Театральная йога

В ЦДР провели мастер-класс по SounDram’e

 
В рамках ежегодной акции Ночь театров, приуроченной к международному Дню театра, на одной из площадок Центра драматургии и режиссуры прошёл мастер-класс. Изначально анонсировалась встреча с актёрами и музыкантами, в ходе которой можно было обсудить жанр SounDram’а. Но к теоретической прибавилась и практическая часть.

Что такое Soundramа?

Мастер-класс проходил на Поварской, 20, где обычно репетируют спектакли и проводят спецпоказы. Вёл мероприятие Владимир Панков, художественный руководитель ЦДР. Он сел на пол перед гостями и рассказал историю создания SounDram’ы, которую придумал вместе со своей командой. Сначала они писали музыку к фильмам и спектаклям, потом начали искать новые театральные формы, где звук играет особую роль: организует сценическое пространство и время, становится ещё одним действующим лицом, полноценным партнёром для актёров. После первых постановок, которые не подходили ни под одно определение, все сели и стали обсуждать, что это было. Так родилось название – Soundramа.

Артист жанра Soundramа уникален. Он и произносит текст роли, и танцует, и поёт, и играет на музыкальных инструментах. Чтобы делать всё это слаженно, нужно погрузиться в особое состояние, которое не объяснить словами. Именно поэтому от теории Панков быстро перешел к практике.

Театротерапия

Это без зазрения совести можно назвать занятием йогой или групповой театротерапией. Один метод взаимодействия наслаивался на другой, выходя на новый уровень. Всех участников Панков попросил образовать круг (главное – не разрывать), а сам встал в центр. Первым делом надо было сбросить вниз энергию, с которой все пришли на мастер-класс. Задача усложнялась тем, что сброс нужно было сделать всем вместе и одновременно. Сначала каждый долго находил контакт с самим собой, потом – с пространством, затем – со стоящими рядом людьми. Глубокое дыхание и умение прислушиваться к окружающему миру – ну, чем не йога? Прошло около «пяти волн» прежде, чем групповая энергия наконец ушла в пол. Так отрабатывалось умение слиться с общей энергетикой, действовать сообща. Актёры на сцене могут играть в одном ритме, только если чувствуют друг друга.

Следующей ступенью стала «передача хлопков по кругу». Громкий и резкий звук, отдающийся эхом в большом зале, символизировал остроту действия на сцене. Дальше делали хлопки только при условии зрительного контакта. Надо было передать соседу один звук. Затем он превратился в звуковую фразу, с помощью которой партнёры могли общаться и выражать эмоции, прибегая к изменению интонации и мимики. Главное – услышать соседа, дать ему поставить точку во фразе и быстро подхватить диалог. К простой фразе добавился вдох, дающий новую эмоцию, позволяющий подумать над своим ответом. С него начинается буквально всё: жизнь, любая реакция, любое чувство.  «Вдох – это обжечься», – повторял Владимир Панков, объясняя новый приём.

Впусти музыку

Другую часть мастер-класса вёл Сергей Родюков, музыкант, композитор, один из создателей жанра. Он показывал, как работать в ансамбле. К базовым приёмам работы с телом и партнёрам добавилась музыка. Участники разделились на группы, каждая из которых топала, хлопала и включала голос в собственное время. Сначала было медленно, все привыкали выполнять несколько действий в унисон. Затем всё ускорялось и ускорялось, так что из обыденных движений рождалась настоящая музыка.

В конце мастер-класса Владимир Панков показал упражнение, где нужно синхронизироваться с музыкой, впустить её в себя. Сначала заиграла композиция, полная драйва и резких перепадов. Под неё можно было прыгать, размахивать руками, падать, вставать, самое важное – попадать в ритм и быть одним целым с ним. Музыка прекратилась, и все замерли, стараясь удержать бешеную пульсацию звука в себе, стягивая внутри энергию ритма. Вторая композиция была нежная, лиричная, но ей нельзя было поддаваться, нужно было продолжать двигаться под первую. Внутреннее боролось с внешним, которое всё же вытесняло прежний ритм, заставляло сглаживать свои движения, делать их медленными и плавными. Во время выполнения упражнения казалось, что нет ничего, есть только музыка и энергия, выходящая за границы твоего тела.

Послевкусие мастер-класса действительно было таким, каким бывает после занятия йогой. После вечера, проведённого на Поварской, 20, очень хотелось дышать полной грудью, петь, заглядывать в глаза знакомым и незнакомым, любить театр и говорить о том, что SounDram’а – не только театральное направление, но и некое вероисповедание, которое ещё предстоит постичь.

Проект «Журфак Театрала» организован нашей редакцией совместно с факультетом журналистики МГУ и проводится уже четвертый год. В его рамках студенты спецсеминара «Теория и практика театральной журналистики», которым руководит кандидат филологических наук, доцент Тамара Якова, посещают театральные постановки, встречаются с актерами, режиссерами и драматургами, обсуждают спектакли и проблемы театральной жизни, а результатом этих встреч становятся публикации в журнале и на сайте «Театрала».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Премьера в театре Моссовета спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ»: фоторепортаж

    1 октября в Театре Моссовета, открывшем свой 100-й юбилейный сезон, состоялась премьера спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» в постановке худрука театра Евгения Марчелли. Евгений Марчелли представил неожиданную интерпретацию событий шекспировской трагедии, согласно которой главный герой сам в какой-то мере является носителем злой энергии, разъедающей его изнутри и во многом определяющей его поступки. ...
  • В аварии погибли актрисы театра кукол

    О трагедии в Краснотурьинском театре кукол сообщил на сайте СТД РФ его председатель Александр Калягин. Он выразил соболезнования коллективу театра, родным и близким актрис Юлии Арабей и Кристины Шварц, которые погибли в результате аварии. ...
  • Премия «Белый слон» объявит итоги без церемоний

    Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» решила не проводить церемонию награждения лауреатов. Вместо этого экспертный совет планирует опубликовать ее итоги 16 января 2023 года.   «Координационная группа экспертного совета Национальной премии киноведов и кинокритиков «Белый слон» решила в этом году не отказываться от традиционного, в 25-й раз, подведения итогов кинематографического года. ...
  • Восемь фильмов Олега Ефремова

    1 октября исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Олега Ефремова. «Театрал» подготовил подборку фильмов с его участием. Мой младший брат (1962) Режиссер Александр Зархи. Олег Ефремов в фильме играет Виктора Денисова, старшего брата Димки, которого сыграл молодой Александр Збруев. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Театр Романа Виктюка будет работать как военкомат

    Театр Романа Виктюка переформатировали в военкомат. Об этом в своем Telegram-канале сообщила журналист, обозреватель ликвидированного радио «Эхо Москвы» Ксения Ларина. На официальном сайте Театра Романа Виктюка говорится, что спектакли с 24 сентября по 9 октября отменяются по «техническим причинам». ...
  • Мобилизация пришла в театры

    Сотрудников Драматического театра Комсомольска-на-Амуре призвали в рамках частичной мобилизации. Информация об этом опубликована на сайте учреждения. «Сегодня трое наших лучших из лучших отправились на военную службу. ...
  • «Россия, повернись к нам передом!»

    Новый театральный сезон наш журнал открыл новым форматом международного фестиваля «Мир русского театра» – мы впервые провели этот форум в онлайне. Решение это было вынужденным, и надо признать, дирекция форума почти до последнего сомневалась, что идею удастся реализовать. ...
  • Из-за мобилизации с Театра Виктюка сняли афишу «Мертвых душ»

    С фасада Театра Романа Виктюка, где открыли призывной пункт, сняли баннер спектакля «Мертвые души». На это обратил внимание Телеграмм-канал «Осторожно, Москва».   Подруга одного из мобилизованных рассказала каналу, что афиша привлекла внимание призывников и провожающих их друзей и родственников – они начали ее фотографировать. ...
Читайте также