Семь фильмов Владимира Мотыля

 
26 июня исполнилось 95 лет со дня рождения кинорежиссера Владимира Мотыля. «Театрал» подготовил подборку его картин.

«Очень важно ответить себе на этот вопрос: «Что конкретно разумного, доброго, вечного в том, что ты задумал?» Мне кажется, творческая личность в кинематографе должна стремиться создать фильм, который был бы нужен людям и сегодня, и оставался бы нужным в течение многих лет», – был уверен Владимир Мотыль. С его словами нельзя не согласиться. Его картины необходимы нам и сегодня, спустя много лет после их создания.

1. Женя, Женечка и Катюша (1967)
Эту картину режиссер называл «очень субъективным взглядом на войну». Сценарий был написан в соавторстве с Булатом Окуджавой, который критично относился к тому, что войну в кино часто показывают слишком помпезно. Оба решили сочинить трагикомедию, но этот формат показался чиновникам вредным. В прокат фильм пошел, но «третьим экраном» – по клубам и провинциальным кинотеатрам. Успех у зрителей и поддержка армейского начальства картину спасли. Однако Мотыль получил негласный запрет на профессию. После премьеры он пять раз обращался с запросом на съемку новых кинолент и получал отказ.
 
2. Белое солнце пустыни (1970)
Картина «Белое солнце пустыни» появилась благодаря Григорию Чухраю, возглавлявшему Экспериментальное творческое объединение киностудии «Мосфильм». «Он мог брать любого режиссера, любой сценарий и только сдавать Госкино готовые фильмы. Чухрай мне сказал: «Тебя после «Женя, Женечка и «Катюша» уже никогда не подпустят к съемкам. А мы тебе даем сценарий «Пустыня». Снимай!» – вспоминал Мотыль. Однако режиссер не сразу согласился, поскольку не понимал суть материала. Пока не представил образ Катерины Матвеевны, к которой через пустыню стремится Сухов. Стало ясно, что это его герой – самоотверженный человек, готовый остаться и помочь людям, хотя сам так нестерпимо хочет домой.
 
3. Звезда пленительного счастья (1975)
Владимир Яковлевич говорил, что идея и сюжет исторической драмы «Звезда пленительного счастья», посвященной декабристам и их женам, была навеяна судьбой матери. Берта Антоновна, выпускница Петроградского педагогического института, отправилась на Соловки вслед за заключенным супругом, но ее не допустили к нему. «И эта сцена, когда Полина бежит за Иваном и кричит, а он не слышит ее крика – это почти цитата из того, что происходило с моими родителями», – вспоминал режиссер.
 
4. Лес (1980)
Фильм снят по мотивам пьесы Островского, но это не спасло его от цензуры. Наоборот, Мотыль признавался – его обвиняли в клевете на русскую культуру и народ, видели намек на то, что в советском обществе остались те же пороки, что при царском режиме. В прокат фильм вышел только в 1988 году. Режиссер назвал ситуацию с «Лесом» своим «вторым изгнанием из кинематографа».
 
5. Расстанемся – пока хорошие (1991)
В основе сценария – новелла «Дудка старого Хасана» из романа Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». Рассказ о противостоянии горца Баграта и местной княгини. Фильм не пустили в отечественный прокат, несмотря на ходатайство Фазиля Искандера. Позже показ картины с успехом прошел в Центре исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне.
 
6. Несут меня кони (1996)

Кинолента снята по мотивам повести Чехова «Дуэль» и других его произведений, действие которых режиссер перенес в современность. Фильм вызвал споры среди критиков и зрителей, но Мотыль считал это нормальным. «Весь цивилизованный мир уже десятилетия обращается к Шекспиру, Гете, Шиллеру, перенося персонажи и сюжеты на современную почву. Почему? Потому что классика дает те вневременные образы, которые возвышают в человеке человеческое и сегодня», – считал он.
 
7. Багровый цвет снегопада (2008)
Кинороман охватывает жизнь нашей страны и судьбы людей с 1916 по 1926 год. Сценарий написан на основе рассказов матери режиссера и его близких родственников. Работа над картиной шла почти пять лет. Это последний фильм Владимира Мотыля.


ТегиКино

Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «В культуре нельзя ничего ломать»

    Директор Театра Вахтангова прокомментировал решение региональных властей обезглавить Хабаровский ТЮЗ, уволив успешного директора Анну Якунину, которая вывела театр на первые позиции.   У меня всё не выходит из головы ситуация в Хабаровском крае, где по решению местного министра культуры была уволена с должности прекрасный, опытный директор Хабаровского ТЮЗа Анна Анатольевна Якунина и директор Хабаровской Краевой филармонии Емельянов А. ...
  • Анатолий Белый ушел из МХТ и покинул Россию

    «Да, я уехал, – написал в своих соцсетях артист. – Да, ушёл из театра и вообще отовсюду. Руководствуясь понятием профессиональной чести, дослужил, доиграл, скрипя зубами и стиснув зубы, свой 20-й сезон в родном МХТ, чтобы не подставлять театр, и вырвал его из себя с кровью». ...
  • Антон Яковлев: «Не надо сохранять театр, который был до тебя. Нужно создавать свой!»

    Окончание театрального сезона ознаменовано каскадом громких «кадровых премьер» в столичных учреждениях.  Политика слияния театральных коллективов, не оправдавшая себя, сменилась неожиданными кадровыми перестановками. ...
  • Спектакль Серебренникова «Черный монах» доступен в записи

    Спектакль Кирилла Серебренникова «Черный монах» по одноименной повести Чехова до 8 августа доступен в записи на сайте французского канала Arte, который вел прямую трансляцию спектакля. Посмотреть постановку гамбургского театра Thalia можно бесплатно. ...
Читайте также