Сверхчеловеческие потери и обретения

Как музеи становятся жертвами и победителями в военных конфликтах

 
Любой конфликт, где разрушаются города и гибнут люди, заставляет забыть о материальных и прочих богатствах. Искусство, увы, причисляют к этой категории. Все помнят поговорку: когда пушки говорят, музы замолкают. Музеи, галереи и другие «храмы прекрасного» сразу закрываются до лучших времен. Они же, закрытые и опустевшие, как правило, оказываются первыми жертвами артобстрелов.

Но вот удивительный парадокс: именно художественные ценности (их состояние) становятся главными героями и свидетелями поствоенного времени. Они отвечают за то, что жизнь продолжается.

Сотни раз нам рассказывали о подвиге ленинградских музейщиков: как рискуя жизнью они спасали экспонаты, закапывали картины, последними холстинами укрывали статуи. И уж совсем немыслимый случай: как умирали от голода и одновременно не давали погибнуть уникальной коллекции семян в Биологическом музее. Но все эти истории, подчеркну, появляются уже после конфликта. Когда рвутся снаряды, музеи и картины пропадают из поля зрения гражданских и военных начальников. Это самый страшный для них момент.

И в прошлом, и в нынешнем веке, увы, повторяется одна и та же ситуация. Приведу два-три примера из недавнего прошлого – они относятся к ХХI веку. Так, наиболее драматично сложилась судьба Национального музея в Грозном. Во время второй чеченской кампании (1998) его дирекция не успела вывезти экспонаты и просто заварила двери многоэтажного дома. Здание оказалось под яростным обстрелом и рухнуло, погребя сотни картин (среди них первостатейная русская классика типа портретов Тропинина) – множество холстов было украдено. Музейщики смогли прийти на место своей работы только через полтора года. В итоге двадцать лет – и по сей день – происходит поиск и восстановление живописных полотен (большинство археологических вещей исчезло безвозвратно). О дальнейшей судьбе Чеченского музея скажем коротко – она вполне счастливая.

Другой пример: две трети Национального музея Ирака, где хранились уникальные вавилонские, ассирийские, шумерские артефакты, пропали после 2003 года. Сейчас их пытаются выловить на черном рынке, но шансы равны нулю. Этот музей в Багдаде открыли только через полтора десятка лет – и это уже совсем другой музей. О судьбе сирийской Пальмиры – великом археологическом памятнике древности, чудом не взорванной подчистую, известно всему миру. Сегодня колонны и храмы этого эллинистического чуда восстанавливает весь мир, включая сотрудников Эрмитажа. Однако в СМИ мало говорится о богатейшем Национальном музее Дамаска. Хотя он избежал разграбления, рынок наводнили экспонаты из его хранилищ. И вновь требуется десятилетие, чтобы его «перезапустить».

Итак, все перечисленные музеи были закрыты в течение десятилетия от начала конфликтов. Как минимум, треть вещей исчезла. Что происходило в военное время с их сокровищами – тайна, покрытая мраком. Но как только затихли пушки, все эти музеи стали символами возрождения. Для них отстраиваются новые здания, завозится новейшее оборудование, издаются каталоги, государство вливает в них огромные средства. Собственно, то же самое происходило после Второй мировой с музеями в окрестностях Ленинграда – они по камешку поднимались из руин.

Не пытаюсь быть пророком, но интуиция мне подсказывает, что в скором времени мы немало новостей услышим (если уже они не разносятся) о Мариупольском художественном музее имени А.И. Куинджи. В нем более двух тысяч первоклассных картин украинских и русских мастеров XIX века, включая работы их главного героя – Архипа Куинджи. Точно так же нам предстоит узнать о какой-то реинкарнации Харьковского художественного музея. Хочется верить, что особняк пивоваренного короля Игнатищева (построен в 1912 году) переживет худшие времена, и находящиеся там полотна Брюллова, Айвазовского, Шишкина, Сурикова и Репина (11 экспонатов), а также других классиков холста-масла не разлетятся по всему миру. В самом начале февраля в Харькове открылась роскошная выставка натюрмортов (включая европейские) от XVII до XIX столетия. Ради столь богатой экспозиции можно было специально приехать в этот город – однако наплыва арт-туристов не случилось. Главное теперь, чтобы ничего не случилось с картинами.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Фестиваль в Красноярске представит «Войну и мир» Туминаса

    В Красноярске открылся фестиваль «Театральный синдром», в этом году жители и гости города традиционно увидят знаковые постановки известных театров России. Главным спектаклем фестиваля станет «Война и мир» Римаса Туминаса. ...
  • На конкурсе «Опералия» в Латвии выступит один вокалист из РФ

    В этом году в международном вокальном конкурсе Пласидо Доминго «Опералия», который пройдет в Латвии, от России будет участвовать только один певец – баритон Василий Соколов, солист Большого театра. «Опералия-2022» состоится на сцене Латвийской национальной оперы с 24 по 30 октября. ...
  • Мастерская Брусникина расскажет о планах

    28 и 29 июня Мастерская Брусникина в коллаборации с пространством «Поле» расскажет о планах на новый сезон и представит девять эскизов спектаклей. Программа «Brus Lab в Поле» будет разнообразной: мокьюментари, сторителлинги, фантастические и постапокалиптические действа, концерты, трагикомедии и мистерии. ...
  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Умер ведущий телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак

    Художник и телеведущий Алексей Бегак скончался 29 мая в возрасте 62 лет, сообщили коллеги ведущего. «С прискорбием сообщаем, что сегодня на 63-м году жизни скончался художник, ведущий программ телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак», – цитирует РИА заявление «Смотрим». ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Гоголь-центру угрожает закрытие

    Гоголь-центр могут закрыть. Контракты художественного руководителя Алексея Аграновича и директора Алексея Кабешева со столичным Департаментом культуры – под вопросом. Об этом сообщает RTVI, ссылаясь на источник, близкий к ведомству. ...
  • Гергиев прокомментировал отмену сотрудничества с зарубежными театрами

    Валерий Гергиев рассказал, что прекращение сотрудничества с зарубежными театрами позволило ему лучше сконцентрироваться на Мариинском театре, художественным руководителем которого он является, и больше внимания уделить работе с молодыми артистами труппы. ...
Читайте также