Михаил Швыдкой: «Русский театр не может быть в изоляции»

 

В понедельник, 4 апреля, спектаклем «Ревизор» Национального русского театра драмы им. Айтматова (Кыргызстан) открылся фестиваль стран СНГ «Встречи в России». Фестиваль проводится 24-й год подряд в Санкт-Петербурге (главный его организатор театр «Балтийский дом») и освоил за эти годы не только формат показа лучших спектаклей стран ближнего зарубежья, но и превратился в масштабный форум, на котором обсуждаются острые проблемы театра. Один из спикеров фестиваля – специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил ШВЫДКОЙ – поделился своими прогнозами о том, какая участь ждет русскую культуру в ближайшие годы.
 
– После пандемии театр оказался очень востребован. Я вижу это по московским, петербургским театрам и, конечно, по театрам ближнего зарубежья.
Зрители активно посещают спектакли, потому что в периоды исторических перемен – а мы переживаем именно в такой период – искусство воспринимается особенно остро. Проше говоря сегодня театр более востребован, чем, скажем, месяц или два тому назад. Что же касается общей среды, то сегодня в Санкт-Петербурге происходит встреча театров из стран СНГ, и это географическое пространство всегда будет открыто для русской культуры, не говоря уж о том, то искусство русского драматического театра всегда будет востребовано.
Кроме того, надо понимать, что мир велик. Два дня назад я встречался с китайскими коллегами. Они ждут изменений в своих регламентах по пандемии и, думаю, что в 2023-м, не говоря уже о 2024-м и 2025-м годах, мы будем иметь возможность работать на этом рынке. Он огромен.
Также масштабный рынок театральный, музыкальный – в Индии, других странах Азии и Латинской Америки. Для примера: совсем недавно в Таиланде состоялся большой концерт русской музыки, что в наших условиях – явление неординарное.

Я думаю, что когда закончится острая фаза спецоперации, для российской культуры возникнут новые предлагаемые обстоятельства. Когда это произойдет, сказать пока трудно, но поверьте мне, что русский театр не может быть в изоляции. Россия – огромная страна, и потребность в театральном искусстве – в высшей степени очевидна.
Я часто вспоминаю героиню одной английской пьесы, которая говорила: я современница, я иду в ногу сама с собой.

Русская культура самодостаточна, и это тоже важно понимать. Важно, когда существует определенная конкурентная среда… Но я думаю, что усилия и Министерства культуры РФ, и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества, который проводит сегодняшнее мероприятие вместе с «Балтийским домом», направлены на то, чтобы создать эту среду и на постсоветском пространстве, и за его пределами.
Мир велик, и он не исчерпывается только европейскими странами. Хотя, я думаю, что пройдет какое-то время и будут размораживаться отношения, они начнут размораживаться именно с культурных контактов. Я не думаю, что всё вернется: жизнь будет по-другому складываться, и разные векторы появятся в культурных связях.

Но как бы то ни было, для деятелей культуры сейчас неплохое время, когда мы можем сами посмотреть на себя, подумать, как развиваться. И в этом смысле такое событие, как встреча русских театров ближнего зарубежья, для нас очень важна: мы сможем поговорить о проблемах, которые волнуют всех.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • «Покраснел бы и Бергман»

    На 75-м Каннском кинофестивале показали фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», единственную российскую картину вошедшую в основной конкурс киносмотра. Вот что о ней пишут в западных СМИ.  Screen daily (Jonathan Romney): «В фильме «Жена Чайковского» семейная жизнь русской иконы изображена как мука, напряженная настолько, что покраснел бы и Бергман или, если уж на то пошло, Кен Рассел, который трактовал ту же историю в своем фильме «Любители музыки». ...
  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
Читайте также