Фарс невозможно провернуть назад

В Театре им. Ленсовета Иван Поповски поставил комедию Шекспира

 
Театр им. Ленсовета пригласил на постановку знаменитого ученика Петра Фоменко Ивана Поповски. У македонского режиссера опыт немалый: около тридцати спектаклей от Москвы до Парижа. В Петербурге он – дебютант.

Иван Поповски прошел хорошую школу, он чувствует слово, мелодию, пространство. Уже «встречался» с комедиями Шекспира: ставил «Сон в летнюю ночь» в 2015 году. Еще одна шекспировская «ночь» – хороший выбор. Пьеса музыкальна и дерзка, независимо от переводов (режиссер смонтировал пять версий: от Михаила Лозинского до Давида Самойлова). Несмотря на почти водевильный сюжет, комедия философична. Тема ее – борьба видимости и реальности.

Никто не знает, как выглядела фантастическая Иллирия «Двенадцатой ночи», хотя Николай Акимов в Театре комедии (1964) придавал ей черты солнечных средиземноморских городков. Ян Фрид снимал «Двенадцатую ночь» в Ливадии, Алупке и Царском селе. В спектакле Театра им. Ленсовета все аскетично и лишь указано намеком. Ни дворцов, ни пейзажей. Художник Эмиль Капелюш обозначает море ассиметричным занавесом-парусом, солнце – светом, скалы, стены – серым полукружием. А на передний план выдвинуто театральное закулисье. Еще до начала спектакля мы с любопытством рассматриваем на авансцене экзотичные аппараты для имитации шума волн, шуршания морской гальки, бури.

Буря переходит в песенку про музыкантов и любовь. В прологе ее поет Капитан – вскоре он превратится в шута Фесте (Александр Сулимов). Впрочем, поют и танцуют все персонажи, как это было и в легендарном «Укрощении строптивой» Игоря Владимирова (с Алисой Фрейндлих). Иван Поповски пригласил современного композитора Алексея Иващенко, который стилизовал музыку под старинную, ее исполняет ансамбль оркестрантов во главе с Андреем Суротдиновым Ильдаром Казахановым. Звучит в спектакле и Шуберт, и «Влюбленный солдат» Энрико Каннио, и романс Неморино из «Любовного напитка». Правда, Доницетти введен, скорее, чтобы посмеяться над позером Орсино.

Костюмы Яны Глушанок по-театральному условны и разнообразны. Загорающий на красной подстилке «дачник» Мальволио в черных коротких штанишках явно не из сценической эпохи Возрождения. Всё несколько пародийно. Скажем, якорь на лысине хрипатого морского волка Антонио (Всеволод Цурило) снижает его брутальность. Героическая лысина оттеняется «кудрями, черными до плеч» у молодых влюбленных и даже у Эгьюйчика.

Происходящее комически преувеличено. Если Галина Тюнина в «Мастерской Фоменко» закрывала прекрасное лицо длинными волосами, то ленсоветовская Оливия – Лидия Шевченко выходит через зрительный зал с черной прозрачной фатой метров на пять. Под гротескно длинной вуалью скрываются пять прислужниц. Некоторые с бородой. Если Эгьюйчик у фоменок (Юрий Степанов), изображая «прославленные» прыжки сэра Эндрю, только приподнимал ногу, то на Владимирском проспекте Виталий Куликов, пластически очень одаренный, демонстрирует почти балетные па.

Измученная кораблекрушением Виола (Владислава Пащенко) постоянно «опадает» в обмороке на руки заботливых матросов. Впрочем, это цитата из постановки Евгения Каменьковича – не случайно Поповски посвятил свою премьеру «основоположникам театра «Мастерская Петра Фоменко». Одна из них, Галина Тюнина, работала с молодыми актрисами Театра Ленсовета по технике речи и передала кое-что из своих приемов.

Разумеется, сходство между московским и петербургским спектаклями ощутимо лишь в деталях. Они очень разные. Пожалуй, Оливия – бурная и в то же время трогательная Лидия Шевченко (каким тоненьким голоском она поет свои песенки!) и есть главная изюминка нового спектакля.

Страсть Оливии к Цезарио загорается мгновенно, и вскоре красавица не может ее сдержать, валит на пол, исступленно целует мнимого юношу. Девушка (Цезарио-Виола) несколько «фраппирована», хотя эротизм разлит в воздухе и в сценах Виолы с Орсино (Александр Крымов). Интуитивно они уже нашли друг друга. Любовные безумства не знают границ. Оливия защищает своего женственного избранника со шпагой в руках. Виола, убедившись в ее противоестественной влюбленности, падает как подкошенная. Дуэты властителей (герцога Орсино, графини Оливии) с Виолой-Цезарио – самые яркие лирические эпизоды спектакля. Молодые отважны и стремительны. Орсино с опасностью для жизни вздымается на вершину спинки герцогского кресла, а Себастьян (Дмитрий Хасанов) повисает вниз головой в сцене ареста.

Если определять стиль постановки Поповски, то его можно охарактеризовать как иронический неоромантизм. И все же публика, знакомая с комедией Шекспира хотя бы по фильмам, с нетерпением ждет фарсовых сцен с Мальволио, Эгьюйчиком, сэром Тоби. Пьяницу, гуляку сэра Тоби Бэлча в Театре им. Ленсовета играет Евгений Филатов, хорошо известный по «полицейским» телесериалам. Филатов более подвижен и «алкоголичен», чем его предшественники, но нельзя не понять Марию, стремящуюся выйти за него замуж.

Светлана Письмиченко – актриса вне амплуа. Может всё. Не случайно она сыграла главную роль в «Добром человеке из Сезуана». Ее Мария умна, насмешлива, кокетлива и умеет быть очень жесткой по отношению к нахалу Эгьюйчику. Из всех комических фигур спектакля Мария получилась наиболее современной и реалистичной.

Роль Мальволио играет Сергей Мигицко. Вопреки театральному стереотипу он не изображает надутого индюка. В течение всего действия Мигицко меняет обличья. В первой сцене – пасторская строгость и ханжество (четки, очечки, черная феска). Мигицко поначалу приглушает свою природную комедийность.

Самое необычное режиссерское решение шут Фесте – Александр Сулимов. Шут появляется в прологе и эпилоге, как бы задает смысловой и музыкальный тон спектаклю. Сулимову обычно удаются флегматичные, странные (не без сумасшедшинки) персонажи, растягивающие гласные. В качестве вокалиста он до сих пор не был известен. На Сулимова Поповски возложил неблагодарную задачу напомнить зрителю: не так уж у нас все весело и приятно. В финале актер, исполнив печальную песенку про вечный ливень, сворачивается клубочком перед занавесом и, похоже, умирает, а на смену ему приходит молодой «дух шута Фесте» (Иван Шевченко). Он обеспечивает преемственность «шутовских поколений» и заодно пророчествует.

Тем не менее комедия есть комедия, и спектакль (как и первый акт) вершится зажигательной ирландской джигой. В танце участвуют все герои, включая и «оппозиционера» Мальволио. Банальная истина: спектакль играют актеры и публика. В постановке Поповски эта мысль воплощается буквально. Все выходы исполнителей происходят через зал. Под конец притомленные актеры укладываются на сценическом круге, подложив под голову подушки, но через минуту вскакивают и начинают бросаться ими друг в друга. Потом в зрителей. Последнее время в театре полюбили метать в зал воздушные шарики. Подушки весомее, ощутимее. Впрочем, покалеченных не было, и зрители совсем развеселились.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Вечер Светланы Крючковой пройдет в Зеленом театре

    20 августа на сцене Зеленого театра ВДНХ пройдет музыкально-поэтический вечер Светланы Крючковой, посвященный сценаристу и поэту Геннадию Шпаликову, известного по фильмам «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Я шагаю по Москве». ...
  • Фестиваль искусств «Стрелка» пройдет в Нижнем Новгороде

    С 26 по 28 августа в Нижнем Новгороде пройдет Международный фестиваль искусств «Стрелка». Все три фестивальных события состоятся в исторических пакгаузах – ажурных металлических конструкциях, установленных на стрелке, месте слияния Оки и Волги. ...
  • Мюзикл «Три товарища» Театра-Театра покажут в Москве

    Пермский Театр-Театр привезет в Москву мюзикл «Три товарища» по мотивам одноименного романа Ремарка. Постановку Бориса Мильграма покажут 29 и 30 августа на сцене Театре им. Вахтангова. Германия конца 20-х годов. Безработица, всеобщая нестабильность и зарождающиеся нацистские настроения. ...
  • Теодор Курентзис работает над созданием musicAeterna Dance

    Коллектив musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса набирает свою хореографическую труппу – musicAeterna Dance. Open call для профессиональных танцоров, перформеров, исполнителей проходит до 27 августа включительно.   Труппа со своим уникальным вектором развития будет базироваться в Доме Радио в Петербурге, работать с приглашенными хореографами, российскими и зарубежными, и регулярно участвовать в музыкальных и перформативных постановках musicAeterna. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
  • Александр Калягин: «За что увольняют успешно работающего руководителя?»

    Александр Калягин обратился к губернатору Хабаровского края Михаилу Дегтярёву с просьбой вмешаться в ситуацию с увольнением директора Хабаровского ТЮЗа. Ранее сотрудники театра выступили против решения местного Минкульта и потребовали вернуть Анну Якунину. ...
Читайте также