Фантазия в Театре на Перовской

Премьера спектакля Гульнары Галавинской «Сон в летнюю ночь»

 
Шекспировская пьеса «Сон в летнюю ночь» ставилась множество раз. К ней обращались режиссеры по всему миру, и казалось бы, привнести что-то уникальное в эту комедию уже практически невозможно. Однако Гульнаре Галавинской удалось создать «нового» Шекспира, яркого, ироничного и современного.

Действие открывает Питер Пигва (Павел Ремнев), постановщик, который организовывает пьесу для герцога и герцогини, и его актеры-ремесленники. Странное дело: персонажи одеты совсем по-современному, в то время как события канонической комедии происходят в античных Афинах. Это один из самых необычных приемов спектакля: здесь прошлое переплетается с настоящим, древнее – с нынешним. Чего стоит одно только появление герцога Тезея (Владимир Витан) в афинских одеждах и на гироскутере! «Сон в театре на Перовской» – написано на одном из элементов декорации, и, конечно, неслучайно. Создается впечатление, будто все в зале – и герои, и зрители – становятся участниками одного большого фантасмагорического сна.

Это ощущение подкрепляется также живыми музыкальными номерами, которые выглядят очень смело и современно, контрастируя с античными костюмами и декорациями. Титания (Наталья Васина) превращается в блюзовую певицу, а Оберон (Владимир Витан) исполняет песню в стиле темного кабаре. Усиливает чувство нереальности таинственный эпизод, когда Фея (Лариса Капустина) читает фрагмент из Шекспира в оригинале, пока вокруг нее танцуют духи леса, и сцены когда герои, повернувшись к залу спиной, держат перед собой кривые зеркала. Зритель видит дрожащие отражения лиц, и вместе с ними будто искажается и сама реальность в этом странном сне в театре на Перовской.

Еще один элемент современности в этой постановке – хореография. Танцевальные номера ловко переключают внимание зрителя во время перестановки декораций и заранее создают подходящее настроение для следующего явления. На атмосферу работает также свет и оформление сцены. На фон проецируется лунное сияние, облака бушующие волны, цветы. Зритель будто переносится в волшебный летний лес.

Спектакль полон юмора и иронии. Каждый раз, когда на сцене появляются Пигва с ремесленниками или плутишка Пэк (Михаил Малинин), понимаешь: сейчас зал будет смеяться в голос. Яркая игра, забавные ситуации, в которые попадают персонажи, – все это делает шекспировскую комедию действительно смешной для современного зрителя.

Актерский состав спектакля разноплановый: здесь можно увидеть как новые имена, так и уже знакомые публике лица. Например, заслуженного артиста Российской Федерации Константина Никифорова, который сыграл столяра Милягу – одного из ремесленников Пигвы.

В финале снова встречаются персонажи из разных времен. Ткач Основа (Ярослав Маланин), превращенный в осла, обретает человеческий облик и под впечатлением от увиденного решает написать об этом балладу. «Она будет называться: "Сон Основы", потому что в нем нет никакой основы», – говорит герой. Именно это ощущение «сна без основы» и удалось передать Гульнаре Галавинской в своей неклассической постановке классического произведения.

Проект «Журфак Театрала» организован нашей редакцией совместно с факультетом журналистики МГУ и проводится уже четвертый год. В его рамках студенты спецсеминара «Теория и практика театральной журналистики», которым руководит кандидат филологических наук, доцент Тамара Якова, посещают театральные постановки, встречаются с актерами, режиссерами и драматургами, обсуждают спектакли и проблемы театральной жизни, а результатом этих встреч становятся публикации в журнале и на сайте «Театрала».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Скончался актер и режиссер Юрий Горобец

    26 июня в возрасте 90 лет скончался народный артист России Юрий Васильевич Горобец. Об этом «Театралу» стало известно от дочери актера. «С нашим театром Юрия Васильевича связывают долгие годы работы – он был ведущим артистом труппы десять лет при Борисе Равенских, затем ещё семь – при Борисе Морозове,  – написали на сайте Театра им. ...
  • Итоги сезона: «Что будет дальше – не скажет никто»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии Каминской.  События Событием стал фестиваль «Золотая маска». ...
  • Юрий Чурсин: «Актёрство – это постоянный огонь»

    После длительного разрыва с театром Юрий Чурсин вернулся в МХТ им. Чехова: в спектакль «Лес», который сделал молодого актера в 2005-м едва ли не главным героем театрального процесса, и на новые роли. Мы поговорили о премьере «Сирано де Бержерак», опальных поэтах и реабилитированных сегодня понятиях. ...
  • Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной.  Тенденции Начать стоит с тенденций. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также