Итоги сезона: курс на историческую рефлексию

 
По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. События, 2. Разочарования, 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Марине Шимадиной. 

Тенденции

Начать стоит с тенденций. Понятно, что с конца февраля все творческие люди находятся в штопоре и пытаются доказать (прежде всего самим себе) право заниматься профессией. Конечно, театр не мог среагировать на случившееся моментально, все же создание и производство спектаклей – процесс долгий, да и на осмысление катастрофы нужно время. Но возникает впечатление, что художники знали или чувствовали что-то заранее. Премьеры, выходившие в этом и предыдущем сезоне, вели очень серьезный разговор о человеке и истории, человеке и обществе, человеке и насилии… Некоторые из них оказались настолько пугающе созвучны сегодняшнему дню, – например, «Юдифь» Бориса Павловича или «Донецк» Анатолия Праудина, – что их показы на «Золотой Маске» были отменены.

Да и этот сезон, если оглянуться назад, с самого начала взял курс на историческую рефлексию. Он начался с антифашистской и антисталинской постановки Дмитрия Крымова «Двое» о Чаплине и Михоэлсе, а закончился лихим «Кабаре» Евгения Писарева в Театре Наций, где речь идет опять же о прорастании нацизма в Германии в 30-е годы. А между ними было множество более или менее громких, но актуальных сегодня спектаклей – эпическая «Война и мир» Римаса Туминаса в Вахтанговском, «Р» Юрия Бутусова в «Сатириконе», «Костик» Дмитрия Крымова в Театре им. Пушкина, «Волна» Галины Зальцман в РАМТе, «Пятая печать» Лизы Бондарь в МТЮЗе, «Как растут ананасы» Георгия Суркова в «Современнике» и т.д., которые безжалостно препарировали действительность и сообщали о ней и о нас какие-то сущностные вещи, которые важно было услышать именно сегодня. Потому что, действительно, театр сейчас остался последним живым местом для свободного высказывания, для совместного – соборного – переживания и рефлексии, для возможности говорить и думать о том, что по-настоящему волнует.

Другая печальная тенденция, которая отчасти является продолжением первой – это настоящий погром театра после начала «спецоперации». Ведущие российские режиссеры, актеры, драматурги – Дмитрий Крымов, Кирилл Серебренников, Римас Туминас, Миндаугас Карбаускис, Чулпан Хаматова, Михаил Дурненков и многие другие уехали из страны, Театр имени Вахтангова и Театр Романа Виктюка, новосибирский «Красный факел» и Бестужевский театр в Улан-Удэ остались без художественных руководителей, а ЦИМ вообще был реорганизован и присоединен к ШДИ. И от этой внутренней «культуры отмены» современный российский театр пострадал гораздо сильнее, чем от временных отмен Чайковского или Пушкина на Западе.

Удачи сезона

Для меня несомненной удачей и сильнейшим попаданием в нерв времени стал «Костик» Дмитрия Крымова – жесткий, грубый, но вместе с тем невероятно красивый и печальный спектакль о нашей родине, о неискоренимой нашей травме и нелюбви, о битве за власть, деньги и успех, которые выжигают в людях все живое, человеческое. И если ты не продался (или оказался не нужным на этом «рынке талантов»), то можешь только лежать лицом в лужу, которая в спектакле заменяет колдовское озеро, или сесть на серого волка из сказки и уехать куда глаза глядят, как это делает в финале Нина Заречная. Сильнейшие актерские работы Виктории Исаковой, Александра Матросова и Марии Смольниковой, как и сам спектакль, достойны «Золотой Маски».

Второе несомненное событие сезона – «Р» Бутусова в «Сатириконе», где гоголевский «Ревизор» был практически переписан Михаилом Дурненковым. Однако, непривычная для спектаклей Бутусова публицистичность текстов, похожих на посты в фейсбуке, искупается фирменной режиссерской метафорикой и пронзительными монологами главных героев – Хлестакова (Тимофея Трибунцева), Городничего (Константина Райкина), слуги Осипа (Артем Осипов) и других, которые оказываются и жертвами, и палачами одновременно, повязанными круговой порукой вины и насилия.

Ну и конечно, нельзя не сказать о «Войне и мире» Туминаса. Я не принадлежу к горячим поклонникам спектакля, но это гигантское историческое полотно, поставленное с изящным, стройным минимализмом, и толстовские рассуждения о войне, о человеке и его месте в истории сегодня выглядят как манифест гуманизма и как личное завещание Римаса Туминаса, покинувшего Театр Вахтангова под давлением чудовищной травли. И этот позорный для русской культуры сюжет как нельзя лучше иллюстрирует положение художника в сегодняшнем обществе. 

Неудача сезона

Огорчила постановка, которую больше всего ждали – «Мастер и Маргарита» в Театре Наций. Как же, знаменитый Робер Лепаж ставит культовый роман Булгакова! Но кажется, опять сработало проклятие этого заколдованного текста. Канадский режиссер, который привык свободно творить собственные миры, подошел к Булгакову с каким-то ученическим пиететом и прилежно проиллюстрировал главы романа, заменив магию наивными фокусами и высокими технологиями. Получилось дорогое и впечатляющее шоу, которое, увы, не может похвастаться ни глубокими актерскими работами, ни свежей концепцией хрестоматийного текста. И это тем обиднее, что постановка Лепажа стала последней работой иностранного режиссера в Театре Наций – видимо, уже надолго.                         


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Антон Яковлев: «Не надо сохранять театр, который был до тебя. Нужно создавать свой!»

    Окончание театрального сезона ознаменовано каскадом громких «кадровых премьер» в столичных учреждениях.  Политика слияния театральных коллективов, не оправдавшая себя, сменилась неожиданными кадровыми перестановками. ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
Читайте также