«Люблю тебя, родина кроткая»

Премьера «Душа моя Павел» в РАМТе

 
Способна ли любовь к Родине выстоять, столкнувшись с суровой реальностью? Что такое свобода, и нужна ли она людям? Эти вопросы поднимаются в спектакле Алексея Бородина «Душа моя Павел» – первом сценическом прочтении одноименного романа.

Восемнадцатилетний Паша Непомилуев (Даниил Шперлинг) из секретного советского города Пятисотый приезжает в Москву поступать в МГУ на элитный филологический факультет. Герой с треском проваливается на вступительных экзаменах, но декан с говорящей фамилией Мягонькая (Лариса Гребенщикова) все же зачисляет его, заметив в нем упорство, искреннее желание учиться и безусловную любовь к литературе. Пашу вместе с однокурсниками отправляют «на картошку», и тут ему приходится столкнуться с антисоветскими взглядами других студентов филфака.

Действие происходит в 80-е, и спектакль точно воссоздает дух того времени: реквизит, одежда и даже винтажный мотоцикл с коляской, на котором персонажи разъезжают по сцене. Важно отметить музыку, которую исполняет небольшой живой оркестр и сами герои. Песни Высоцкого, «Отель Калифорния», «Птица счастья завтрашнего дня» — все это переносит зрителя на сорок лет назад.

Однако спектакль интересен не только старшему поколению, ностальгирующему по своей студенческой жизни. Ведь эта история о гражданской свободе и судьбе страны актуальна для всех времен: от восстания декабристов до современности. Молодые зрители могут узнать в персонажах себя, таких же мечтательных и наивных, таких же смелых и свободолюбивых. Протестность и юношеский максимализм — черты, объединяющие молодежь всех времен.

Эти черты присущи и героям, однако каждый характер здесь уникален. Даниил Шперлинг точно изображает наивного «советского человека» Пашу Непомилуева, который любовно носит с собой в тубусе карту своей страны. Актриса Яна Палецкая — дерзкая и красивая Алена, мечтающая путешествовать, увидеть Париж, уехать из страны, где чувствует себя взаперти. У каждого «диссидента» своя личная история: здесь и выходец из простой рабочей семьи, поступивший с четвертого раза, и потомственная дворянка. У всех героев своя мотивация иметь ту или иную точку зрения. Вопрос «кто же прав?» преследует от начала до конца спектакля, но так и остается без ответа.

Зритель вместе с героями переживает эмоциональные потрясения, которые выражаются не только в яркой актерской игре, но и в хореографических номерах, а также в фоновых звуках. Актеры воспроизводят их прямо на сцене с помощью различных предметов. Звуки грома во время споров об авторстве «Слова о полку Игореве» точно передают состояние эмоционального накала героев.

Восьмидесятые — переломный момент в истории страны. Этот же переломный момент происходит и в жизни Паши. Суровая реальность отличается от иллюзорного мира, в котором жил герой. Лагеря ГУЛАГа, Афганистан, пустые полки магазинов, запрещенные книги… Однокурсники открывают Паше совсем другую сторону Советского Союза. Сможет ли герой найти общий язык с ребятами, чьи взгляды так сильно отличаются от его собственных? Сохранит ли теперь Паша, слепо обожавший свою родину, любовь к стране с имперскими размерами и большой, сложной историей? Финал не дает четкого ответа, но ясно одно: Паша навсегда прощается со своими иллюзиями.

Проект «Журфак Театрала» организован нашей редакцией совместно с факультетом журналистики МГУ и проводится уже четвертый год. В его рамках студенты спецсеминара «Теория и практика театральной журналистики», которым руководит кандидат филологических наук, доцент Тамара Якова, посещают театральные постановки, встречаются с актерами, режиссерами и драматургами, обсуждают спектакли и проблемы театральной жизни, а результатом этих встреч становятся публикации в журнале и на сайте «Театрала».


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Фестиваль в Красноярске представит «Войну и мир» Туминаса

    В Красноярске открылся фестиваль «Театральный синдром», в этом году жители и гости города традиционно увидят знаковые постановки известных театров России. Главным спектаклем фестиваля станет «Война и мир» Римаса Туминаса. ...
  • На конкурсе «Опералия» в Латвии выступит один вокалист из РФ

    В этом году в международном вокальном конкурсе Пласидо Доминго «Опералия», который пройдет в Латвии, от России будет участвовать только один певец – баритон Василий Соколов, солист Большого театра. «Опералия-2022» состоится на сцене Латвийской национальной оперы с 24 по 30 октября. ...
  • Мастерская Брусникина расскажет о планах

    28 и 29 июня Мастерская Брусникина в коллаборации с пространством «Поле» расскажет о планах на новый сезон и представит девять эскизов спектаклей. Программа «Brus Lab в Поле» будет разнообразной: мокьюментари, сторителлинги, фантастические и постапокалиптические действа, концерты, трагикомедии и мистерии. ...
  • «Гоголь-Центр» обратился к своим зрителям

    В понедельник, 27 июня в телеграмм-канале «Гоголь-Центра» появилось обращение к зрителям. Публикуем его полностью. Дорогие зрители! В последнее время нам часто поступают вопросы про закрытие театра. Мы не можем опровергнуть эти слухи, так как до сих пор у нас нет информации о продлении контрактов Художественного руководителя Алексея Аграновича и Директора Алексея Кабешева, которые заканчиваются 4 июля. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Умер ведущий телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак

    Художник и телеведущий Алексей Бегак скончался 29 мая в возрасте 62 лет, сообщили коллеги ведущего. «С прискорбием сообщаем, что сегодня на 63-м году жизни скончался художник, ведущий программ телеканала «Россия-Культура» Алексей Бегак», – цитирует РИА заявление «Смотрим». ...
  • Юбилей «Ленкома» на Красной площади

    3 июня, в день официального открытия 8-го книжного фестиваля «Красная площадь», на главной площади страны  Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова»  показал москвичам и гостям столицы театрализованный концерт «Без пяти сто», посвященный 95-летию театра. ...
  • Гоголь-центру угрожает закрытие

    Гоголь-центр могут закрыть. Контракты художественного руководителя Алексея Аграновича и директора Алексея Кабешева со столичным Департаментом культуры – под вопросом. Об этом сообщает RTVI, ссылаясь на источник, близкий к ведомству. ...
  • Гергиев прокомментировал отмену сотрудничества с зарубежными театрами

    Валерий Гергиев рассказал, что прекращение сотрудничества с зарубежными театрами позволило ему лучше сконцентрироваться на Мариинском театре, художественным руководителем которого он является, и больше внимания уделить работе с молодыми артистами труппы. ...
Читайте также