костюмы. У меня есть друзья из театров и в свободное время мы работаем вместе. Несложные прически для кукол я делаю сам. А если прическа, к примеру, в стиле 18 века, пышная, объемная, я заказываю ее у мастера по постижу.     

— Какая кукла наиболее сложная в изготовлении? В процессе создания происходят примерки для артистов?

— Это кукла на запястье. Для нее необходимо создать основу, каркас. Благодаря всем деталям, эта кукла активно работает. У всех артистов разные руки и разная амплитуда пальцев и поэтому она должна создаваться индивидуально. Но поскольку у меня очень много клиентов из других стран, я делаю им универсальный каркас, он из стальной проволоки. Есть женский каркас и мужской. Такая кукла самая трудная и с точки зрения управления, там предусмотрен комплекс манипуляций для одной руки, надо все контролировать, у тебя одновременно работают все пальцы, локоть, задействована вся рука. И плюс еще подключается вторая рука.  

— Каких размеров была ваша самая маленькая и большая театральная кукла?  

— Самая маленькая у меня была планшетная, сантиметров десять, я ее делал в театре, там была еще и механика. Самая большая — создал кита для «Конька-Горбунка», там кит был как отдельная декорация, можно сказать. Чем меньше кукла, тем сложнее ее делать. В большой кукле особая точность не нужна, а в мелких нужна четкость и кропотливость. И там меньше права на ошибку.

— Вы говорите: с куклами ошибешься на пару миллиметров в деталях и все, придется переделывать. Часто у вас такое было?

— Не все, но какие-то части иногда приходится переделывать. В самом начале я почти все переделывал, особенно глаза. Бывало такое, что я уже вырезал голову из дерева, отполировал, зачистил и надо было вставлять механику, даже рот сделал, начал вырезать глаз и из-за неловкого движения бор-машинкой треснула голова. И мне пришлось делать заново. Это обычно у меня вызывает бурю эмоций и в таких случаях я начинаю разговаривать с куклой.


— Из каких материалов вы изготавливаете кукол?

— Голову мне нравится делать из ольхи, она чуть-чуть тяжелее, намного тверже других пород, но легко полируется и цвет становится кофейным. Мне нравится ее текстура, никакой морилкой я ее не покрываю. Люблю работать с ольхой, липой, березой, сосной — для каждой цели есть свое дерево. Руки вырезаю из липы, потому что она легкая. Для тростевой куклы руки нужно делать из максимально легкого материала. Какие-то внутренние механизмы делаю из березы, она вязкая, плотная, твердая, почти не раскалывается и сней можно уверенно создавать что-то связанное с механикой.

— Какие основные инструменты для изготовления кукол?

— Стеки для работы с пластилином, ими я леплю, моделирую, придаю форму. Стеки я сам делаю, нас еще в институте этому учили, каждый скульптор должен сам себе сделать стек, потому что он лучше понимает свою манеру лепки и лучше знает, какой формы ему нужен стек. Что касается дерева, у меня свой набор резцов по дереву, они все абсолютно разные.

— Какие самые распространенные виды кукол в театре?

— Самые ходовые — это марионетки, тростевые, планшетки, перчаточные куклы. Это базовые куклы, которые используются наверное по всем театрам. Все зависит от того, какая постановка, какая задача в спектакле. То есть в театре, где в основном тростевые куклы, мы делали и планшетных, и перчаточных. Но это только на один спектакль для определенных мизансцен.

 
— Чем современная театральная кукла отличается от куклы, созданной 50 лет назад?

— Я бы хотел выделить тенденцию, что сейчас понемногу все переходит на 3D печать. Раньше все делали вручную, использовали папье-маше, заготовки, дерево, сейчас конечно то же самое. Но по чуть-чуть, в основном пока за границей, но и здесь тоже вижу, театры используют уже 3D печать для создания кукол. Я сам этим процессом в какой-то период увлекся, изучал эту печать, программы, сам конструировал механизмы в 3D, но пока до печати у меня руки не дошли. И я понимаю, что в этом что-то есть. Да, ручной труд — это хорошо, прекрасно, но когда у тебя сложная механика, при малейшей ошибке все нужно переделывать. А в 3D все можно подогнать до миллиметра и никаких зазоров не будет. Я вижу в этом будущее кукольного дела.   

— Почему вы так любите создавать кукол?  

— В кукле сложилась комбинация тех вещей, которые я люблю делать. Это ведь еще и мощный эмоциональный эффект. Когда ты сидишь в мастерской, это одна сторона, без всякого антуража, только мастерская, стол и кукла. А когда уже приходишь в зрительный зал и смотришь спектакль, видишь, что кукла, которая неподвижно лежала в мастерской, теперь на сцене. В Театре Образцова есть моя кукла, они ее используют для интермедии в музее, для МТК я делал кукол, в областном театре есть куклы, для которых я создавал механику. Я создал кукол для московского детского сказочного театра, для Kuklab сделал куклу на запястье. В детстве я любил смотреть кукольные мультфильмы, просто обожал, а потом уже со временем понял, что уже тогда мне нравились все эти кукольные механизмы. В детстве я постоянно что-то создавал руками, но кукол правда никогда не делал, а теперь мое увлечение переросло в серьезную деятельность.
 


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
  • «Дань художественному безумию и свободе»

    «Черных монах» гамбургского театра Thalia, поставленный Кириллом Серебренниковым, открыл 76-й Авиньонский фестиваль. Что о спектакле российского режиссера писали в зарубежных СМИ? «Беспрецедентный драматический транс» Зритель, окруженный мощными образами и ангельскими песнопениями, попадает в космический круговорот, где искусство, любовь, гений и безумие играют рука об руку. ...
  • «Последний поезд» станет «первым»

    Вчера, под занавес юбилейного 95 сезона «Ленкома Марка Захарова», состоялся предпремьерный показ – сдача творческому совету театра   спектакля «Последний поезд» по пьесе Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню» (Авторская версия Сергея Плотова). ...
Читайте также