Театральная йога

В ЦДР провели мастер-класс по SounDram’e

 

В рамках ежегодной акции Ночь театров, приуроченной к международному Дню театра, на одной из площадок Центра драматургии и режиссуры прошёл мастер-класс. Изначально анонсировалась встреча с актёрами и музыкантами, в ходе которой можно было обсудить жанр SounDram’а. Но к теоретической прибавилась и практическая часть.

Что такое Soundramа?

Мастер-класс проходил на Поварской, 20, где обычно репетируют спектакли и проводят спецпоказы. Вёл мероприятие Владимир Панков, художественный руководитель ЦДР. Он сел на пол перед гостями и рассказал историю создания SounDram’ы, которую придумал вместе со своей командой. Сначала они писали музыку к фильмам и спектаклям, потом начали искать новые театральные формы, где звук играет особую роль: организует сценическое пространство и время, становится ещё одним действующим лицом, полноценным партнёром для актёров. После первых постановок, которые не подходили ни под одно определение, все сели и стали обсуждать, что это было. Так родилось название – Soundramа.

Артист жанра Soundramа уникален. Он и произносит текст роли, и танцует, и поёт, и играет на музыкальных инструментах. Чтобы делать всё это слаженно, нужно погрузиться в особое состояние, которое не объяснить словами. Именно поэтому от теории Панков быстро перешел к практике.

Театротерапия

Это без зазрения совести можно назвать занятием йогой или групповой театротерапией. Один метод взаимодействия наслаивался на другой, выходя на новый уровень. Всех участников Панков попросил образовать круг (главное – не разрывать), а сам встал в центр. Первым делом надо было сбросить вниз энергию, с которой все пришли на мастер-класс. Задача усложнялась тем, что сброс нужно было сделать всем вместе и одновременно. Сначала каждый долго находил контакт с самим собой, потом – с пространством, затем – со стоящими рядом людьми. Глубокое дыхание и умение прислушиваться к окружающему миру – ну, чем не йога? Прошло около «пяти волн» прежде, чем групповая энергия наконец ушла в пол. Так отрабатывалось умение слиться с общей энергетикой, действовать сообща. Актёры на сцене могут играть в одном ритме, только если чувствуют друг друга.

Следующей ступенью стала «передача хлопков по кругу». Громкий и резкий звук, отдающийся эхом в большом зале, символизировал остроту действия на сцене. Дальше делали хлопки только при условии зрительного контакта. Надо было передать соседу один звук. Затем он превратился в звуковую фразу, с помощью которой партнёры могли общаться и выражать эмоции, прибегая к изменению интонации и мимики. Главное – услышать соседа, дать ему поставить точку во фразе и быстро подхватить диалог. К простой фразе добавился вдох, дающий новую эмоцию, позволяющий подумать над своим ответом. С него начинается буквально всё: жизнь, любая реакция, любое чувство.  «Вдох – это обжечься», – повторял Владимир Панков, объясняя новый приём.

Впусти музыку

Другую часть мастер-класса вёл Сергей Родюков, музыкант, композитор, один из создателей жанра. Он показывал, как работать в ансамбле. К базовым приёмам работы с телом и партнёрам добавилась музыка. Участники разделились на группы, каждая из которых топала, хлопала и включала голос в собственное время. Сначала было медленно, все привыкали выполнять несколько действий в унисон. Затем всё ускорялось и ускорялось, так что из обыденных движений рождалась настоящая музыка.

В конце мастер-класса Владимир Панков показал упражнение, где нужно синхронизироваться с музыкой, впустить её в себя. Сначала заиграла композиция, полная драйва и резких перепадов. Под неё можно было прыгать, размахивать руками, падать, вставать, самое важное – попадать в ритм и быть одним целым с ним. Музыка прекратилась, и все замерли, стараясь удержать бешеную пульсацию звука в себе, стягивая внутри энергию ритма. Вторая композиция была нежная, лиричная, но ей нельзя было поддаваться, нужно было продолжать двигаться под первую. Внутреннее боролось с внешним, которое всё же вытесняло прежний ритм, заставляло сглаживать свои движения, делать их медленными и плавными. Во время выполнения упражнения казалось, что нет ничего, есть только музыка и энергия, выходящая за границы твоего тела.

Послевкусие мастер-класса действительно было таким, каким бывает после занятия йогой. После вечера, проведённого на Поварской, 20, очень хотелось дышать полной грудью, петь, заглядывать в глаза знакомым и незнакомым, любить театр и говорить о том, что SounDram’а – не только театральное направление, но и некое вероисповедание, которое ещё предстоит постичь.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • «Покраснел бы и Бергман»

    На 75-м Каннском кинофестивале показали фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», единственную российскую картину вошедшую в основной конкурс киносмотра. Вот что о ней пишут в западных СМИ.  Screen daily (Jonathan Romney): «В фильме «Жена Чайковского» семейная жизнь русской иконы изображена как мука, напряженная настолько, что покраснел бы и Бергман или, если уж на то пошло, Кен Рассел, который трактовал ту же историю в своем фильме «Любители музыки». ...
  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
Читайте также