На 75-м Каннском кинофестивале показали фильм Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского», единственную российскую картину вошедшую в основной конкурс киносмотра. Вот что о ней пишут в западных СМИ.
Screen daily (Jonathan Romney):
«В фильме «Жена Чайковского» семейная жизнь русской иконы изображена как мука, напряженная настолько, что покраснел бы и Бергман или, если уж на то пошло, Кен Рассел, который трактовал ту же историю в своем фильме «Любители музыки». Как следует из названия, сценарист-режиссер Кирилл Серебренников сосредоточил внимание на опыте Антонины Милюковой, которая имела несчастье выйти замуж за композитора Чайковского. Завораживающе напряженная главная роль Алены Михайловой является козырем этой обширной, роскошно смонтированной ревизионистской драмы, изображающей затянувшуюся мученическую смерть Антонины от рук патриархата царской эпохи. Но, несмотря на некоторые ошеломительно стилизованные моменты, в целом создается впечатление свинцово-задумчивого памятника. Учитывая нынешнюю картину мира, русский фильм должен быть очень особенным и довольно внятным, чтобы произвести какой-то эффект на международном рынке, но "Жена Чайковского", похоже, не является кандидатом на эту роль».
Guardian (Manohla Dargis):
«Поначалу непонятно, что именно рассказывает Серебренников в «Жене Чайковского». История изначально сосредоточена на Антонине (прекрасная Алена Михайлова), наивной и глубоко религиозной молодой женщине, которая, кажется, влюбляется в Петра (Один Байрон) в ту же минуту, как видит его. По крайней мере, на этом она настаивает, хотя глубина — и искренность — ее чувств остается неопределенной. Иногда кажется, что Антонина лелеет любовь школьницы; в другие моменты кажется, что она не в своем уме. Это создает ощущение нестабильности».
Variety (Owen Greiberman):
«Была одна запоминающаяся широкоэкранная драма о Чайковском: «Любители музыки» (1971), которая, возможно, является лучшим фильмом Кена Рассела — фиолетовая по своей страсти, но достаточно традиционная, чтобы не утонуть в его склонности к чрезмерным излишествам. Рассел продемонстрировал музыку композитора, в частности его Концерт для фортепиано с оркестром № 1, как бурное, мучительное выражение его сексуальности <...> Это фильм не для всех, но что делать с «Женой Чайковского», фильмом длительностью 2 часа 23 минуты, в котором практически нет моментов, когда мы слышим музыку Чайковского, есть ли в этом смысл? Серебренникову интересна музыка Чайковского? Извините, но это слишком прямолинейная вещь, чтобы жаловаться.
В гостиной Николая, цветущего веселого соратника Чайковского, который окружает себя молодыми людьми и картинами с обнаженными мужчинами, разворачивается сцена, по которой мы начинаем понимать, кем композитор может быть внутренне. Чтобы изобразить это в фильме, снятом в современной России, нужна смелость».
Screen daily (Jonathan Romney):
«В фильме «Жена Чайковского» семейная жизнь русской иконы изображена как мука, напряженная настолько, что покраснел бы и Бергман или, если уж на то пошло, Кен Рассел, который трактовал ту же историю в своем фильме «Любители музыки». Как следует из названия, сценарист-режиссер Кирилл Серебренников сосредоточил внимание на опыте Антонины Милюковой, которая имела несчастье выйти замуж за композитора Чайковского. Завораживающе напряженная главная роль Алены Михайловой является козырем этой обширной, роскошно смонтированной ревизионистской драмы, изображающей затянувшуюся мученическую смерть Антонины от рук патриархата царской эпохи. Но, несмотря на некоторые ошеломительно стилизованные моменты, в целом создается впечатление свинцово-задумчивого памятника. Учитывая нынешнюю картину мира, русский фильм должен быть очень особенным и довольно внятным, чтобы произвести какой-то эффект на международном рынке, но "Жена Чайковского", похоже, не является кандидатом на эту роль».
Guardian (Manohla Dargis):
«Поначалу непонятно, что именно рассказывает Серебренников в «Жене Чайковского». История изначально сосредоточена на Антонине (прекрасная Алена Михайлова), наивной и глубоко религиозной молодой женщине, которая, кажется, влюбляется в Петра (Один Байрон) в ту же минуту, как видит его. По крайней мере, на этом она настаивает, хотя глубина — и искренность — ее чувств остается неопределенной. Иногда кажется, что Антонина лелеет любовь школьницы; в другие моменты кажется, что она не в своем уме. Это создает ощущение нестабильности».
Variety (Owen Greiberman):
«Была одна запоминающаяся широкоэкранная драма о Чайковском: «Любители музыки» (1971), которая, возможно, является лучшим фильмом Кена Рассела — фиолетовая по своей страсти, но достаточно традиционная, чтобы не утонуть в его склонности к чрезмерным излишествам. Рассел продемонстрировал музыку композитора, в частности его Концерт для фортепиано с оркестром № 1, как бурное, мучительное выражение его сексуальности <...> Это фильм не для всех, но что делать с «Женой Чайковского», фильмом длительностью 2 часа 23 минуты, в котором практически нет моментов, когда мы слышим музыку Чайковского, есть ли в этом смысл? Серебренникову интересна музыка Чайковского? Извините, но это слишком прямолинейная вещь, чтобы жаловаться.
В гостиной Николая, цветущего веселого соратника Чайковского, который окружает себя молодыми людьми и картинами с обнаженными мужчинами, разворачивается сцена, по которой мы начинаем понимать, кем композитор может быть внутренне. Чтобы изобразить это в фильме, снятом в современной России, нужна смелость».