13 июля исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося режиссера, создателя уникального театра – Петра Фоменко. В день юбилея Мастера «Театрал» публикует фрагменты воспоминаний учеников и коллег Петра Наумовича, которыми они делились на творческой встрече со зрителями.
Евгений Каменькович, худрук театра Мастерской Фоменко:
– Когда Петра Наумовича не стало, мы стали отсматривать разные фильмы и нашли запись репетиции «Бесприданницы». Он явно тогда себя плохо чувствовал. Он что-то объяснял, не было видно кому он лично объяснял, но он вдруг сформулировал, зачем он эту пьесу ставил. Он сказал: «Ну что такое жизнь по сравнению с любовью?!»
Галина Тюнина, актриса:
– Что касается меня, я слишком часто с ним соглашалась. Не в прямом смысле этого слова, а, наверное, я была, вообще, во многом более послушной, чем надо было бы быть. После спектакля «Триптих» была выпущена книга, там были фотографии с репетиций, со спектакля и Петр Наумович разрешил издать ее хотя он очень не любил все, что связано с изданием книг про него. Эту разрешил издать и в конце есть выписки из его слов с репетиций, его диалог, монолог о Пушкине, о спектакле и там есть такая фраза: «Галечка сопротивляйтесь мне».
Андрей Воробьев, директор театра:
– Когда мы этот театр создали, 29 лет тому назад, он был не похож ни на один театр в мире и до сих пор остается таким же. Многие правила и законы, по которым мы живем были разработаны нами самими для нас самих, очень многое не работает и не существует в других театрах. Петр Наумович очень любил репетировать и мог репетировать годами, он «Войну и мир» 6 лет репетировал. Было невозможно предсказать в какой день состоится премьера. Как правило это происходило следующим образом, когда Петр Наумович понимал, что спектакль пора выпускать мы отменяли другие спектакли, на которые были проданы билеты и вместо этих спектаклей показывали премьерный. Собственно, таким образом все и происходило. Сегодня кое-что изменилось в нашей жизни. Мы стараемся все-таки выстраивать график и план выпуска премьерного спектакля таким образом, чтобы в назначенные даты его показать, но до сих пор иногда, когда мы волнуемся, вы можете увидеть в нашей афише: «Спектакль будет объявлен особо».
Полина Кутепова, актриса:
– Петр Наумович предлагал странные на первый взгляд вещи, например, «провокативный» плащ из спектакля «Египетские ночи». Кстати, копия эскиза плаща хранится у меня дома, я где-то нашла его и сохранила, он у меня стоит в рамке, и я любуюсь на него. Вот такие моменты нам предлагались, и Петр Наумович как бы брал на слабо, испугаешься или не испугаешься. Мы не пугались. Все актеры шли за ним очень мужественно и верно. Мне кажется, ему это нравилось.
Олег Любимов, актер:
– Это был безумно интересный опыт, взять и прочитать такой гигантский роман, как «Война и мир»» от начала до конца. Мы читали его, по-моему, полгода. Мы читали по ролям и каждый день нас Петр Наумович «менял», сегодня ты читаешь Андрея, завтра ты читаешь Пьера и так далее. Он приглашал каких-то посторонних актёров, чтобы нас взвинчивать. Мне лично было невероятно интересно прочитать роман от начала до конца. Единственное, я жалею, что мы не подали в книгу рекордов Гиннеса, потому что, наверное, это самый большой роман прочитанный вслух. Помню еще, когда все стены были увешаны, афишами на обратной стороне которых был расписан план всего романа. Он был выписан по эпизодам и в каждом эпизоде было написано, кто участвует, то есть от первой до последней сцены романа. Мы поставили первую часть первого тома, но у Петра Наумовича был еще замысел поставить пролог и эпилог романа.
Кирилл Пирогов, актер:
– Петр Наумович говорил артистам: «Всегда надо искать адрес и никогда не заниматься собой, держаться за воздух, за партнера. Никогда не атаковать как «тотальный» театр, а втягивать публику». У меня с Петром Наумовичем было девять работ и знаете, всё было легко. Смысл в том, что все спектакли настолько связаны между собой, они перетекают друг в друга, потому что это была жизнь, а не делание спектакля. Это была жизнь театра, которая продолжалась и продолжается в следующих спектаклях. Это образ жизни, который мы жили много лет, по которому мы очень скучаем и которого не хватает, который требует твоей жизни. Мы всегда очень хотели выходной, как в обычном театре, в понедельник. Мы даже в какой-то момент бунтовали, говорили: ну, невозможно каждый день репетировать. В какой-то момент Петр Наумович сказал: «А от чего вы хотите отдыхать, от жизни?». Мы ничего не смогли ответить, потому что, как это – отдыхать от жизни действительно? Но один раз все-таки добились, он сказал: «Будет вам выходной!». И крупными буквами было написано «ВЫХОДНОЙ», а маленьким почерком Петра Наумовича приписано: «Вызываются: Бадалов, Любимов, Якубенко». Он научил жить, а не работать, я так думаю.
Евгений Каменькович, худрук театра Мастерской Фоменко:
– Когда Петра Наумовича не стало, мы стали отсматривать разные фильмы и нашли запись репетиции «Бесприданницы». Он явно тогда себя плохо чувствовал. Он что-то объяснял, не было видно кому он лично объяснял, но он вдруг сформулировал, зачем он эту пьесу ставил. Он сказал: «Ну что такое жизнь по сравнению с любовью?!»
Галина Тюнина, актриса:
– Что касается меня, я слишком часто с ним соглашалась. Не в прямом смысле этого слова, а, наверное, я была, вообще, во многом более послушной, чем надо было бы быть. После спектакля «Триптих» была выпущена книга, там были фотографии с репетиций, со спектакля и Петр Наумович разрешил издать ее хотя он очень не любил все, что связано с изданием книг про него. Эту разрешил издать и в конце есть выписки из его слов с репетиций, его диалог, монолог о Пушкине, о спектакле и там есть такая фраза: «Галечка сопротивляйтесь мне».
Андрей Воробьев, директор театра:
– Когда мы этот театр создали, 29 лет тому назад, он был не похож ни на один театр в мире и до сих пор остается таким же. Многие правила и законы, по которым мы живем были разработаны нами самими для нас самих, очень многое не работает и не существует в других театрах. Петр Наумович очень любил репетировать и мог репетировать годами, он «Войну и мир» 6 лет репетировал. Было невозможно предсказать в какой день состоится премьера. Как правило это происходило следующим образом, когда Петр Наумович понимал, что спектакль пора выпускать мы отменяли другие спектакли, на которые были проданы билеты и вместо этих спектаклей показывали премьерный. Собственно, таким образом все и происходило. Сегодня кое-что изменилось в нашей жизни. Мы стараемся все-таки выстраивать график и план выпуска премьерного спектакля таким образом, чтобы в назначенные даты его показать, но до сих пор иногда, когда мы волнуемся, вы можете увидеть в нашей афише: «Спектакль будет объявлен особо».
Полина Кутепова, актриса:
– Петр Наумович предлагал странные на первый взгляд вещи, например, «провокативный» плащ из спектакля «Египетские ночи». Кстати, копия эскиза плаща хранится у меня дома, я где-то нашла его и сохранила, он у меня стоит в рамке, и я любуюсь на него. Вот такие моменты нам предлагались, и Петр Наумович как бы брал на слабо, испугаешься или не испугаешься. Мы не пугались. Все актеры шли за ним очень мужественно и верно. Мне кажется, ему это нравилось.
Олег Любимов, актер:
– Это был безумно интересный опыт, взять и прочитать такой гигантский роман, как «Война и мир»» от начала до конца. Мы читали его, по-моему, полгода. Мы читали по ролям и каждый день нас Петр Наумович «менял», сегодня ты читаешь Андрея, завтра ты читаешь Пьера и так далее. Он приглашал каких-то посторонних актёров, чтобы нас взвинчивать. Мне лично было невероятно интересно прочитать роман от начала до конца. Единственное, я жалею, что мы не подали в книгу рекордов Гиннеса, потому что, наверное, это самый большой роман прочитанный вслух. Помню еще, когда все стены были увешаны, афишами на обратной стороне которых был расписан план всего романа. Он был выписан по эпизодам и в каждом эпизоде было написано, кто участвует, то есть от первой до последней сцены романа. Мы поставили первую часть первого тома, но у Петра Наумовича был еще замысел поставить пролог и эпилог романа.
Кирилл Пирогов, актер:
– Петр Наумович говорил артистам: «Всегда надо искать адрес и никогда не заниматься собой, держаться за воздух, за партнера. Никогда не атаковать как «тотальный» театр, а втягивать публику». У меня с Петром Наумовичем было девять работ и знаете, всё было легко. Смысл в том, что все спектакли настолько связаны между собой, они перетекают друг в друга, потому что это была жизнь, а не делание спектакля. Это была жизнь театра, которая продолжалась и продолжается в следующих спектаклях. Это образ жизни, который мы жили много лет, по которому мы очень скучаем и которого не хватает, который требует твоей жизни. Мы всегда очень хотели выходной, как в обычном театре, в понедельник. Мы даже в какой-то момент бунтовали, говорили: ну, невозможно каждый день репетировать. В какой-то момент Петр Наумович сказал: «А от чего вы хотите отдыхать, от жизни?». Мы ничего не смогли ответить, потому что, как это – отдыхать от жизни действительно? Но один раз все-таки добились, он сказал: «Будет вам выходной!». И крупными буквами было написано «ВЫХОДНОЙ», а маленьким почерком Петра Наумовича приписано: «Вызываются: Бадалов, Любимов, Якубенко». Он научил жить, а не работать, я так думаю.