Театр Пушкина провел закрытую репетицию «Багрового острова»

 
В Театре им. Пушкина готовятся к премьере «Багрового острова» по одноименной пьесе Михаила Булгакова, написанной специально для Камерного театра. Тогда, в 1928 году, этот спектакль пользовался большим успехом и за полгода его успели сыграть более 60 раз – пока не закрыли указом сверху. Чтобы вспомнить историю создания «Багрового острова» и погрузиться в атмосферу, в которой жил и творил писатель, Театр Пушкина пригласил журналистов посетить булгаковские места Москвы. Финальной точкой маршрута стала репетиция «Багрового острова».

Начался тур с музея-театра «Булгаковский дом» на Садовой – он находится в том же доме, что и «нехорошая квартира», которая стала первым московским адресом Михаила Афанасьевича.

В экспозиции – предметы и фотографии, рассказывающие о творчестве писателя и его жизни с первой женой.

А еще в пространстве музея есть тайные комнаты – медицинский кабинет и «временной коридор», расположившийся где-то между камином и книжным шкафом. За экспозицией следит особый хранитель – большой черный кот, словно отставший от свиты Воланда.
 
Кстати о Воланде – следующим к посещению был назначен Музей Булгакова на Пироговке, где писатель и создал «Мастера и Маргариту», «Багровый остров» и другие произведения, которые активно запрещала цензура. Так, спустя полгода успешных показов на сцене Камерного театра, в 1929 году Главрепертком запретил «Багровый остров».

«Вся критика СССР, без исключений, встретила эту пьесу заявлением, что она  “бездарна, беззуба, убога” и что она представляет “пасквиль на революцию”», – пишет Булгаков в письме советскому правительству в 1930-ом. К тому времени запрещены его пьесы, на работу не берут никуда – настолько одиозно и пугающе звучит имя Булгакова для руководства театров, а покинуть страну невозможно. «Прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу», – просит правительство Михаил Афанасьевич, перед лицом которого в противном случае «нищета, улица и гибель». Или хотя бы устроиться на работу во МХАТ – режиссером, статистом, рабочим сцены... На удивление, просьба была услышана Сталиным, и вскоре писатель получил должность ассистента-режиссера в Художественном театре.

По собственному признанию Булгакова, в «Багровом острове» он высмеивает тот самый Главный репертуарный комитет, который допускал (или не допускал) пьесы к постановке. «Это он воспитывает илотов, панегиристов и запуганных «услужающих». Это он убивает творческую мысль. Он губит советскую драматургию и погубит ее», – сетовал Михаил Афанасьевич.
 
Вернуть на сцену скандальный «Багровый остров» спустя почти сто лет с первой постановки в Театре Пушкина решили не только чтобы отдать дань традициям Камерного театра Таирова, но и потому, что пьеса «невероятно интересна и актуальна». «Булгаков высмеивает все, – говорит молодой режиссер Федор Левин. – Это сатира не только на идеологию, но и на театральные и литературные штампы, человеческие психотипы и то сумасшествие, которое и по сей день творится в мире. Тектонические сдвиги в жизни и культуре XXI века только начинаются, и интересно было бы отрефлексировать этот промежуточный период».

На закрытой репетиции журналистам представили пролог будущего спектакля. Действие разворачивается в театре, где получают революционную пьесу молодого драматурга. Выписать «разрешеньице» или «запрещеньице» на ее постановку должен цензор Савва Лукич, который утром уезжает в Крым на целый месяц. «Ежели мы сегодня ему генеральную не покажем, то получим вместо пьесы кукиш с ветчиной!» – восклицает директор театра в исполнении Александра Матросова. Потому среди артистов спешно распределяют роли, гору Арарат превращают в вулкан с огнем и дымом и придумывают костюмы из того, что есть под рукой. Ведь от решения цензора зависит судьба не только спектакля...
 
По словам худрука постановки Евгения Писарева, обратиться к «Багровому острову» – затея рискованная. «Дать 24-летнему недипломированному режиссеру лучших артистов труппы и первую премьеру сезона – это по-вашему не риск? Кроме того, это пьеса неизвестная, нераскрученная. Она, по сути, принадлежит истории Камерного театра», – говорит Писарев.
 
В спектакле обещают много экшна и танцев, десять мест действия и более тридцати артистов, занятых в постановке. Премьера назначена на 12 и 13 октября.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Евгений Ткачук откроет «Смешной фестиваль»

    «Смешной фестиваль» пройдет с 1 по 9 апреля в Петербурге. В программе – уличные шоу-программы, театральные постановки, лекции, мастер-классы, кинопоказы и благотворительные акции. Артисты клоун-мим-театра «МимИГРАнты», они же организаторы, обещают «запустить волну общегородского хохота» и  устроить «настоящий фейерверк радостных эмоций на весь Заячий остров». ...
  • Матери и дети на сцене театра «Сфера»

    «Без вины виноватые» Островского на сцене «Сферы». Это и переплетение судеб, и любовь, и горе, и сама правда жизни. Вся и без остатка. Вечная тема — взаимоотношения родителей и детей. Для каждого человека, не только для литературных классиков. ...
  • В Железноводске откроют Музей памяти Сергея Пускепалиса

    15 апреля состоится открытие музея памяти Сергея Пускепалиса в Железноводском Дворце культуры.   Экспонатами  музея станут личные вещи актера, а также его награды, кубки и многое другое.   «Всю коллекцию нам удалось собрать благодаря вдове Сергея. ...
  • В Москве покажут фильмы, представленные в Каннах

    В московском кинотеатре «Художественный» представят премьеры двух фильмов-участников Каннского кинофестиваля. Зрители увидят их 9 и 10 апреля.   9 апреля совместно впервые покажут драму корейского режиссера Дави Чоу «Возвращение в Сеул». ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
  • Театральный поход

    Что смотреть в московских театрах в марте: журнал «Театрал» подготовил для поклонников театра подборку пяти премьер, которые нельзя пропустить. «Амадей» Постановка Анатолия Шульева, ученика Римаса Туминаса, не о зависти – о неразделенной любви. ...
  • Полина Райкина: «То, что сейчас называется нравственностью, ею совсем не является»

    Широта ее сценических возможностей весьма велика. Это и лицемерная Феклуша в «Грозе», и несчастная мама в пьесе «Это все она», и папаша в «Елизавете Бам»… «Театрал» поговорил с Полиной Райкиной о современном театре и ее видении себя самой. ...
  • «Бег». Дистанция – бесконечность

    Новые смыслы и вневременные проблемы российской истории и человеческих судеб легендарного и вечно современного булгаковского «Бега» представили зрителям авторы нового спектакля «Ленкома Марка Захарова». Режиссер Александр Лазарев и команда создателей постановки современными театральными средствами рассказали о тех, кто бежал от трагических событий времени на чужбину, в пустоту одиночества. ...
Читайте также