Шекспир в черно-белых тонах

«Ромео и Джульетта» Григория Козлова в театре «Мастерская»

 

В петербургском театре «Мастерская» трагедию «Ромео и Джульетта» Григорий Козлов представляет не просто как всем известную историю о несчастной любви, но создает новый мир шекспировской Вероны, в которой настоящая любовь противостоит бессмысленной вражде и смерти.

Начинается спектакль с bella vita: шумные соседи развешивают белье на балконах, влюбленные крадут утренние минуты для свиданий, дети, солнце, музыка... И тут же умиротворение тихого итальянского города разбивается перепалкой двух кланов.

Дальнейший исход предопределён. Черно-белый мир двух конфликтующих семей не оставляет надежды на счастье. Он рождает множество образов: шахматная доска, по которой персонажи ходят согласно воле судьбы, ночное звездное небо, блеск мрамора в темноте фамильного склепа Капулетти… В мире противоположностей нелегко выявить первопричину кровопролития, начало бессмысленной войны, расплатиться за которую придется тем, кто больше всего желал любви и мира.

Спор слуг Монтекки и Капулетти изображается не иначе как животная схватка, где главенствуют инстинкты и жажда захвата территории, и много говорит о природе насилия. Отдельных похвал заслуживает постановка драк, в которых режиссер словно стравливает две дикие стаи. И лишь в одном эпизоде соперники выходят за границы «зверинца»: дуэль Ромео и Тибальда представляется как противостояние двух мужчин, имеющих твердые принципы, готовых мстить с трезвой головой, что, тем не менее, приводит к трагедии.

Несмотря ни на что заданное первоначально настроение не забывается. Все потенциально забавные детали шекспировского текста перерастают в комическое через сцендвижение – и зритель не может сдержать улыбки. Но это настроение игры и любовной забавы пропадает под натиском событий, ведущих к точке невозврата. Быстрой смене атмосферы способствует чувственная музыкальная «партитура». Увертюра Бетховена, «Танец Рыцарей» Прокофьева, мотивы Арво Пярта перемещают из средневековой Вероны в 21 век и обратно, а развязку спектакля зритель встречает под гимн полнокровного чувства – «Балладу о любви» Высоцкого.

Овладевающая героями страсть выходит за границы дозволенного. Она откровенная, яркая, притягательная, но в том ее опасность. «У бурных чувств неистовый конец», – и соперники, и любовники, теряя голову, теряют и осознанность своих действий. Но в то же время только страсть срывает маску лицемерия. Когда на бале-маскараде гости – лишь покорные пешки на шахматной доске хозяев, хватит мгновения, чтобы на танцполе они смешались в единую массу, пышущую огнем: «Что есть любовь? Безумье от угара, Игра огнём, ведущая к пожару…»

История любви Ромео и Джульетты в исполнении Юрия Насонова и Кристины Куцы наполнена особым очарованием. Они играют молодых людей, полных наивности. Именно она и толкает их к переживанию первого сильного чувства как единственного, как абсолюта. Сцена на балконе – это знакомство двух юных сердец, а сцена в склепе – прощание уже взрослых душ, не желающих продолжать свой путь в одиночестве. И их финальный диалог кажется не расставанием навек, но встречей, полной нежности, вознаграждением за пережитое страдание и невозможное будущее.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • «Покраснел бы и Бергман»

    На 75-м Каннском кинофестивале показали фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», единственную российскую картину вошедшую в основной конкурс киносмотра. Вот что о ней пишут в западных СМИ.  Screen daily (Jonathan Romney): «В фильме «Жена Чайковского» семейная жизнь русской иконы изображена как мука, напряженная настолько, что покраснел бы и Бергман или, если уж на то пошло, Кен Рассел, который трактовал ту же историю в своем фильме «Любители музыки». ...
  • Римас Туминас о провокации пранкеров: «Это превратили в расправу надо мной»

    В социальных сетях и на некоторых интернет-ресурсах появились публикации разговора режиссера Римаса Туминаса с известными российскими пранкерами, которые свой розыгрыш превратили в провокацию. От имени министра культуры Украины они пригласили режиссера в Киев ставить спектакль «Мой друг Бандера», а беседу смонтировали в негативном для Туминаса ключе. ...
  • Кирилл Крок: «Теперь за театр отвечаем только мы с вами»

    Директор Вахтанговского театра обратился к своим коллегам по театру в связи со сложившейся ситуацией. Дорогие вахтанговцы! Мы в 101-м нашем театральном сезоне переживаем очень сложные, я бы сказал трагические времена. Я уверен, что вы всё читаете, видите и знаете. ...
  • Театр Вахтангова прекращает сотрудничать с Римасом Туминасом

    Сегодня, 6 мая, стало известно, что Театр Вахтангова прекращает сотрудничество с Римасом Туминасом. Об увольнении режиссера и художественного руководителя сообщается в соцсетях театра.  «Римас Туминас, возглавлявший Театр имени Евгения Вахтангова с 2007 года по 9 февраля 2022 года, с 1 марта по состоянию здоровья и в связи с необходимостью лечения находился в отпуске за свой счет в Литве. ...
Читайте также