Шекспир в черно-белых тонах

«Ромео и Джульетта» Григория Козлова в театре «Мастерская»

 
В петербургском театре «Мастерская» трагедию «Ромео и Джульетта» Григорий Козлов представляет не просто как всем известную историю о несчастной любви, но создает новый мир шекспировской Вероны, в которой настоящая любовь противостоит бессмысленной вражде и смерти.

Начинается спектакль с bella vita: шумные соседи развешивают белье на балконах, влюбленные крадут утренние минуты для свиданий, дети, солнце, музыка... И тут же умиротворение тихого итальянского города разбивается перепалкой двух кланов.

Дальнейший исход предопределён. Черно-белый мир двух конфликтующих семей не оставляет надежды на счастье. Он рождает множество образов: шахматная доска, по которой персонажи ходят согласно воле судьбы, ночное звездное небо, блеск мрамора в темноте фамильного склепа Капулетти… В мире противоположностей нелегко выявить первопричину кровопролития, начало бессмысленной войны, расплатиться за которую придется тем, кто больше всего желал любви и мира.

Спор слуг Монтекки и Капулетти изображается не иначе как животная схватка, где главенствуют инстинкты и жажда захвата территории, и много говорит о природе насилия. Отдельных похвал заслуживает постановка драк, в которых режиссер словно стравливает две дикие стаи. И лишь в одном эпизоде соперники выходят за границы «зверинца»: дуэль Ромео и Тибальда представляется как противостояние двух мужчин, имеющих твердые принципы, готовых мстить с трезвой головой, что, тем не менее, приводит к трагедии.

Несмотря ни на что заданное первоначально настроение не забывается. Все потенциально забавные детали шекспировского текста перерастают в комическое через сцендвижение – и зритель не может сдержать улыбки. Но это настроение игры и любовной забавы пропадает под натиском событий, ведущих к точке невозврата. Быстрой смене атмосферы способствует чувственная музыкальная «партитура». Увертюра Бетховена, «Танец Рыцарей» Прокофьева, мотивы Арво Пярта перемещают из средневековой Вероны в 21 век и обратно, а развязку спектакля зритель встречает под гимн полнокровного чувства – «Балладу о любви» Высоцкого.

Овладевающая героями страсть выходит за границы дозволенного. Она откровенная, яркая, притягательная, но в том ее опасность. «У бурных чувств неистовый конец», – и соперники, и любовники, теряя голову, теряют и осознанность своих действий. Но в то же время только страсть срывает маску лицемерия. Когда на бале-маскараде гости – лишь покорные пешки на шахматной доске хозяев, хватит мгновения, чтобы на танцполе они смешались в единую массу, пышущую огнем: «Что есть любовь? Безумье от угара, Игра огнём, ведущая к пожару…»

История любви Ромео и Джульетты в исполнении Юрия Насонова и Кристины Куцы наполнена особым очарованием. Они играют молодых людей, полных наивности. Именно она и толкает их к переживанию первого сильного чувства как единственного, как абсолюта. Сцена на балконе – это знакомство двух юных сердец, а сцена в склепе – прощание уже взрослых душ, не желающих продолжать свой путь в одиночестве. И их финальный диалог кажется не расставанием навек, но встречей, полной нежности, вознаграждением за пережитое страдание и невозможное будущее.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • В РАМТе расскажут о большой литературе на большой сцене

    3 декабря в РАМТе состоится большой разговор, завершающий серию лекций, мастер-классов и творческих встреч в рамках образовательной программы «Мастерской инсценирования». Тема встречи – «Большая литература на большой сцене: опыт современного театра для детей и подростков». ...
  • В Москве завершился Большой Детский фестиваль

    27 ноября в Москве завершился V Большой Детский фестиваль. За два месяца в театрах, библиотеках и кинотеатрах прошло более 130 мероприятий для детей и подростков. Лучшим драматическим спектаклем для детей в младшей возрастной категории признана постановка «Самые добрые в мире» Красноярского ТЮЗа, режиссер – Юлия Каландаришвили. ...
  • Музей Бахрушина готовит новогоднюю премьеру

    15 декабря Бахрушинский музей представит детский новогодний иммерсивный спектакль «Рождественский детектив. Карта сокровищ». Юные зрители отправятся в необычное путешествие сквозь века, а проводником для них станет карта сокровищ, составленная еще в 1909 году актрисой Марией Ермоловой для своего внука Коли и его друзей. ...
  • Опера «Андре Шенье» впервые прозвучит в Петербурге

    1 декабря впервые в Мариинском театре прозвучит опера Умберто Джордано «Андре Шенье». Концертное исполнение состоится под управлением Кристиана Кнаппа, пишет «Музыкальная жизнь». Либреттист Луиджи Иллика, мастер оперной драматургии и соавтор Пуччини, придумал захватывающую историю о гибели молодого поэта. ...
Читайте также

Самое читаемое

Читайте также